рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Модуль 1. Формирование художественной идеи

Модуль 1. Формирование художественной идеи - раздел Образование, ЛЕНД АРТ Первый Модуль Состоит Из 4-Х Заданий, При Выполнении Которых Выкристаллизовыв...

Первый модуль состоит из 4-х заданий, при выполнении которых выкристаллизовывается художественная идея проекта:

· предварительная аналитическая работа,

· клаузура,

· макет графика движения,

· макет детали.

 

 

Предварительная аналитическая работа

Первой задачей стоящей перед студентом в процессе выполнения проекта является формирование личного понятия о том, что такое Лэнд Арт. Оно создается на основе знаний об истории этого направления, современном значении этого понятия, о мастерах работающих в этом жанре, основных работах. Эти знания отражаются в самостоятельном аналитическом задании, которое состоит из текстовой и графической части.

Графическая часть складывается из нескольких работ Лэнд Арта (от 3-х до 10-ти), подписанных с указанием названия работы, имени автора, места ее расположения и даты создания. На кальке наложенной поверх рисунка графически разбирается прием, с помощью которого выполнена работа.

Текстовая часть работы (от 3-х до 5-ти страниц) состоит из основного текста, кратких выводов и списка использованных источников. В выводах необходимо охарактеризовать принципы Лэнд Арта, его идеологию, основные выразительные средства и приемы.

В процессе обсуждения аналитических заданий в группе, выясняется история этого направления, которое берет свое начало в 1960-х годах, показывается связь произведений Лэнд Арта с садово-парковым искусством. Студенты выявляют средства, с помощью которых создают свои работы мастера Лэнд Арта. Делается совместная попытка классифицировать произведения, выбранные студентами в качестве образцов.

Работы, описываемые понятием Лэнд Арт, различны. Они бывают разного масштаба – от многокилометровых изменений ландшафта до минискульптуры. Некоторые работы требуют постоянного присутствия человека, а иногда и участия зрителя; определенных климатических условий (гроза, закат, прилив и т.д.) для их правильного восприятия; они отличаются по возможности их восприятия – от аэрофотосъемки до личного присутствия. Произведения Лэнд Арта существуют лишь определенный промежуток времени, но тоже могут разделяться на рассчитанные на определенный, достаточно краткий период времени, и работы задуманные на постепенное развитие и изменение во времени.

Задача студентов в процессе обсуждения подготовленных аналитических работ сосредоточиться на той части произведений Лэнд Арта, который в ландшафтной архитектуре принято описывать термином геопластика.

Среди массы отобранных работ, представленных в аналитических заданиях, проводится классификация – различаются те объекты, которые построены:

· на контрасте или нюансе;

· с использованием эффектов освещения;

· с использованием эффекта фактур поверхности;

· с использованием цвета;

· в которых, основную роль играет форма, приданная земляным массам;

· на различных ритмических приемах.

 

Работа над художественной идеей проекта

Важным элементом предварительной подготовки, является ознакомление с исходной ситуацией. Если есть возможность посетить место проектирования, то необходимо на месте ознакомиться с существующим рельефом и зелеными насаждениями. Если ситуация учебная, то студент выклеивает макет в масштабе 1:1000 или 1:500. Это задание выполняется, чтобы понять характер рельефа, определить пологие или крутые склоны, выпуклости и впадины.

Различают 4 категории однотипных по своей структуре и эстетическому воздействию пейзажей, которые связаны в единый объемно-пространственный комплекс.

1 категория – ландшафт закрытых пространств или лесных массивов вертикальной и горизонтальной сомкнутости (лес, бор и т.д.)

2 категория – ландшафт полузакрытых пространств или изреженных насаждений.

3 категория – ландшафт полуоткрытых пространств или рединных (отдельных) насаждений.

4 категория – ландшафт открытых пространств (поляны, луга, водоемы, прогалины и т.д.).

Ландшафт открытых пространств различают еще и по глубине пейзажей:

· пейзаж коротких перспектив с глубиной просмотра до 150 м;

· пейзаж средних перспектив с глубиной просмотра от 150 до 400 м;

· пейзаж далеких перспектив с глубиной просмотра свыше 400 м.

Необходимо понимать, что в зависимости от размера просматриваемого открытого пространства необходимо по-разному работать будущей композицией:

· в пейзажах коротких перспектив хорошо прочитывается текстура, а фактура должна быть однородной;

· для средних и далеких перспектив работает фактура, а именно рисунок, рельеф рисунка (светотень) и плотность элемента (работа на просвет). Так же хорошо воспринимается цвет.

 

На основе вывода аналитической работы и знакомства с учебной ситуацией, студентом выбирается идея будущего решения. Художественный образ (концепт), который предлагается студентом, проявляется во взаимосвязи с природой. Участок для проектирования значительно влияет на конечную идею.

