Линейные соотношения

Пропорции как таковые. Именно соотношение размеров предметов, частей тела по отношению друг к другу и ко всей фигуре в целом, соотношение размера предмета и окружающего его пространства. Все это реальные пропорции продиктованы нам природой и средой. Мы привыкли к определенной высоте стула и стола, мы ввели понятия "высокий", "низкий", "большой", "маленький", "толстый" и "тонкий"... Это все линейные соотношения. И в каждом из них заложена относительность. Маленький объект таковой только рядом с бОльшими объектами, рядом с еще более мелкими он будет считаться большим.

Гулливер потому и великан, что попал в иную размерную среду. И весь сюжет далее строится на этой "неестественности" пропорций.

На приведенных ниже работах Питера Брейгеля - примеры прямого и обратного использования линейных пропорций в композиции. На первой мы легко выделяем из людской массы учителя. На второй контраст между размерными соотношениями пространства, домов и человеческих фигур делает последние предельно маленькими, "муравьиными".

С точки зрения психологии мы привыкли относиться к неестественно большому как к чему-то потенциально опасному, угрожающему. Большое подавляет нашу привычную систему восприятия с ее устоявшимися настройками. И наоборот, излишне маленькое вызывает в нас умиление, некую жалость и сочувствие, пусть даже не в столь явно выраженных эмоциональных формах.