Реферат Курсовая Конспект
Физиологические основы восприятия - раздел Образование, Физиологические Основы Восприятия. ...
|
Физиологические основы восприятия.
Человеческий мозг обладает определенными особенностями восприятия окружающей нас действительности, которые необходимо помнить при создании творческих работ (разумеется, если вы хотите адекватной реакции от зрителя). Превосходя по своим возможностям современные компьютеры, мозг отличается от них тем, что имеет склонность концентрировать внимание на определенных объектах и исключать из внимания не интересующие его. Эта склонность подчиняется определенным закономерностям, не знать которые и не использовать в своих страничках для привлечения внимания было бы просто глупо.
Реакция на опасность.
В процессе эволюции человеческий мозг в целях самосохранения выработал определенные реакции (на уровне подсознания) на различные виды объектов, и при наличии некоторых факторов объект вызывает реакцию отторжения. То есть неправильно расставив акценты на своей страничке или рекламе, вы можете вызвать совершенно противоположное впечатление.
Размер
Большие объекты (и псевдоувеличенные) острее воспринимаются, но чем сильнее реакция на объект - тем сильнее отторжение. Щит наружной рекламы на магистрали воспринимается более спокойно (расстояние, скорость, состояние защищенности в автомобиле). И тот же щит на пешеходной дорожке может просто подавить зрителя своими размерами и огромными цветовыми пятнами.
Цвет
В определенных пропорциях цвет способен создавать настроение и привлекать внимание, но при нарушении этих соотношений в сторону увеличения может восприниматься как опасность и вызывать реакцию недоверия.
Естественность и уместность
Любой объект или изображение может быть естественным в одной ситуации и неуместным в другой. Изображение коровы в рекламе на улицах большого города привлечет внимание, но подсознательно из-за своей неестественности вызовет недоверие. Картинка с телевизором на загородной трассе вызовет только смех.
Выделение объекта из среды.
Среди однородных объектов внимание концентрируется на тот объект, который отличается какими-то качествами. Одна черная корова среди стада рыжих, большое объявление на полосе газеты среди маленьких, цветное изображение среди черно-белых и наоборот. Один и тот же щит наружной рекламы зимой и летом воспринимается по-разному за счет окружения.
Как это положительно можно использовать на практике?Выделяйте то, что вам кажется главным.
УГОЛ ЗРЕНИЯ
Глаз обладает определенным углом зрения, что обеспечивает поле благоприятного восприятия. Максимальный угол восприятия глаза 57 градусов, оптимальный - 35-40 градусов. Эти данные позволяют вычислять наиболее благоприятные размеры рекламы на различных расстояниях. Если экран находится на расстоянии в среднем 35-40 см от глаз, то оптимальный размер изображения составляет 15 - 18 см по высоте и 10-14см по ширине (учтены особенности бинокулярного зрения). Надеюсь, вы не восприняли это как совет делать ВСЕ картинки такого размера.
Физиологические основы восприятия.
Основные средства и принципы композиции
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЦИПОВ КОМПОЗИЦИИ
ФОРМАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ.
Ключ к формальному равновесию - абсолютная симметрия слева и справа от опт. центра. Такое равновесие используется, когда требуется подчеркнуть достоинство, стабильность и консерватизм образа.
Соразмерность
Все элементы композиции страницы должны занимать площадь, соразмерную с их значением в композиции как едином целом. Одинаковость элементов по цвету, размеру или другим качествам вызывает монотонность. Вроде как бразильские сериалы. Посмотрев две серии, можно уверено сказать, что будет в третьей. А смотреть скучно. Но иногда подобный повтор целой композиции используется очень удачно в уличной рекламе, особенно политической. Многократный повтор одного плаката создает определенный эффект воздействия.
Контрастность
Эффективный способ привлечь внимание к одному определенному элементу - использовать контрастный цвет, размер или стиль. Например, использовать негатив (белое на черном), черно-белое объявление в красной рамке или необычный стиль шрифта, контрастирующий с привычным.
Последовательность
Имеется ввиду стилевая взаимосвязь данной композиции (страницы) со всеми страницами сайта (или журнала). Это достигается применением одного и того же формата, стиля, тональности, постоянного использования единых приемов: логотипа, рисованного персонажа, броского девиза.
Единство
Единство - это соединение всех элементов в единое целое. Несмотря на то, что композиция состоит из многих разных частей, они должны быть так взаимосвязаны, чтобы композиция в целом производила гармоничное впечатление. Свой вклад в достижение единства могут сделать равновесие, перемещения, пропорциональность, контраст и цвет. Помимо этих, могут быть использованы и другие приемы.
· Один шрифт.
· Наложение одного изображения на другое или одного элемента на другой.
· Продуманное использование пробелов
· Графические приемы: стрелки, рамочки, штриховка, тон.