Созданный концепт изображается на клаузуре, которая выполняется на листе А2. На листе присутствует ксерокопия ситуации в масштабе 1:500, на которой студент по согласованию с руководителем или самостоятельно выделяет конкретный участок, на котором будет вести проектирование. Там же изображается идея работы в виде комикса (если используется сценарный подход) или отдельных изображений (если разрабатывается общая тема). Работа дополняется прототипами, которые иллюстрируют прием, с помощью которого могут быть реализованы принятые решения.

При выполнении клаузуры отрабатывается умение эскизировать. Совместно с преподавателями проводится обсуждение, что такое эскизное изображение: какую задачу решает та или иная эскизная зарисовка, и какие элементы идеи должны быть выявлены; какими инструментами может выполняться эскиз (карандаш, черная ручка или лайнер, маркеры). В зависимости от степени рисовальной подготовки студентам предлагается выбрать свой стиль эскизирования.

Задача конечного варианта клаузуры развить идею, возникшую у студента, до уровня сценария. Сценарий складывается из отдельных кадров, и может быть двух видов.

Классический вид сценария состоит из завязки, развития, кульминации и заключения. Примером может являться известная пьеса В. Шекспира «Ромео и Джульета», где заявление о вражде двух родов – завязка, события, приведшие к смерти героев – развитие сюжета, трагическая смерть – кульминация, а дружба над могилою – заключение.

Другой вид сценария связан с теорией игр. Теория игр – математическая схема анализа стратегического взаимодействия сторон. Базовым элементом этой теории является утверждение, что каждый индивид может совершить свободный выбор. Отсюда возник художественный сценарий, в котором все узловые элементы примерно равнозначны, в них необходимо принять решение, в зависимости от которого развивается сюжет. При таком построении произведения в сюжете возможны возвраты к тому же узловому элементу и даже его полная закольцованность. Примерами подобного сценария являются компьютерные квесты (вид компьютерных игр). Фильм немецкого режиссера Тома Тыквера «Беги, Лола, беги», снятый в 1999 году, считается одним из классических образцов подобного сценария. В этом фильме сюжет прокручивается трижды в разных вариантах (период жизни переживается тиржды), прежде чем выбирается вариант, удовлетворяющий героев.

Выбор типа сценария зависит от идеи. Если в ней есть ярко выраженная последовательность действий или кульминационный момент, вокруг которого строиться весь проект, то предпочтительней первый вид сюжета. Если идея требует напряжения, многократного повторения, то более очевидным является выбор второго вида сюжета.

Делая эскизные зарисовки проектирующий должен понимать, что в процессе движения кадр изменяется: планы придвигаются – второй план становиться первым, задний получает глубину, в результате чего движущийся видит новые детали, и даже одна и та же форма выглядит по-разному по мере приближения к ней. К тому же надо помнить, что первым кадром сценария является вид с точки начала пути.

 

Макет графика движения

На основе выбранного типа сценария формируется путь, который увязывает элементы композиции между собой.

Вероятны два разных подхода к постановке задачи проектирования. В первом случае весь выделенный участок рассматривается как место расположения композиции одного студента, при этом он подробно разрабатывает только один из ее фрагментов. Во втором случае весь выделенный участок разделяется между студентами подгруппы, и каждому студенту задается место входа и выхода на участок. В этом случае, реализуя свою идею, он должен соотноситься с работами других студентов подгруппы.

Можно выделить 4 типа движения (Рис. 1): векторное, радиальное, отраженное и центростремительное.

1. Векторное движение – это движение по прямой к видимой цели, чаще всего доминанте. Примером подобного движения может служить мемориал Славы в Лесопарке (Харьков). По мере приближения к цели – фигуре Родины-матери – нарастает напряжение, вызванное прохождением мимо скульптурных групп погибшим воинам, подпольщикам и мирным жителям, расположенным кулисно.

2. Радиальное движение – это движение по окружности к цели, когда по мере приближения доминанта рассматривается с разных сторон. Частным случаем, является движение по спирали. Радиальное движение, в большинстве случаев применяется при ярко выраженном рельефе: холме или блюдцеобразном понижении.

3. Отраженное движение – это движение от объекта к объекту, когда при подходе вплотную к цели движения, открывается направление к следующей цели.

4. Центростремительное движение – движение, построенное на обходе вокруг отдельных элементов, которые складываются в общую композицию. Подобное движение можно наблюдать в пейзажных парках, когда дорожка изгибается вокруг водоема, массива зелени, отдельно стоящего дерева и т.д.

 

 

Рисунок – 1 Типы движения

 

Для лучшего понимания свойств различных типов движения, при выполнения проекта «Лэнд Арт» желательно выбрать один основной тип движения, наиболее соответствующий идее проекта, вокруг которого расположить элементы композиции. Не следует забывать, что посетитель должен начать и закончить движение, следовательно, он должен не только дойти до кульминационной точки проекта, но и вернуться. Поскольку в большинстве случаев идея не предполагает обратного прокручивания сюжета, необходимо предусмотреть дорожку, которая доведет посетителя к выходу. Для дорожки-возвращения возможно предусмотреть тип движения отличающийся от основного, применив прием контраста или нюанса.

