Fog-туман

бывает двух типов — стандартный (Standard) и слоистый (Layered). Первый используется для создания тумана, равномерно скрывающего объекты в направлении глубины поля зрения, то есть по горизонтали. Второй скрывает объекты неравномерно в зависимости от их вертикальной координаты.

Параметры эффекта Fog настраиваются в трех свитках: FogParameters, Standard и Layered. В свитке Fog Parameters определяются основные параметры эффекта: цвет тумана (Color) и тип (Type) — Standard или Layered. При необходимости здесь можно назначить эффекту текстурную карту цвета — Environment Color Map и/или текстурную карту непрозрачности — Environment Opacity Map, а также включить для него опцию FogBackground, обеспечивающую затуманивание заднего плана. Параметры стандартного тумана настраиваются в свитке Standard, а слоистого — в свитке Layered.

 

Стандартный туман

Область распространения стандартного тумана может ограничиваться диапазоном влияния окружающей среды (EnvironmentRange) в поле зрения камеры. Характер распространения тумана между данными границами зависит от того, включен или выключен флажок Exponential (Экспоненциальный). При включенном флажке туман распространяется по криволинейной траектории, при выключенном — по прямолинейной.

Диапазон влияния окружаю-щей среды задается двумя ог-раничивающими плоскостями: NearRange (Ближняя граница) и FarRange (Дальняя грани-ца). Ближняя граница опреде-ляет расстояние, на котором эффект начинает действовать, дальняя — расстояние, начи-ная с которого эффект прояв-ляется в полную силу. Объек-ты, находящиеся между ближ-ней и дальней границами, будут видны частично, а расположенные за дальней границей — вообще не видны.

По умолчанию данные границы не отображаются в окнах проекций — для включения их отображения следует активизировать флажок Show. Местоположение границ задается в свитке Parameters (Параметры) камеры.

Для примера создайте произвольную сцену с несколькими примитивами. Назначьте ей эффект стандартного тумана — из меню Rendering (Визуализация) откройте команду Environment (Окружение), в свитке Atmosphere (Атмосферные эффекты) щелкните по кнопке Add (Добавить), выберите эффект Fog (Туман) и щелкните по кнопке Ок. Визуализируйте сцену — туман покроет всю сцену полностью, причем вблизи дальней границы туман будет столь плотным, что находящиеся там фрагменты объектов окажутся полностью скрытыми. В секции FogParameters установите для тумана светло-голубой цвет, а в области Standard уменьшите параметр Far, означающий уровень максимальной плотности тумана, до 50% — туман станет голубым, а плотность его снизится, но ближняя и дальняя границы распространения тумана останутся неизменными.

 

Исходная сцена Начальный вид сцены со стандартным туманом

 

Изменение параметров эффекта Fog Вид сцены после коррекции настроек тумана

 

Откройте на панели Create категорию Cameras (Камеры), щелкните по кнопке Target (Нацеленная камера) и в окне проекции Тор создайте камеру, нацеленную на объекты. Вместо проекции Perspective загрузите проекцию камеры (клавиша С), подкорректируйте ее положение. Теперь отрегулируем границы распространения тумана. Выделите камеру, откройте панель Modify и в группе Environment Ranges установите флажок Show — в области зрения камеры отобразится дальняя граничная плоскость диапазона (ближняя плоскость по умолчанию устанавливается на нулевом расстоянии и потому не видна). Установите ближнюю границу (NearRange) равной 300, а дальнюю (FarRange) — 500 и после визуализации увидите, что никакого тумана на переднем плане нет, зато на заднем плане он стал более заметен по причине перемещения дальней границы.

 

Слоистый туман

В отличие от стандартного тумана, слоистый не ограничивается плоскостями NearRange и FarRange. Чтобы убедиться в этом, измените в секции FogParameters свитка Atmosphere тип тумана со Standard на Layered и визуализируйте сцену — голубой туман будет окутывать ее полностью, несмотря на установленные ближнюю и дальнюю границы.

Зато у слоистого тумана можно регули-ровать пределы вертикального распростра-нения через горизонт камеры и настройки самого тумана: · Top/Bottom — определяет верхнюю/ нижнюю границы слоя тумана; · Density — задает плотность тумана ; · Falloff — определяет положение ту-мана относительно линии горизонта: Top (вверху), Bottom (внизу) или None (нет);

· HorizonNoise — задает разброс тумана по линии горизонта;

· Size — определяет размер элементов тумана;

· Angle — устанавливает угол камеры к горизонту.