Четкость и простота
Любой элемент, от отсутствия которого композиция не пострадает, должен быть убран. Перегруженность разными стилями шрифта, слишком мелкими буквами, негативами, иллюстрациями или ненужным текстом, усложняет и загромождает композицию. Страница становится трудной для восприятия, и её эффект снижается.
Выделение пробелами (паузами)
Пробелы - это часть объявления, не занятая другими элементами. Это название сохраняется, даже если эти части закрашены черным или другим цветом. Пробелы играют важную роль в создании образа, ибо пауза в музыке - тоже музыка
КОМПОЗИЦИЯ НА РИТМЕ
Одна из самых распространенных композиций, ибо ритм - основа жизни. Даже в самых статичных композициях можно отыскать проявления ритма - ритм пятен, цвета, линий, ритм движения и т.д.
ДВИЖЕНИЕ
Композиционный прием, когда взгляд, войдя в определенном месте в композицию, начинает благодаря линиям, направлениям передвигаться от одного объекта к другому, образуя сложную кривую, охватывающую почти все рабочее пространство.
МНОГОПЛАНОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Прием, когда объекты находятся один за другим. Особенно эффектен в видеороликах при переводе фокуса камеры с одного объекта на другой. в веб-дизайне применяется редко, в основном на шоу-страничках и на страницах со сложным и зрительно активным бэкграундом.
Какой вид композиции наиболее эффективен?
Понятно, что это зависит от поставленных задач. Но наиболее выгодно смотрятся странички, построенные по рекламному или плакатному принципу с одним доминирующим изображением, с несколькими маленькими и текстовыми блоками. Визуальные средства, заложенные в них, задерживают внимание читателя. Следовательно, содержание иллюстраций должно быть интересным.
Заголовки так же должны задерживать внимание, и их роль может быть даже более важной, чем роль иллюстрации. Шрифт должен быть умеренно крупным. Заголовок, расположенный ниже иллюстрации, может рассчитывать на 10%-ное увеличение числа читающих.
Процесс восприятия окружающей действительности.
Я смотрю на свой стол. Монитор, системный блок, клавиатура, мышь, принтер, сканер. А это - коробки с дискетами, авторучка, пульт от телевизора. Ага, вот оно. Сигареты. Ну пора бы и покурить:o)
И такое происходит ежесекундно, ежечасно в течение всей нашей жизни. Мы смотрим, видим, осознаем и принимаем решения. А почему мы осознаем,что это сигареты? Ведь не каждый раз при взгляде на пачку мы идем курить. Иногда мы ее просто не замечаем. Да вот, такую красненькую яркую пачку. Взгляд проходит по ней, но не видит ее...
Или, скажем, сидим мы на футбольной трибуне. Иванов (Петров) забил гол. А где он? Издалека разве увидишь. А, вот этот маленький, кругленький, с кривоватыми ножками... видишь, как побежал. Да и дриблинг у него классный. Это и есть Иванов? С кривыми ножками?... Ну теперь-то мы его где хошь узнаем.
А все ли люди с кривыми ногами - футболисты? А сколько среди них Ивановых?
Цветовые соотношения.
Почему пожарная машина вызывает в нас такое "уважение"? Потому что большая или потому что вся такая красная? Еще более громоздкий желтый "Катерпиллер" привлекает наше внимание не меньше, но только на уровне активизации внимания. А вот пожарный автомобиль всегда у нас ассоциируется с тревогой и опасностью, пусть даже пожарные едут тихо на обед, без сирен и мигалок. Такое количество красного цвета даже очень тупому прохожему способно поведать о многом.
Проследите, плз, как растет эмоциональное напряжение в зависимости от количества красного цвета (разумеется, на зрителя влияет и масса других факторов, начиная от общей композиционной схемы до самого содержания, темы произведения).
Можно ли вывести какие-то закономерности или правила относительно цветовых пропорций? Разумеется, но как и положено, исключения из этих правил будут гениальнее самих правил.
От общего к частному.
Методика работы над изображением.
Существует несколько методик работы над живописным (да и над графическим) изображением. Задачей любой методики является показать тот правильный, наработанный опытом веков и труда многих тысяч художников путь к совершенному результату, гарантированному и грамотному. Характерной особенностью методик является разделение процесса на этапы с определенной последовательностью.
Классический метод.
Наиболее часто применяемый метод в живописи (методика рисунка имеет свои особенности, и в данный момент мы ее не рассматриваем, хотя данный метод вполне применим к рисунку творческому, в отличие от учебного рисунка, где всегда ставятся определенные учебные задачи).
