Анализ методической литературы

Анализ методической литературы. В данной главе представлен обзор методических работ по изучению лирического произведения и изучению творчества акмеистов в старших классах.

Книги 1.Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят. Книга для учителя. Из опыта работы М. Просвещение 1990. Интерес к поэзии это показатель духовности, эмоциональной отзывчивости, без которой трудно представить себе отзывчивость нравственную. Задача книги - поделиться с учителями конкретными наблюдениями, предложить свои варианты изучения. В книге излагаются принципы, на основе которых можно создавать живую ткань урока, а именно - максимально приблизиться к состоянию, пережитому поэтом Л.И. Поливанов - первичное чтение должно быть ярким, эмоциональным при первичном чтении не стоит давать вопросов и заданий, чтобы не разрушать целостность восприятия - переход к анализу стихотворения не должен быть резким - основой работы при анализе является постижение поэтического слова и образа - обращение к идее стихотворения как выражению душевного опыта, чувств и переживаний поэта - в процессе анализа необходима работа над его выразительным чтением.

В книге даются тщательно проведенные анализы стихотворений Анчар А.С. Пушкина, Ходоки А.Н. Заболоцкого система уроков внеклассного чтения.

Также можно найти варианты проведения обзорных уроков в 11 классе формы уроков по изучению лирики урок концерт, урок композиция, урок новелла, урок путешествие в мир поэта. В главе Искусство изучения поэтического произведения предлагается памятка для учащихся Как учить стихи.

Автор отмечает, что обязательное условие приобщения к лирике постоянное обращение к ней. 2.Медведев В.П. Изучение лирики в школе Книга для учителя. М. Просвещение 1985. В книге рассказывается о методах и формах изучения лирики, даются образцы анализа с 4 по 10 класс уроков лирики любви и дружбы, лирики философской, поэтической, пейзажной и т.д. лирика М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского и др. Литературоведческие понятия художественный образ в лирике, художественный метод, целостный анализ стихотворения, стиль писателя и др. рассматриваются в связи с анализом лирических произведений.

Делается попытка применить к школьный практике тот богатый опыт анализа лирики, который накоплен литературоведами и методистами. 3.Рез З.Я. Изучение лирики в школе. Л. Просвещение 1968. В книге представлены формы и приемы анализа поэтических произведений в IV VII классах. Интересными и полезными при подготовке к урокам могут оказаться принципы изучения и формирования теоретико-литературных понятий.

Виды самостоятельной работы учащихся анализ стихов, их сопоставление, написание сочинения описания даны на основе практических результатов опыта, проводимого в одной из школ Ленинграда. 4.Русская литература XX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. В 2 ч. Ч.1 Под. ред. В.В. Агеносова М. Дрофа 1999. