Текст №19.

 

(1)Недалеко от Курска, в поэтических верховьях местной речки, где некогда вдохновенно творил Афанасий Фет, живёт мой приятель Евсейка.

(2)Ему только минул десятый год, и ходит он в пятый класс.

(3)Мы познакомились в дождливый день на станции, когда он подвозил меня на своей телеге, запряжённой пегой лошадкой. (4)Тогда Евсейка спросил меня, будто извиняясь за то, что его родные места выглядели сейчас так уныло:

– (5)Вы у нас летом не были? (6)У нас тут лес, речка. (7)А ягод сколько! (8) К нам из Москвы отдыхать приезжают.

(9)В телеге я уселся поудобнее и глубже натянул плащ. (10)От нечего делать стал следить за дождевыми каплями, которые катились вниз по капюшону и шлепались мне на колени. (11)Незаметно я задремал, а проснулся оттого, что кто-то дёргал меня за рукав.

(12)Я открыл глаза и увидел возбуждённое лицо Евсейки.

– (13)Смотрите, какая радуга! (14)Вон там, над речкой!

(15)Пока я дремал, откуда-то набежавший ветер разогнал тучи.

(16) Золотистые лучи-ресницы солнца простерлись над мокрой, озябшей землей и своим прикосновением вновь вернули природе смытые дождями краски: всё вокруг засверкало и заискрилось. (17)Вверху же, над ликующей долиной реки, висела радуга – огромная, словно проведённая гигантским циркулем, расцвеченная пёстрыми лентами арка. (18)Я никогда не видел радуги поздней осенью. (19)А такой пышной и праздничной, как эта, не приходилось видеть даже летом. (20)Главное – она была совсем близко от нас и оттого, может быть, казалась необыкновенно яркой и широкой.

– (21)Смотрите, смотрите, а радуга-то движется! – приподнялся Евсейка.

(22)И действительно, передний рукав радуги медленно шагнул на окраину села, и белые хаты вдруг запестрели, становясь на мгновение то нежно- голубыми, то изумрудными, то вспыхивали золотом, чтобы тотчас залиться багрянцем.

– (23)Врёшь, не уйдёшь! – неожиданно крикнул Евсейка и, лихо гикнув, помчал напрямик через поле.

(24)Мне в ту минуту почему-то казалось, что стоит лошадке еще малость поднажать, и мы вкатим в огромные радужные ворота.(25)Но чем быстрее мы скакали, тем дальше от нас отодвигалась радуга.

– (26)Стой, – опомнился я. – (27)Зря гоним лошадь. (28)Все равно радугу не поймаешь! (29)И я стал объяснять, почему мы не догнали радугу. (30) Кажется, Евсейка не понял моих объяснений или не хотел верить в них. (31) Потому что, когда мы въехали в село, он пристально осматривал стены хат, по которым прокатилась цветистая полоса радуги.

– (32)Послушай-ка, у вас тут по улице радуга не проходила?– настороженно спросил он здешнего парнишку.

– (33)Какая радуга? – раскрыл рот мальчик. – (34)Нет, не проходила.

– (35)Слепая ты тетеря! – рассердился Евсейка.– (36)Был тут и не видел! и маленький возница в сердцах хлестнул вожжами пегую лошадку.

(По Е. Носову)

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». Аргументируйте свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

1.Вспомни, что такое лексика и грамматика. Напиши их определение, указав функции этих наук.

Лексика – это __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Функции лексики: ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Грамматика – это _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Функции грамматики: ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

2.Напиши вступление к сочинению, используя прием риторических вопросов.