Разметка (подготовительный рисунок). Определение общей компоновки, распределение общих масс в плоскости и относительно формата листа, построение композиции. Степень проработки формы зависит от конкретной задачи, обычно легко наносятся тени для проверки соотношений. | ||
Определение общих соотношений. Выявляются общие соотношения по тону и цвету, выявляются и проверяются теплые и холодные отенки, основные цветовые массы. Идет общая настройка этюда. Вдаваться в детали на этом этапе не следует. | ||
Определение конкретных соотношений. Цвет и тон берутся практически в полную силу. Проверяются соотношения теней предметов и окружения между собой и по отношению к светам. Самое темное и самое светлое. Место каждого полутона в этой шкале оттенков. | ||
Построение формы. Цветом и тоном лепится форма предметов, задаются достаточно точные цветовые соотношения. Этюд приобретает достатоно осязаемую форму и светотень. На этом этапе этюд уже должен выглядеть узнаваемым относительно натурной постановки. | ||
Деталировка этюда. Определение степени детализации формы. Выявление фактуры и текстуры материалов. Подчеркивание конкретных характерных особенностей предметов, их индивидуализация (чем этот кувшин отличается от других таких же). | ||
Обобщение. Обобщение работы, придание ей цельности, впечатления единства тона и цвета. Приглушаются "выпирающие" света, ослабляются излишне плотные тени. Следует избавиться от навязчивых, излишне акцентированных деталей и выделять только самое главное. |
Это основные, так сказать, операции, работа для рук, глаз... Чем должен заниматься в этот момент мозг, как он ведет себя на каждом этапе, какие "операции" (анализ, абстрагирование, синтез) - это мы попытаемся рассмотреть потом, потому как на каждом этапе он выполянет и другое, и третье с разными целями и задачами.
Следует обратить внимание на последовательность операций. Не стоит начинать с деталей, особенно не имея опыта - вы рискуете потом запутаться в соотношениях, усложнить процесс и, в конце концов, "замучить" работу.
От простого к сложному.
При ведении работы нужно придерживаться простой логики - нельзя красить стены, если нет даже фундамента. Многие начинающие художники начинают рисовать реснички на глазах, тогда как нет еще ни лица, ни даже самого глаза. Методичное ведение работы позволить вам избежать многих ошибок (ну не всех, конечно :o)
Теория соотношений. 2
В познании Единства и Двоичности И Мудрости как счастья Пустоты Как Свет звезды, ко мне приходишь ты, Мой милый Ангел, очень симпатичный... |
Теория соотношений. 3
В познании Единства и Двоичности И Мудрости как счастья Пустоты Как Свет звезды, ко мне приходишь ты, Мой милый Ангел, очень симпатичный... |
А где же мистика? Тем более магия?...
Бог создал Человека... Акт творческий, может быть, не до конца совершенный, но вполне законченный по определенным задачам (по техзаданию :o) Этакая саморазвивающаяся и самосовершенствующаяся система. Система не стала наращивать мощь мускулов рук, а придумала палку-копалку, лопату, экскаватор. Итог потрясающий. Затрачивая меньше усилий, система совершает большее действие с максимальным результатом (в том числе и моральным). Система придумала автомобиль, чтобы быстрее бегать, не шевеля при этом ногами :o) Система придумала компьютер, который во много раз повышает производительность и качество логических операций... Вот магия как раз в том, что созданы предметы, инструменты и достаточно самостоятельные рабочие системы, не существовавшие ранее в природе, с использованием знаний и естественных ресурсов.
Ну а мистика, как всегда, происходит вокруг магии. В отличие от палки-копалки все эти "волшебные" вещи потребляют внешние ресурсы (не только энергию самого создателя-пользователя). А КПД у всех плодов технической мысли всегда меньше 1 (иначе мы имели бы гениальный вечный двигатель), то есть потребляет он всегда больше, чем производит. Это не всегда явно, но всегда закономерно. Даже за очень выгодную, казалось бы, электроэнергию ГЭС мы платим прежде всего экологией. А это заставляет нас переключаться от общечеловеческих ценностей на свой частный мир потребителя (... я-то не живу на Байкале, меня-то эти искусственные моря с завернутой биосистемой и зараженной рыбой не касаются, да и цветы-мутанты высотой в 2 метра растут далеко от моего дома). Я вообще-то не собирался рассуждать на фоне высоких моральных материй, но факт, что любое новое техническое "чудо" требует новых энергетических вливаний, а следовательно - новых выгребаний энергии откуда-то (с нашей родной планеты). Мы топим печку собственным паркетом.
Одно время в школьное программе, в разделе "Обществоведение" существовало понятие "Производство средств производства". Можно было бы смело добавить главу "Потребление средств потребления". Потому как мы уже не можем обходиться одним телевизором, одним холодильником, или даже одним автомобилем. То есть мы сами повышаем "дефицит паркета".
О творцах и пользователях.
В чем суть прогресса?
В создании, накоплении и реализации творческих идей на существующей и постоянно пополняемой базе опыта и знаний. Ну вроде все нормально... и с техническим прогрессом в том числе...
А зачем?
А вот тут наверняка каждый начнет отвечать, исходя их своих личных интересов и амбиций, а то и вообще частых потребностей...
– Конец работы –
Используемые теги: Физиологические, основы, вос, ятия0.072
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Физиологические основы восприятия
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов