рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекция 4 Автокммуникация. Рождение художественной формы.

Лекция 4 Автокммуникация. Рождение художественной формы. - Лекция, раздел Образование, Лекции по эстетике Резюмируя Сказанное, О Гетерокоммуникации, Создающей Систему Социального Обще...

Резюмируя сказанное, о гетерокоммуникации, создающей систему социального общения, можно заключить, что общество - это «социальная машина», подогнанная под удовлетворение потребностей, если не всех, то, по крайней мере, тех членов общества, кто чувствуют себя ее хозяевами, а потому заботятся о ее бесперебойном функционировании. Причем сами потребности, складываются в не имеющую конца цепь взаимопревращений целей и средств. Если же кто-то захочет поставить вопрос: каковы конечные цели и смыслы человеческой жизни и всей его деятельности, то в социологическом дискурсе такой вопрос прозвучит как некорректный. Он получит смысл только в том случае, если коммуникация будет повернута лицом не к внешнему миру, а к самому человеку, к проблемам устроения его внутреннего мира, то есть самосознанию. А эти вопросы входят в ведомство другой формы человеческого взаимодействия – в автокоммуникацию.

Прежде чем говорить об автокоммуникации, рассмотрим три следующих аспекта коммуникативной ситуации: экспрессивный, фатический и эстетический,которые образуют автокоммуникативный процесс.

Экспрессивный, или выразительный аспект можно назвать даже исповедальным. Если мы обращаем внимание на выразительность (экспрессивность) речи и жестикуляцию говорящего человека, причем замечаем, что эта сторона коммуникации перевешивает по значимости то, о чем он говорит (семантический аспект), мы можем заключить, что человек хочет скорее выразить свои эмоции, своё эмоциональное состояние, чем донести до нас какую-нибудь семантическую информацию. Здесь важны: темп и ритм речи, тембр голоса, интонации (паралингвистические факторы речи) и "весомость" жеста (экстралингвистические параметры коммуникации). Если человек, например, говорит срывающимся голосом, то становится ясно, что он очень волнуется. Поэтому и знаки, с помощью которых понимается его внутреннее состояние, будут особыми - выразительными, или экспрессивными знаками. Конечно, они менее точные, чем знаки, с помощью которых "передается" рациональная информация.

Хочу обратить ваше внимание на одну странность, с которой мы встречаемся в культуре. С одной стороны мы ищем 1.новизны знания и информации до такой степени, что повторенная второй раз информация становится банальной, никому не интересной, 2. мы стремимся к точности языка - в пределе к однозначности всех понятий и терминов и 3. нас неустанно преследует мысль о том, как бы сэкономить время на путь на работу, да и работу сделать побыстрее, то есть затратить минимум усилий при максимуме отдачи. С другой - всё наоборот: мы готовы возвращаться бесконечное число раз к неоднократно услышанному и прочитанному; многозначность слов и выражений нас не только не пугает, но радует, и точно также мы стремимся не сокращать, а растягивать некоторые процессы до максимума затраченного на них времени. Замеченные особенности говорят о неоднородности культуры, о том, что в ней действуют, хотя и совмещенные, но противоположно направленные силы. Объяснить, в чем причина этого парадокса можно указанием на действие в процессе коммуникации знаков разной природы: с одной стороны индексов, иконов и конвенциональных (вербальных) знаков,- "передающих" семантическую информацию, с другой стороны экспрессивных, фатических и эстетических знаков, связанных с соответствующими аспектами и функциями коммуникации.

Об экспрессивной функции коммуникации уже было сказано, теперь обратимся к фатической. Фатическая функция направлена на поддержание контакта между адресантом и адресатом. Уровни фатической коммуникации ранжируются от самых поверхностных до самых глубоких духовных. К поверхностным относится то , что Хайдеггер называл "болтовней". Иначе говоря это всякое поверхностное общение ради того, чтобы "убить" или "скоротать" время: тусовки, застолья, разговоры часами по телефону и т.д. и т.п. Сюда же Хайдеггер относит и "желтую прессу", к которой можно добавить "скандальные" телевизионные передачи, плоский юмор и многое другое, связанное с пустым времяпрепровождением. Здесь происходит "девальвация"языка "стирание" и стандартизация слов, как девальвируются и стираются бумажные деньги.

Но есть совсем другие уровни поддержания общения. Например, исполнение и слушание музыки. Музыка по своей природе интонационна и ритмична, следовательно, она есть продолжение паралингвистического параметра коммуникации. Вокальная музыка и музыка без слов - чисто инструментальное исполнительство - музыка развивает в колоссальных масштабах возможности эмоциональной коммуникации. Но так как музыка пользуется выразительными и эстетическими знаками (об их природе будет сказано в следующих лекциях), а не информационными, каждое музыкальное произведение имеет огромное количество вариантов интерпретации. То же самое можно сказать о танце, развивающем жестикуляционный потенциал коммуникации. Танец, как правило сопровождается музыкой, в результате чего создается многоуровневая ситуация общения. Корни ее лежат в архаическом ритуале, сохранившем свои функции в современной церковной службе. Религия в этом смысле является той частью культуры, которая в наибольшей степени сохраняет традиции и соединяет современность с прошедшими веками, то есть создает континуальность , непрерывность истории. Поэтому можно сказать так: культ, религиозный ритуал представляет собой наследника архаических ритуалов, воспроизводящих сотворение мира, символическое воспроизведение трансцендентности, то есть вечности, вневременности, следовательно, по своему содержанию он выпадает из времени и поддерживает общение в неизменном виде, несмотря на протекшее время с момента образования этого ритуала.

Говоря о фатической коммуникации на уровне музыки, танца и культа, мы практически уже подошли к теме эстетического аспекта коммуникации, характерной чертой которого также является многозначность и информационная неисчерпаемость текста, заставляющая многократно возвращаться к нему, прикладывая другие коды В итоге создается как бы выпадающая из времени непрерывность коммуникации. В этом заключается тайна творчества.

Весьма влиятельная теория автокоммнуикации с семиотической точки зрения была предложена организатором Тартуско-Московской семиотической школы (ТМСШ) Ю.М. Лотманом. Под коммуникацией человека с самим собой (Я-Я) (автокоммуникацией) Ю.М.Лотман понимает воскрешение в памяти себя – прошлого, отстоящего от сегодняшнего Я на несколько лет (перечитывание дневниковых записей, старых писем, наконец, мемуары, описывающие прошедшую жизнь, и т.д.). Сюда же относятся «узелки на память», помогающие вспомнить о чем-то важном, что необходимо исполнить. (Лотман Ю.М. Я и Другой как адресаты. (О двух моделях коммуникации в системе культуры) // Лотман Ю.М. Семиосфера СПб 2004 )

Следует отметить, что встреча человека с самим собой-в-прошлом иногда принимает драматический характер:

Воспоминание безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток;

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

А.С.Пушкин 1828 год.

Ю.М.Лотман понимает автокоммуникацию как soliloquia, разговор с самим собой. Но в любом случае, рефлексия моего Я производит раздвоение единого на два субъекта – понимающего (Я – сегодняшний) и понимаемого (Я –прошлых лет, не тождественный нынешнему). Кроме того, добавим, есть возможность встретить свое Другое-Я, которое отстоит от меня не только во времени, но и в пространстве! Имеется в виду механизм эмпатии, позволяющий вчувствоваться в состояние другого человека, перенести его на себя и таким образом почувствовать себя – другим, а другого своим alter ego. Правда, после акта вчувствования я возвращаюсь, по выражению М.М.Бахтина в «позицию вненаходимости» и уже из этой позиции выражаю свое со-чувствие, свою эмоциональную поддержку другому человеку. Таков, по Бахтину, механизм протекания любого диалога, в котором человек становится самим собой, раскрывает себя с помощью другого: «Само бытие человека (и внешнее и внутреннее) есть глубочайшее общение. Быть – значит общаться».(Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979 с.312) Из сказанного следует, что под автокоммуникацией можно понимать не только, общение Я с Я (назовем его ego-коммуникацией), но и Я с Ты, выступающим как alter ego. Главное, что здесь происходит коммуникация не по поводу какой-то внешней для коммуникантов проблемы, не сосредоточение на изучении какого-либо внешнего предмета, а своеобразный обмен личностными мирами самих общающихся. Тогда возникает вопрос – где предел этой коммуникации? Когда она должна закончиться? Для гетерокоммуникации ответ ясен: она закончится тогда, когда завершится рассмотрение предмета коммуникации, то есть когда адресаты получат о нем исчерпывающую информацию (например, на учебном занятии по изучению электромотора). В отношении автокоммуникации ответ затруднен, ибо в поле ее рассмотрения попадает не объект, а субъект, точнее носитель субъективности – само человеческое Я, способное, подобно лейбницевской монаде, безгранично вмещать в себе все другие Я. Возникает ситуация взаимоотражения зеркал, путь, ведущий в бесконечность.

Бесконечность диалогической коммуникации была тонко прочувствована Бахтиным. Послание от одного человека к другому в диалоге не ограничивается получением ответа от адресата, оно, утверждает Бахтин, всегда направлено куда-то дальше: «Всякое высказывание всегда имеет адресата <…> ответное понимание которого автор речевого произведения ищет и предвосхищает <…> Но кроме этого адресата (второго) автор высказывания с большей или меньшей осознанностью предполагает высшего нададресата («третьего»), абсолютно справедливое ответное понимание которого предполагается либо в метафизической дали, либо в далеком историческом времени»(Бахтин М.М, Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа. //Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.М.,1979 с.305). Далее Бахтин говорит о том, что этот Абсолют, к которому апеллируют участники диалога, есть бесконечность, олицетворенная в одних случаях в образе Бога, в других - в беспристрастной совести, суде народа и т.д., то есть указывающая на нечто сверхопытное – трансцендентное.

