Влияние особенностей педагогических коммуникаций на личностные и межличностные особенности младших школьников

Пермский Государственный Педагогический Университет Факультет музыки Кафедра теоретической и прикладной психологии курсовая работа Влияние особенностей педагогических коммуникаций на личностные и межличностные особенности младших школьников Баталова А.В. Пермь 1997 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I.Коммуникации в педагогическом процессе. 1.Коммуникации понятие и основные подходы в психологии. 2.Виды педагогических коммуникаций. 3.Специфика общения в музыкально-педагогическом процессе. ГЛАВА II.Младший школьник индивидуальность и ее развитие. 1.Возрастные особенности младших школьников. 2.Возрастные особенности в восприятии вербальных и невербальных средств взаимодействия. 3.Развитие индивидуальности младшего школьника на уроках художественно-эстетического цикла музыки . ГЛАВА III.Организация и методики исследования. ГЛАВА IV.Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе результаты и анализ исследования . ГЛАВА V.Психолого-педагогические рекомендации. ВЫВОДЫ. БИБЛИОГРАФИЯ. ПРИЛОЖЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ АКТУАЛЬНОСТЬ. Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения.Этот процесс проявляется прежде всего в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д. Таким образом, общение между учеником и учителем мы рассматриваем не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Педагогическое общение состоит из 2-х компонентов вербального и невербального.

С одной стороны, они дополняют друг друга, с другой - противоречат. В музыкально-педагогическом процессе доля так называемой невербалики значительно увеличивается.

В таких учебных предметах, как математика, физика, литература и другие, в учебном взаимодействии преобладает вербальное общение. На уроках музыки, учитывая их специфику пение, слушание музыки, исполнение на музыкальном инструменте, дирижирование, несомненно, преобладает невербальное взаимодействие. Искусство как специфическая форма невербальной коммуникации является могущественным средством не только эстетического воспитания, но и нравственно-идеологического формирования личности, средством эффективной агитации и пропаганды любых идеологических позиций.

Иными словами, искусство как инструмент воздействия на психику может быть употреблено как во благо, так и во зло, в зависимости от намерений авторов и исполнителей. ТАКИМ ОБРАЗОМ, актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы влияния педагога на развитие личности и межличностных отношений младших школьников, ее малой разработанностью а также значимостью и неразработанностью проблем невербальной коммуникации в музыкально-педагогическом процессе.

Исходя из этого, мы избрали темой ВЗАИМОСВЯЗЬ ВИДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ С РАЗВИТИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ. ЦЕЛЬ.Выявить влияние особенностей педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки. ГИПОТЕЗА.Особенности видов педагогических коммуникаций будут 1 взаимосвязаны с развитием личностных свойств и социальным статусом младших школьников 2 влиять на ценностно-мотивационную сферу младшего школьника по отношению к урокам музыки в школе.

ЗАДАЧИ. 1 Изучить литературу по теме исследования 2 изучить особенности вербальной и невербальной коммуникации учителя музыки 3 изучить особенности индивидуальности младшего школьника 4 рассмотреть влияние особенностей педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки 5 разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на оптимизацию взаимодействия педагога и учащихся.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Впервые на уровне экспериментального исследования рассматривается взаимосвязь стиля педагогических коммуникаций с развитием индивидуальности младших школьников на уроках художественно- эстетического цикла. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ НОВИЗНА. Впервые на основе результатов психолого-педагогического исследования исследования рассматривается взаимосвязь вербальной и невербальной коммуникаций педагога с развитием индивидуальности младшего школьника.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Анализ видов вербальных и невербальных компонентов педагогического общения, используемых на уроках музыки, позволит определить психолого-педагогические рекомендации для учителей, направленные на формирование мотивационной сферы младших школьников в связи с предметами художественно-эстетического цикла уроки музыки и более полное раскрытие индивидуальности младшего школьника. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. а изучение и анализ литературы б метод наблюдения в методы психологического исследования с использованием стандартных психологических методик.

ГЛАВА I.КОММУНИКАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. 1.

Коммуникации понятие и основные подходы в психологии

2.Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. 5.Бессознательно иногда сознательно человек выбирает конкретные средст... 2.Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или... Суть его в беспредметности, т.е. точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и...

Возрастные особенности младших школьников

Младший школьный возраст определяется важным обстоятельством - поступл... n когда не спрашивают 2 чел. n рассказывать 1 чел. Панасюк А.Ю. 1994 N 6.

ВЫВОДЫ. 1. Изучена и проанализирована литература по теме исследования в библиографическом списке представлено 41 наименование. 2. Изучены особенности вербальной и невербальной коммуникаций учителя музыки, в результате анализа которых выявлено, что характерным для данного педагога является доброжелательное, очень активное, инициативное диалогичное общение с детьми. 3. Изучены и проанализированы особенности индивидуальности младших школьников, что позволило выявить психологический личностный портрет успешного ученика в данном классе. 4. Рассмотрено влияние особенностей педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки таким образом, гипотеза 1-е предположение подтвердилось 2-е предположение выявлено на уровне тенденции и требует дополнительного психологического исследования. 5. Данное исследование позволило разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на оптимизацию взаимодействия педагога с учащимися.

ГЛАВА V. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. 1.Специфика педагогического взаимодействия на уроках музыки требует от учителя обратить особое внимания на важность развития невербального компонента в поведении.

Этой проработке, к сожалению, не уделяется достаточного внимания не только в школе, но и на других уровнях, поэтому мы рекомендуем Р расширять педагогическую компетентность путем теоретической проработки материала Р возможно проведение тренинга невербальной педагогической коммуникации с целью расширения диапазона коммуникативного взаимодействия и повышения уровня педагогической интуиции, важной для развития эмоциональной сферы ребенка средствами музыки см. библиографический список, NN 2, 5, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 23, 26, 29, 31, 38, 39, 40, 41 . 2. Музыка как вид искусства требует от человека эмоциональной отзывчивости, эмпатийности, внутреннего проживания музыкального текста, то есть того, что вербально словами передать бывает очень непросто.

Поэтому, расширяя свой репертуар в плане невербального взаимодействия, одновременно следует Р совершенствовать вербальный компонент путем расширения своего лексического запаса. 3. На основании результатов, полученных при корреляционном анализе теста-вопросника Р.Кетелла, Р особое внимание педагогам следует уделить формированию произвольности, саморегуляции, а также формированию отношений к социальным нормам и ответственности. 4. Выявленная взаимосвязь эмоционального и учебного ста туса во-первых, подтверждает возрастные закономерности младших школьников, а во-вторых, Р открывают возможности для построения гармоничных межличностных отношений в классе как через направленную работу в эмоциональной, межличностной, так и в учебной деятельности. При этом уроки музыки, в отличие от других учебных дисциплин, имеют значительно большее поле для учебно-воспитательной работы иными словами, поднимая эмоциональный статус средствами музыки, повышается и статус учебный . 5. Также мы рекомендуем Р анализ планирования урока с учетом пожеланий детей в результате чего происходит эффективная работа на мотивацию детей, которые отражены в методике неоконченных предложений.

Предлагаемая рекомендация имеет смысл для ее применения по 2-м причинам 1 для повышения и сохранения высокого статуса педагога 2 для повышения рейтинга своего предмета в данном случае, музыки - в связи с его низким рейтингом, который определен на текущий момент.