Текст №17.

(1)Древнеримский зодчий Витрувий почти две тысячи лет тому назад «вывел» формулу, с помощью которой описал требования, предъявляемые к произведению архитектуры: прочность, польза, красота. (2)С тех пор специалисты не сомневаются, что именно эти компоненты составляют сущность архитектуры. (3)Каждый из них важен сам по себе, в целом же они позволяют архитектурному сооружению стать произведением искусства.

(4)То, что произведение архитектуры должно быть красивым, сомнений не вызывает. (5) Несомненно также, что величайшие памятники древней архитектуры сохранились благодаря прочности и надежности строительного материала и конструкции здания. (6)В противном случае мы просто не могли бы сегодня наслаждаться их красотой и совершенством. (7)Но при чем здесь польза? (8)Какое отношение имеет она к высокому искусству архитектуры?

(9) Самое прямое! (10)В зависимости от своего назначения здания имели ту или иную форму, размер, внутреннюю планировку и декор. (11) Именно назначением сооружения, то есть требованием пользы, определялись рамки, в которых творил архитектор. (12) И многие архитектурные ходы, решения, ставшие образцами для строительства на века вперед, появились как результат учета внешних факторов, как попытка архитектора объединить требования пользы и красоты.

(13)Обратимся к древнерусскому зодчеству. (14) Снежная зима и дождливая осень на Руси диктовали свои законы даже при строительстве храмов: высокая крутая кровля не выдерживала ни снег, ни воду. (15) По этой причине островерхие шлемовидные купола в русской архитектуре вскоре вытеснили покатые византийские.

(16)Другой пример − знаменитые многоглавые церкви. (17) Каждый купол в них опирается на цилиндрический барабан с окнами, которые служат для освещения внутреннего пространства храма. (18)Чем крупнее была церковь, тем больше требовалось барабанов, чтобы ее осветить, а значит − и больше куполов. (19)Купола ставили на разном уровне (один выше, другой ниже) тоже из соображений пользы: чтобы они не затеняли друг друга, чтобы освещение не терялось.

(По Ю.С. Рябцеву.)

1.Какова тема текста?

__________________________________________________________________________

 

2.В каких предложениях представлена позиция автора?

__________________________________________________________________________

3.Составь тематический ряд слов «Архитектура и декор».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Каков стиль текста?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Какие типы речи встречаются в предложениях?

а) предложения 4-10: ___________________________________________________

б) предложения 16-19: __________________________________________________

6.Сформулируй микротемы, ответив на следующие вопросы.

1) Какие компоненты составляют сущность архитектуры?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Какие компоненты являются бесспорными, а какие вызывают сомнение?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Какой компонент носит основополагающий характер и почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) В чем особенность куполов русских церквей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Как отразилась необходимость освещать внутреннее пространство храма на внешнем облике церкви?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7.Напиши, какие приемы сжатия можно применить в данном тексте. Составь сжатое изложение.

Приемы сжатия Иллюстрация
Первый абзац
   
   
   
   
   
   
Второй абзац
   
   
   
   
   
   
Третий абзац
   
   
   
   
   
   
Четвертый абзац
   
   
   
   
   
   
Пятый абзац