 

Для примера установите значение параметра Top равным 0, а Bottom — 40 и при визуализации увидите, что туман состоит как бы из двух слоев — плотного нижнего и совсем неплотного верхнего. Установив флажок HorizonNoise (Шум горизонта) и экспериментируя со значениями параметров Size и Angle, можно добиться неровной кромки тумана в области линии горизонта.

 

 

Примеры слоистого тумана с неровной кромкой

 

Текст, окутанный туманом

Подготовьте сцену из двух объектов: плоскости и объемного текста. Создайте стандартную нацеленную камеру и настройте ее положение и ориентацию для такого же, как и в окне Perspective, вида. Назначьте сцене эффект слоистого тумана, щелкнув в свитке Atmosphere окна Environment and Effects (Окружение и эффекты) на кнопке Add, выбрав эффект Fog и изменив тип тумана на Layered. Настройте параметры слоистого тумана в соответствии с рис. 15, изменив цвет тумана, определив его верхнюю и нижнюю границы, плотность (Density) и настроив разброс фрагментов тумана вдоль линии горизонта (флажок HorizonNoise).

Установите какой-нибудь рисунок неба в качестве фона при рендеринге (команда Rendering=>Environment=>EnvironmentMap=>Bitmap) и как текстурную карту на канале Diffuse для материала, назначенного плоскости.

Фоновое изображение Результат назначения слоистого тумана

В целом текст смотрится неплохо, но сама сцена несколько мрачновата, попробуем придать ей яркости путем настройки освещения. Создайте в проекции Left источник типа TargetSpot для освещения текста спереди — расположите источник в направлении текста и уменьшите его интенсивность до 0,7. Для общего освещения сцены добавьте дополнительный Omni-источник с розовым (как и у тумана) цветом, увеличьте его интенсивность до 2. Результат рендеринга окажется гораздо более привлекательным.

 

Volume Fog

Эффект VolumeFog, в отличие от эффекта Fog, генерирующего равномерный (плоский) туман, позволяет создавать клубящийся объ-емный туман, область распространения та-кого тумана ограничена гизмо, а отдельны-ми клубами тумана можно управлять. Параметры эффекта Volume Fog разбиты на три группы: Gizmos, Volume и Noise. Первая группа позволяет настроить гизмо. Во второй определяются основные пара-метры эффекта: цвет тумана (Color), его плотность (Density), степень детализации (StepSize) и др. В третьей группе - параметры, позволяю-щие управлять особенностями формирова-ния отдельных клубов тумана: тип шума (Type), уровень однородности (Uniformity), уровень разброса (Levels), фаза смещения (Phase), направление ветра (Wind) и т.д.

 

Создайте эффект VolumeFog и проведите рендеринг— увы, при настройках по умолчанию результат мало напоминает туман. Измените цвет тумана на светло-голубой и уменьшите плотность (Density) до 10 — вид сцены улучшится. Установите флажок Exponential — туман станет более равномерным. Поэкспериментируйте с разными типами тумана (Type), различающимися вариантами разброса элементов тумана: Regular (Регулярный), Fractal (Фрактальный), Turbulen ce (Турбулентный) и Invert (Инвертный). Визуально оцените, какое влияние оказывает на вид тумана порог разброса элементов тумана: High (Высокий), Low (Низкий) или Uniformity (Однородный).

 

 

 

По умолчанию область распространения объемного тумана не ограничена, однако это легко исправить, добавив к сцене вспомогательный объект типа Atmospheric Apparatus и указав его в качестве гизмо эффекта Volume Fog. Перейдите на панель Create=>Helpers и выберите на ней уровень Atmospheric Apparatus. Щелкните, например, на объекте SphereGi zmo (Сферический гизмо) и в окне проекции Top создайте новый объект точно так же, как создается стандартный примитив Sphere. Используя инструменты перемещения и поворота, измените положение объекта так, чтобы он занимал все пространство на заднем плане сцены. В области Volume Fog Parameters окна Environment and Effects щелкните на кнопке Pick Gismo (Указать гизмо) и укажите созданный вспомогательный объект на любом из видовых экранов. Визуализируйте сцену — теперь туман будет распространяться лишь в пределах вспомогательной сферы.