Следовательно, в автокоммуникации речь идет об общении по поводу проблем сущностного мира человека, его свободы и подлинного существования. Не следует забывать, что здесь мы имеем дело с проблемами необъективируемого самосознания субъекта. Они не могут стать предметом специальных наук и остаются в ведомстве философии, понимаемой, по выражению К. Ясперсу, как их прояснение, «высветление».

Если теперь мы поставим вопрос о ценностях, на которых базируется самосознание, то ответ будет ясен: они не могут быть транзисторными, или инструментальными ценностями, ими сумеют стать только трансцендентные ценности. И всё же, если мы допускаем, что человеческая жизнь имеет конечные цели и смыслы, то их финальность нельзя представлять как простую конечную точку в линии жизни. Признавая бесконечность человеческого субъективного мира (Духа в терминах классической философии), мы должны толковать его конечный смысл не как линейную завершенность жизни сознания, а диалектически. Как известно из диалектики, истинное бесконечное - такое, в котором каждая точка множества тождественна целому, являясь одновременно его концом и началом. Следовательно, конечный смысл человеческой жизни, являющийся ее главной ценностью, - имманентен жизни, но при этом, не опускаясь ни до одной из преходящих жизненных ценностей, он одновременно трансцендентен ей.

Включение в человеческий опыт смыслового мира ценностей, имеющих одновременно имманентный и трансцендентный (следовательно - трансцендентальный) характер, - истины, добра и красоты, сыграло свою роль в расширении кругозора человека: он перестал замыкаться горизонтальной линией социального окоема и получил добавочное – вертикальное измерение.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции по эстетике

Лекции по эстетике Лекция Возникновение... Схема Автокоммуникация Цель достижение трансцендентного мира...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция 4 Автокммуникация. Рождение художественной формы.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция 1 Возникновение эстетики как философской дисциплины.
Термин "эстетика" появился в философском лексиконе в середине XVIII века после того, как вышло в свет сочинение немецкого философа Александра Баумгартена под этим названием (на латинском

Лекция 2. Коммуникативный процесс.
Начнем с некоторых первоначальных сведений о знаке и коммуникации. Без знаков коммуникация невозможна. Структура знака (Ф.Соссюру) состоит из двух частей: означающего и означаемого. О

Лекция 3.Вещь в культурологии и в эстетике
Феномен вещи достоин того, чтобы посвятить ему отдельную лекцию. Прежде чем говорить о вещи, надо определить, что мы понимаем под вещью, чтобы не перепутать ее с чем-нибудь другим, например, с пред

Автокоммуникация
Направленность сознания на сознание 1.Цель: достижение трансцендентного мира 2. Средства: духовные практики, мифосимволические действия, обряд, ритуал, жертвоприношения, мистерии,

Мифологическое сознание и перспектива в живописи.
Чтобы выяснить, что представляет собой мифологическое сознание, рассмотрим такую оппозицию: взгляд изнутри и взгляд снаружи. Что представляет собой взгляд изнутри? Примером его может служить коммун

Лекция 6 От эстетики объекта к эстетике среды
По мере развития научного знания, требовавшего четкой фиксации предмета познания и строгости научного языка, партиципационное мышление, в котором любое действие и предмет этого действия носят симво

КРАСОТА КАК ИДЕЯ В ЧУВСТВЕННОЙ ФОРМЕ
  Эстетическая теория Гегеля (точнее говоря лекции по эстетике, так как имеющийся у нас текст не был опубликован автором, а составлен учениками философа по имеющимся черновикам и запи

СИМВОЛИЗМ В ИСКУССТВЕ И ЭСТЕТИКЕ
  Символизм в художественной литературе, театре, живописи сложился в европейских странах во второй половине XIX века. В театре он проявился в позднем творчестве Г.Ибсена, затем с полн

Темы курсовых работ
1. Европейские истоки русского символизма. Предпосылки его формирования как философско-эстетического направления. 2. Русский символизм первой и второй волны: общие черты и принципиальные о

ОТ «ФОРМАЛЬНОЙ ШКОЛЫ» К СТРУКТУРНОМУ АНАЛИЗУ ТЕКСТА
  Становление формальной школы.В русском литературоведении и эстетике «формальная школа» берет свое начало от литературных объединений, возникших в середине второ

ПОЛИФОНИЯ И ДИАЛОГИЗМ. ЭСТЕТИКА М.М.БАХТИНА
  Философия поступка.Эстетическое учение Бахтина не было статичным, оно находилось в состоянии непрерывного развития, но через все этапы проходила единая тематиче

ПОСТМАРКСИСТСКАЯ ЭСТЕТИКА 90-Х ГОДОВ XX ВЕКА
  Марксистская эстетика в России обладает важными особенностями, выделяющими её из мировой марксистской мысли в совершено самостоятельное явление. Главная ее черта в том, что она осно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги