Наследование по завещанию

 

Cic. Top. 29: Hereditas est pecunia quae morte alicuius ad quempiam pervenit iure... nec ea aut legata testamento aut possessione retenta D.50.17. 62. Iulianus libro sexto digestorum. Hereditas nihil aliud est, quam successio in uniuersum ius quod defunctus habuerit. D.50.16.24. Gaius libro sexto ad edictum prouinciale. Nihil est aliud 'hereditas' quam successio in uniuersum ius quod defunctus habuit. Цицерон, Топика, 29: Наследство – это имущество, которое после чьей-либо смерти кому-то переходит по праву... за исключением того, что отказано по завещанию или удерживается во владении (у третьего лица). D.50.17. 62. Юлиан в 6-й книге «Дигест». Наследование есть не что иное, как преемственность во всей совокупности прав, которыми обладал умерший. D.50.16.24. Гай в 6-й книге «Комментариев к провинциальному эдикту». «Наследство» – это не что иное, как универсальная преемственность во всей совокупности прав, которыми обладал умерший.
D.5.3.50 pr. Idem libro sexto quaestionum. Hereditas etiam sine ullo corpore iuris intellectum habet. D.29.2.37. Idem libro quinto ad Sabinum. Heres in omne ius mortui, non tantum singularum rerum dominium succedit, cum et ea, quae in nominibus sint, ad heredem transeant. D.5.3.50 pr. Папиниан в 6-й книге «Вопросов». Наследство – это юридическое понятие, даже если оно не имеет материального содержания. D.29.2.37. Помпоний в 5-й книге «Комментариев к Сабину». К наследнику переходят все права умершего, а не только собственность на отдельные вещи, потому что имущество, обремененное долговыми обязательствами, также должно перейти к наследнику.
D.50.16.151. Terentius Clemens libro quinto ad legem Iuliam et Papiam. 'Delata' hereditas intellegitur, quam quis possit adeundo consequi. D.50.16.151. Теренций Клемент в 5-й книге «Комментариев к закону Юлия и Папия». «Открывшимся» считается то наследство, которое всякий может получить посредством вступления в него.
Ulp. fr. 20. 1. Testamentum est mentis nostrae iusta contestatio in id sollemniter facta, ut post mortem nostram valeat. D.28.1. 1. Modestinus libro secundo pandectarum. Testamentum est uoluntatis nost<rae> iusta sententia de eo, quod quis post mortem suam fieri uelit. Iust. Inst. II. 10. ...sciendum est olim quidem duo genera testamentorum in usu fuisse, quorum altero in pace et in otio utebantur, quod calatis comitiis appellabatur, altero, cum in proelium exituri essent, quod procinctum dicebatur. accessit deinde tertium genus testamentorum, quod dicebatur per aes et libram, scilicet quia per emancipationem, id est imaginariam quandam uenditionem, agebatur quinque testibus et libripende ciuibus Romanis puberibus praesentibus et eo qui familiae emptor dicebatur. sed illa quidem priora duo genera testamentorum ex ueteribus temporibus in desuetudinem abierunt: quod uero per aes et libram fiebat, licet diutius permansit, attamen partim et hoc in usu esse desiit. 2. Sed praedicta quidem nomina testamentorum ad ius ciuile referebantur. postea uero ex edicto praetoris alia forma faciendorum testamentorum introducta est: iure enim honorario nulla emancipatio desiderabatur, sed septem testium signa sufficiebant, cum iure ciuili signa testium non erant necessaria. Ульпиан, Фрагменты, 20. 1. Завещание - это правомерное выражение нашей воли, сделанное в торжественной форме для того, чтобы оно имело силу после нашей смерти. D.28.1. 1. Модестин во 2-й книге «Пандектов». Завещание является правомерным выражением нашего волеизъявления, когда кто-то желает, чтобы нечто было сделано после его смерти. Юстиниан, Инст. II. 10. ...некогда в употреблении были два рода завещаний: одним пользовались в мирное и спокойное время, который древние называли завещанием в народном собрании по куриям; другим — тогда, когда готовились выступить в сражение; этот род завещания назывался procinctium. В последствии присоединился третий род завещаний, который назывался per aes et libram (посредством меди и весов). Назван он так, разумеется, потому, что совершался посредством эманципации, т. е. посредством фиктивной продажи в присутствии пяти свидетелей и весодержателя из лиц совершеннолетних римских граждан при участии того, кто назывался покупщиком семейства. Первые два рода завещаний еще с древних времен вышли из употребления; что касается завещания посредством меди и весов, то хотя оно продолжалось сравнительно долго, однако отчасти тоже перестало быть в употреблении. 2. Упомянутые выше названия завещаний относились к цивильному праву. Впоследствии, согласно эдикту претора, введена другая форма составления завещания: по преторскому праву не требовалось никакой эманципации, достаточно было печати семи свидетелей, между тем как по цивильному праву в печати свидетелей не было надобности.
Iust. Inst. II. 13. Non tamen, ut omnimodo ualeat testamentum, sufficit haec obseruatio, quam supra exposuimus. sed qui filium in potestate habet, curare debet, ut eum heredem instituat uel exheredem nominatim faciat: alioquin si eum silentio praeterierit, inutiliter testabitur Юстиниан, Инст. II. 13. Для того, чтобы завещание во всех отношениях было действительным, не достаточно соблюдения тех правил, которые мы выше изложили. Всякий, кто имеет в своей власти сына, должен позаботиться о том, чтобы или назначить его наследником, или лишить его наследства, точно назвав по имени. В противном случае, если обойти сына молчанием, то завещание недействительно...