График движения напрямую связан с объектами композиции, поскольку их характер зависит от зрительного восприятия. Решающее влияние на степень детальности рассмотрения объекта оказывает время осмотра. Чем меньше возможное время осмотра, тем выразительнее и ярче должна быть композиционно подчеркнута разница между главным и второстепенным. Расположение главных элементов должно быть ритмичным, компактным и легко усваиваться сознанием зрителя на фоне общей картины.

Замкнутые пространства воспринимаются (из-за пределов зрительного восприятия):

· интимными, если их размеры не превышают 25 м,

· очень большими, если их размеры, которых превышают 140 м.

Чувство замкнутого пространства появляется, когда оно ограждено чем-либо, чья высота занимает половину длины пространства и это чувство сохраняется до трети длины. После этого чувство замкнутости утрачивается.

Если при стационарном осмотре (осмотр со смотровой площадки) продолжительность восприятия объекта зависит от интереса зрителя, то при динамическом время осмотра экспозиции определяется скоростью передвижения. Натурные исследования показали, что в целях исключения сенсорной усталости, однообразия и монотонности, длина пути зрителя в пределах однородного объемно-пространственного композиционного приема не должна превышать 3 минуты. Это означает, когда двигаются:

· на колясках и пожилые посетители (скорость 2 км/ч) – длина пути не должна превышать – 70-100 м,

· взрослые прогулочным шагом (скорость 3 км/ч) – длина пути не должна превышать – 100-150 м,

· бег трусцой (скорость 9 км/ч) – длина пути не должна превышать – 300-450 м.

В традиционном садово-парковом искусстве проектирование происходит через создание цепочки видовых картин – формирования пейзажа, как на полотнах художников, который увидит посетитель с определенной автором точки. В такой картине различаются первый, второй (кулисный) и дальний планы. При формировании видовых картин в ландшафтном проектировании, нужно помнить о том, что они будут восприниматься, не только статично, но и в динамике, при движении, и это обусловит то, что воспринимаемые с одной точки элементы картины переместятся, центр композиции может стать кулисами, и наоборот.

Компонуя саму структуру видовой картины, насыщая ее элементами, нужно постоянно помнить о выявлении главного и второстепенного среди ее составляющих.

При размещении элементов композиции необходимо помнить, что чем крупнее объект наблюдения, тем значительнее зритель недооценивает его величину.

Художественная выразительность пейзажа зависит не только от направления и времени осмотра, но и от ориентации всей композиции и ее элементов по сторонам света. Важной составляющей ландшафтной композиции является характер освещения. Освещение кардинально изменяет колорит, художественно-образное выражение ландшафта и условия его зрительного восприятия.

При создании ландшафтных композиций давно применяются разные игры с освещением, например, выход на яркую поляну из затененного пространства, ярко освещенный предмет в конце затененной аллеи и т.д. Объекты Лэнд Арта часто связаны с эффектами освещения: скользящими лучами солнца на рассвете, ярким полуденным солнцем, закатом, лунным освещением, туманами и т.д.

Хорошего эффекта можно достичь, подчеркивая панораму солнечного заката. Особенно хорошо выстраивать композицию, когда за закатом наблюдают с высокой точки, и практически отсутствует первый план. Напротив, в условиях диффузного освещения в кадре объекты воспринимаются главным образом силуэтами, пропорциями и размерами. В условиях диффузного освещения хорошо различается цвет предметов, блестящие и глянцевые фактуры. В случае появления солнечных лучей хорошо выделяется на общем плане силуэт предметов первого плана.

 

Макет графика движения выполняется в масштабе 1:1000 или 1:500. Это рабочий макет. Лучше всего его представить композитным: рельеф выклеивается из картона толщиной 1 мм, как послойный горизонтальный «пирожок», который сверху сглаживается тонким слоем пластилина, на котором продавливается карандашом дорожка. Нарисованные в клаузуре объекты и акценты вылепливаются из пластилина или выполняются из других подручных материалов. Такой способ выполнения работы хорош тем, что заданная изначально подоснова выклеивается достаточно быстро, в то же время пластилин позволяет легко изменять элементы, добиваясь правильного решения.

При выполнении этого задания необходимо добиться соответствия нарисованных на эскизах задумок и реального пространства. Продумать скорость и характер движения, ощущение пространства во время движения, определить размеры и примерное место расположения элементов. На этом этапе необходимо предусмотреть ориентацию по сторонам света, от чего будет зависеть характер освещения композиции.

Кроме того необходимо почувствовать количество изменений, которые будут внесены в исходный характер участка. Работа получает бонусы, если рельеф кардинально не изменяется, хотя это не является обязательной задачей при выполнении работы.

 

 

Макет детали

График движения является основой, вокруг которой формируется архитектурно-пространственная структура. Композиционная схема проекта формируется на этапе разработки эскиз идеи (І модуль) и продолжает уточнятся в процессе выполнения чертежей (ІІ модуль). Она состоит из композиционных узлов, основных и второстепенных доминант, локальных акцентов и нейтрального фона.

Композиционный узел - участок или часть объекта Лэнд Арта, объединяющий и связывающий воедино несколько участков или частей, составляющих в результате единую композицию. Среди композиционных центров следует различать абсолютные доминанты – те, которые сами по себе являются выразителями идеи, и подчиненные, которые на отдельных участках в микрокомпозициях подготавливают восприятие абсолютных доминант. Абсолютные доминанты, как правило, занимают центральное положение в композиции, охватываются главным маршрутом, имеют несколько основных точек восприятия.

Выявление абсолютных и подчиненных композиционных доминант, определяющих общую идею, способствует определению главного и второстепенных маршрутов, системы основных и вспомогательных видовых точек, при этом устанавливается последовательность и непрерывность восприятия всех элементов композиции.

Подчиненные доминанты являются либо вариациями главной темы, либо развивают ее, они решаются менее монументально, носят более интимный характер. Назначение этих локальных композиционных акцентов – избежать монотонности там, где ландшафт становится однообразным, создать систему зрительных ориентиров на тех участках композиции, где воздействие ведущей доминанты ослабевает.

 

Для создания целостного восприятия всей ландшафтной композиции используется различные средства гармонизации ансамбля.

  • Прием лейтмотива, выражается в общем подходе к обращению с различными элементами проекта. К примеру, все формы композиции могут иметь одинаковую подсыпку грунта со стороны дорожки, или определенные поверхности объединяются одной и той же фактурой (сложены из одинаковых элементов) и т.д.
  • Пропорционирование,пространственные соотношения составных частей композиции, в основу которых положены математические закономерности, такие как золотое сечение, числа Фибоначчи, модульность и т.д.
  • Масштабность, соответствие размеров объекта и его элементов физическим размерам человека («функциональный» масштаб) и назначению композиции («эстетический» масштаб). Масштаб может меняться на протяжении композиции. Например, более мелкий масштаб в начале пути и крупный около акцента.

· Ритм, в Ланд Арте служит «регулятором» пространственно-временных и количественных изменений формы. Наличие от 4-х повторяющих или чередующихся элементов задает ритм. Ритм различных элементов улавливается по-разному – повторяющиеся вертикально стоящие элементы, модуль мощения, постоянно пересекающиеся дорожки прочитываются как ритм быстрее, чем движение по анфиладе пространств. Еще сложнее уловить ритм по вертикали, например, в многоярусных композициях.

Элемент новизны или неожиданности всегда обостряет ощущения, поэтому длительные повторы одного и того же ритма нежелательны. Приемы обогащения ритмического рисунка: увеличение элементов ритмического повтора, введение усложненного «синкопированного» ритма, непредсказуемость его линейного развития и т.д.

Фактор композиционной внезапности – внезапный «сбой» устоявшегося ритма и показ чего-то нового, как правило, контрастного.

  • Контраст и нюанс в композиции Лэнд Арта воспринимаются как степень сходства или различия отношений между однородными качествами и свойствами входящих в нее объектов и пространств, а именно, к размерам, формам, фактуре, цвету и освещенности, масштабу, а так же к ритмическому рисунку. Контрастные композиции строятся на противопоставлении плоскостей и рельефных композиций, в то время как нюансная композиция подразумевает плавный переход.

Существует единовременный контраст, воспринимаемый одним взглядом (например, монумент на фоне лужайки) и последовательное противопоставление – чередование зрительных эффектов вдоль маршрута. При этом каждый последующий контраст должен быть подготовлен предыдущими впечатлениями, введением некой паузы, так как слишком частые контрастные противопоставления взаимно ослабляют друг друга, ведут к сенсорному утомлению и раздробляют, измельчают общее впечатление. Контраст лучше всего строить на противопоставлении не всех признаков, а лишь одного-двух, с выявлением каких-то связующих элементов, объединяющих противопоставляемые предметы и явления.

  • Тождество – полное сходство соизмеримых признаков и линейных размеров – служит выражением внутреннего равновесия и статичности. Например, элементы композиции, примерно одного размера, поставленные ритмически, но разные по форме.

Разрабатывая детали композиции, важно учесть временную изменчивость восприятия композиции. И если сезонные (весна — лето — осень — зима) изменения для геопластики не являются такими критическими как для парковой композиции, то суточный цикл накладывает значительный отпечаток на восприятие проекта, поскольку дает изменение светотеневого эффекта.

Из многообразия условий естественного освещения можно выделить наиболее одно, типичное, чаще всего влияющее на восприятие архитектурно-ландшафтной композиции – солнечный направленный свет.

 

· Ранним утром или поздним вечером при низком солнце наиболее характерными чертами являются:

o Ярко освещенные вертикальные плоскости;

o Длинные тени;

o Хорошо выделяющиеся фактуры горизонтальных поверхностей;

o Цвет кажется светлее;

o Масса предметов кажется меньшей.

 

· В утренние и послеобеденные часы, когда солнечные лучи падают под углом 45°:

o Очень хорошо подчеркивается форма объемных элементов;

o Выразительность изломов горизонтальной поверхности подчеркивается за счет падающей тени от вертикальных поверхностей.

 

· В полдень, когда солнечные лучи падают под углом 60°:

o Горизонтальные поверхности ярко освещены, их фактура практически не прочитывается;

o Наиболее выразительно смотрятся конические формы.

 

Рабочий макет детали выполняется в крупном масштабе (1:100). Он показывает проработку мелкой пластики земли, которая впоследствии станет лейтмотивом всей работы. При разработке геопластики необходимо использовать пластилин, поскольку он позволяет искать углы, и фактуры материала. В то же время высотные решения лучше, хотя бы с долей допуска, задать картоном или бумагой. Когда в основе художественного решения проекта лежит ритм или четкая система пропорционирования, соблюдение точности геометрических размеров при выполнении этого задания обязательно. В этом случае работа с пластикой земли не отменяется, а лишь подчиняется основному композиционному приему.

 

 

Модуль 2. Выполнение рабочей документации
(проект вертикальной планировки)

Работы над выполнением задания этого модуля ведутся в нескольких направлениях: уточнение композиционных построений своего проектного решения, построение дорожно-тропиночной сети объекта, художественная проработка геопластики проекта и выявление ее с помощью средств, принятых в чертежах вертикальной планировки, знакомство с реальной документацией проекта вертикальной планировки и компоновка собственного листа. На этапе проработки геопластики композиции, что по времени совпадает с серединой модуля, начинается работа с макетом.

 

 

Построение дорожно-тропиночной сети объекта

Выстраивание на чертежах проектируемого рельефа, после того как определен характер будущего решения геопластики, методически правильно начинать с построения дорожно-тропиночной сети.

Дорожно-тропиночная сеть помимо собственно трассировки движения может также являться выразительным элементом композиции Ленд Арта, если проектом предусматривается точка общего обзора всей композиции. Такой точкой чаще всего является смотровая площадка, расположенная на самой высокой точке рельефа. Однако если композиция располагается по склону, точка обзора может находиться и внизу.

Для того чтобы дорожно-тропиночная сеть была акцентирована, ее можно намеренно подчеркнуть, поднимая над общей плоскостью участка с помощью подсыпки, создавая дополнительную подпорную стенку или наоборот канаву и т.д. Все эти средства создают с помощью светотени дополнительный эффект. Работа с фактурой и текстурой дорожно-тропиночной сети несомненно может обогатить композицию, но плохо будет прочитываться в рамках учебного задания, где условием является представление решения в масштабе 1:200.

 

Работа с геопластикой

Любой откос, не важно, является ли он частью выемки или насыпи, обозначается чередованием длинных и коротких штрихов (Рис. 2). Край, у которого рисуется короткий штрих, является верхним.

 

 

Рисунок – 2. Выемка и насыпь

 

 

При создании ландшафтной композиции откос должен быть, не только функциональным элементом, но и осмыслен эстетически. Угол откоса может быть достаточно разным, так как сейчас существуют различные сетки и ткани для укрепления грунта, позволяющие делать откос крутым.

Почти отвесный угол откоса позволяет создать конструкция из габионов – ящиков или каркасов из металлической сетки, заполненных щебнем, галькой или камнями. Габионная конструкция часто является эстетическим элементом композиции в современном ландшафтном дизайне.

 

Несколько примеров работы с откосами можно показать на примере создания смотровой площадки.

 

· Простой откос (Рис. 3)

 

 

Рисунок – 3. Простой откос. Вид в плане

 

 

· Откосы с разным углом наклона (Рис. 4)

 

 

 

Рисунок – 4. Откосы с разным углом наклона. Вид в плане

 

 

· Подчеркивание площадки (Рис. 5)

 

 

 

Рисунок – 5. Подчеркивание площадки с помощью подпорных стен

 

· Откос с изломом (Рис. 6)

 

 

Рисунок – 6. Откос с двойным изменением угла

 

 

· Сложная состыковка откоса с рельефом (Рис. 7)

 

 

 

 

Рисунок – 7. Сложная состыковка с рельефом. Сечение. Вариант 1 – состыковка с закруглением; Вариант 2 – состыковка с бороздой

 

 

Это далеко не полный перечень приемов пластического решения такого простого элемента композиции, как смотровая площадка.

Перечень проектной документации при разработке ландшафтных композиций в реальном проектировании приведен в приложении 3.

На чертеже, который является итоговым по выполнению 2 модуля проекта Лэнд Арта рекомендовано скомпоновать следующие изображения:

Ситуационный план участка (М 1:2000, 1:1000 или 1:500), масштаб которого повторяет тот, в котором изначально было выдано задание. На этом изображении должна быть изображена вся композиция участка, таким образом, чтобы было понятно, как происходит общее движение по участку, где расположены акценты, какой характер рельефа. На этой проекции должен быть выделен фрагмент, который разрабатывается студентом подробно. Если чертеж генерального плана сильно загружен информацией, на ситуационном плане могут быть обозначены точки, с которых рисуются видовые картины, приведенные на листе проекта.

Генеральный план участка (М 1:200) основной и наиболее подробной проекцией листа. На чертеже показываются существующие насаждения, открытые газонные пространства, водоемы, малые формы. На нем выстраивается дорожно-тропиночная сеть, включающая дорожки, лестницы, пандусы с указанием осей, уклонов, ширины основных дорог. Для основных площадок выставляются габаритные размеры. Особое внимание уделяется вычерчиванию новых горизонталей рельефа, шаг которых согласовывается с преподавателем, но не может быть реже, чем 0,5м.

На чертеже указывается ориентация по сторонам света. Возсожно построение теней. К этой проекции обязательно приводят экспликацию или условные обозначения. На плане указываются места сечений.

Несколько основных сечений участка, профили характерных участков композиции или разрез. (М 1:200 или 1:500) Место и характер (профиль, сечение или разрез) выбирается студентом самостоятельно и согласовывается с руководителем. Проекция или проекции должны максимально раскрывать замысел автора. На листе должно быть не менее 1 сечения.

Зарисовки основных видовых картинвыполняются в графике характерной для общего решения листа. Эти изображения корреспондируются с эскизными изображениями, выполненными на клаузуре, но уточняются, чтобы соответствовать спроектированному решению.

Исходные материалы идеи: образ или образы, прототипы, композиционные приемы. Должны продемонстрировать процесс работы над проектом и подтвердить принятие основных решений.

 

Графический лист оценивается по следующим критериям: идея и ее пластическое решение; полнота и грамотность чертежа; компоновка на листе; графическое решение.

 

 

Модуль 3. Архитектурный макет

Процесс выполнения презентационного макета начинается параллельно с уточнением геопластики рельефа. Поэтому на одной и той же подоснове выполняется, сначала черновой макет, который позволяет наглядно уточнить объемно-пространственные решения, а затем чистовой макет, задача которого продемонстрировать на защите в комплексе все нюансы и особенности спроектированного объекта.

Задачами этого модуля является – умение на ранней стадии определиться с типом будущего макета, рассчитать собственные силы и подобрать соответствующий материал, научиться выдерживать стилистику макета, познакомиться с приемами реального презентационного проектирования, выполнить презентацию проекта «Лэнд Арт» с применением макета.

 

Выбор типа макета

Макет наиболее наглядный способ представить проектное решение. Архитекторы пользуются макетом для изображения проектируемого объекта, для выявления общих композиционных закономерностей, уточнения композиционной согласованности всех его частей - пропорций, соотношения членений, сомасштабности элементов. С помощью макета можно найти противоречия в объемно-пространственном решении композиции и определить пути их устранения. Кроме того макет используются так же археологами и реставраторами для воспроизведения утраченных памятников.

Не смотря на то, что, макет самый давний способ представления решений зодчего, в наше время макет продолжает активно использоваться, технологии его изготовления совершенствуются, сегодня существует целая индустрия, которая поставляет элементы для презентационного макетирования. Это позволяет создавать более точные и близкие к действительности макеты в сжатые сроки.

 

 

В архитектурной практике макеты различаются:

· по масштабу, от чего зависит степень обобщения или деталировки решения;

· по основному материалу, из которого выполняется макет – в профессиональной деятельности архитектора это в основном картон, гипс, дерево, пластмассы, реже - метал;

· по типу решения – презентационные, концептуальные, рабочие, архитектурные профессиональные (чаще всего из белой бумаги), градостроительные, планировочные, панорамные (макет выступает из плоскости листа, как в классической панораме), интерьерные, разборные планировочные (демонстрируют экстерьер и внутреннюю планировку здания), технологические (демонстрируют технологию промышленного производства);

· по цели создания - рабочие и представительские;

· по степени механизации и подсветке.

 

Цель презентационного макета показать решение заказчику, для чего макет должен походить на действительность, то есть имитировать материалы, цвета, фактуры и т.д. Концептуальный макет передает основную идею проекта, в нем отсутствует деталировка, многие элементы стилизованы. Профессиональный архитектурный макет передает композиционные особенности объекта – форму, членения, масштабность и т.д., не передавая цвет, фактуру и текстуру материалов.

Задача учебного проекта «Лэнд арт» с одной стороны продемонстрировать на защите в комплексе все нюансы и особенности спроектированного объекта – с максимальной достоверностью передать детали, пространственные, а при необходимости и фактурные решения, а с другой стороны макет презентуется в среде архитекторов, должен передать идею, допускается достаточная степень стилизации, что роднит его с концептуальными и профессиональными макетами.

При выполнении макета необходимо понимать, что только на этом этапе можно продемонстрировать фактурные и текстурные решения композиции.

Прежде чем браться за выполнение макета необходимо определиться со способом его выполнения. Способ выполнения макета должен максимально подчеркнуть идею проектного решения – стиль макета, примененные материалы, открытые направляющие или покрытие, его характер, способ выполнения стаффажа, все эти характеристики должны способствовать неповторимой образности работы.

Желательно до начала работы определиться с жесткостью материала направляющих, чтобы с одной стороны они держали форму, а с другой стороны у автора хватило сил вырезать качественно достаточное количество элементов. Попробовать приклеить материал покрытия, понять, как с ним работать, чтобы его свойства, с помощью которых будет выявляться идея проекта, были продемонстрированы наилучшим способом.

Например, для автора важно показать подземные соединения и пластику поверхности. Тогда наилучшим решением представляется натяжение на каркас полупрозрачной сетки, в то время как подземные ходы выявляются непрозрачными плоскостями. В этом случае сетка должна быть достаточно равномерно натянута единым куском, и места приклейки должны выглядеть аккуратно.

В то же время, если важно подчеркнуть контрастные тени от объектов, то у макета обязательно должна быть непрозрачная фактура, которая может быть достаточно грубой. Если важно подчеркнуть края формы, то это должно быть классическое склеивание плоскостей, в то же время гладкие поверхности лучше выполнять в технике папье-маше.

 

По характеру используемых для покрытия материалов и методу работы с ними макеты можно очень условно разделить на следующие подгруппы:

· классический архитектурный макет из бумаги и картона;

· макет из бумаги, выполненный по принципу папье-маше;

· картонный макет с применением засушенных растений;

· альтернативные виды макета с применением нитки, шнура, лент, мягкого (типа фетра или марли) или твердого (картон, пластик) покрытия.

 

Фактура поверхности композиции Лэнд Арта может создаваться зелеными насаждениями: например, фигурно выстриженные поверхности пшеничного поля или низкорослый кустарник. Кроме того, это могут быть цветочные клумбы (более характерные для парковой архитектуры) и разнообразные отсыпки. Отсыпки – это различного рода мягкие покрытия из мелких фракций натуральных камней или инертных материалов искусственного происхождения. Их широко используют для мощения дорожек и патио, декорирования цветников, создания «сухого пейзажа» японского сада. Они бывают: органические (сосновая кора, древесная щепа и т.д.), неорганическая (гравий, галька) и альтернативные (цветное стекло, пески и т.д.).

На макете задания «Лэнд Арт» фактура поверхности передается условно. Для натяжения могут использоваться бумага или картон, флезилин, сетки-стреч, самоклеющиеся пластиковые сетки, марля и т.д. Материал, который растягивается можно прикреплять одним куском, более жесткие – полосами или по принципу папье-маше. Материал покрытия может быть наложен одним слоем или несколькими.

Нужно не забывать о гранях макета. Они должны соответствовать общей стилистике макета. В классическом макете грани выполняются из аккуратно срезанного по кромке рельефа картона. Альтернативой является выступание ткани покрытия за края, покрытие может быть срезано узорно или в виде бахромы и т.д.

Так же как и общая поверхность, условно передается фактура травы. Например, веревкой или шнуром, широко применяются самоклеящиеся сетки, фактурные бумага и картон, проклеенные нитяные узоры. В том же стиле выполняются зеленые насаждения и вода. При выборе материала важно понимать какая характеристика реального материала должна передаваться. Например, поверхность воды, если интересует глубина водоема и фактура дна, может быть передана полупрозрачной сеткой, а если интересует отражающая способность воды, ее можно сделать из фольги.

Не достаточно аккуратно выполненный макет можно объединить с помощью покраски. Важно понимать, что задача цвета, не имитация натуры, с объединение разных деталей макета. Если фактуры макета достаточно контрастны, то его можно красить в один цвет. Если надо выделить какие-либо элементы, то можно применить 2-3 тона одного цвета. Красить лучше всего с помощью аэрозоля.


МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

 

Построение сечений

Разрабатывая проект Лэнд Арта, необходимо четко себе представлять систему условного представления рельефа на плане. Чтобы передать на плоском изображении выпуклые поверхности, была предложена система горизонталей. Поверхность земли условно расчленяют горизонтальными плоскостями, в местах пересечения которых с рельефом, остается след, который и называется горизонталью. (Рис. 8)

 

 

 

Рисунок – 8. Пересечение рельефа с условными плоскостями

 

 

Изображение горизонталей на плане (Рис. 9), с указанием ее отметки, позволяет понять характер рельефа: там, где расстояние между горизонталями больше, там уклон более пологий.

 

 

 

Рисунок – 9. Изображение горизонталей на плане

 

Шаг, с которым рисуются горизонтали, зависит от масштаба проекции и от характера уклона. На плане ярко выраженного рельефа в масштабе 1:500, как правило, горизонтали отмечаются через 0,5 м. При пологом рельефе с мелкой пластикой горизонтали могут изображаться через 0,25 м и даже через 0,10 м.

 

При вычерчивании сечения по плану необходимо понимать, что горизонтали дают точки, которые соединяются между собой кривой линией (Рис. 10).


 

Рисунок – 10. Вычерчивание сечения рельефа

При составлении проектов вертикальной планировки используется метод профилей, или метод проектных горизонталей. Метод профилей заключается в том, что на проектируемый генплан наносят сетку профилей, располагая их в соответствии с планировочным решением – по осям дорожек, через объекты и т.д., то есть по всем характерным для данного плана направлениям. Профиль отличается от сечения тем, что во-первых, в плане это может быть не только прямая линия, но и различные кривые, совмещающие как криволинейные, так и прямолинейные участки. А, во-вторых, профиль главным образом фиксирует отметки земли, в то же время, как сечения зданий и сооружений показываются условно.

При вычерчивании генплана составление профилей по сетке квадратов методически не правильно, поскольку сетка чаще всего не совпадает с проектными планировочными решениями. Однако для выполнения макета ландшафтной композиции именно сетка квадратов из профилей является наиболее оптимальным решением, позволяющим получить полную картину проектного решения.

В работе с рельефом, чтобы не путать существующую и проектируемую ситуацию, ввели понятие черных и красных горизонталей, которые соответственно имеют черные и красные отметки. Черными являются отметки рельефа до внесения изменений, а красными называют проектные отметки. При работе для одной и той же точке на плане, ставят две отметки – нижнюю пишут черным цветом, это исходная отметка, а над ней, написанную красным, будущую отметку.


Построение дорожно-тропиночной сети объекта

Любое дорожное полотно, будь то городская магистраль или парковая дорожка, имеют следующие характеристики: ось продольного профиля, поперечный профиль, уклон. Вычерчивание дорожек нужно начать с определения траектории оси продольного профиля и отметок перелома оси продольного профиля. Эти два показателя взаимосвязаны, поскольку как длина дорожки, так и высота на которую она поднимается (опускается) влияют на величину уклона дорожки (Рис. 11).

 

 

 

Рисунок – 11. Уклон дорожки

 

 

Есть несколько способов выразить уклон:

 

· (1:5) в соотношении высоты к длине (Рис. 12)

 

 

 

Рисунок – 12 Выражение уклона в соотношении высоты к длине

 

 

· (i=2%) в процентном соотношении (Рис. 13)

 

 

Рисунок – 13. Выражение уклона в процентном соотношении

 

· очень маленький уклон (например, уклон железнодорожных путей) измеряют в промилях ‰ (1 промиль это 0,1 процента).

 

Уклон дорожки это нормативная величина. Минимальный уклон, при котором дорожка кажется плоской, но на ней не задерживается вода равен 1%. Уклон пандуса, по которому может проехать человек на инвалидной коляске, равен 8% (1:12). Максимально допустимый уклон пандуса 10%. Следовательно, при проектировании дорожки ее уклон должен быть в границах от 1 до 10%. При этом нужно учитывать, что при движении по крутым пандусам затрачивается больше усилий, следовательно, они должны чаще прерываться ровными площадками для отдыха. Кроме того, крутизна пути влияет на эмоциональное состояние посетителя.

Если рассчитанный уклон превышает 10%, то либо необходимо проектировать ступеньки (не менее 3-х и не более18-ти в одном марше), либо увеличивать длину дорожки в плане. Для уличных лестниц имеет смысл использовать не классическую одношаговую лестницу, которая рассчитывается по формуле

1 шаг = 2 подступенка+1 проступь,

где шаг условно принимается (60-65 см)

а по формуле

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛЕНД АРТ

ХАРКІВСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ... БУДІВНИЦТВА ТА АРХІТЕКТУРИ Спеціальність...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Модуль 1. Формирование художественной идеи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вступление
  Лэнд Арт – это один из видов современного искусства, лучшие произведения которого по праву занимают место в летописях современной художественной жизни наряду с живописью и перформан

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги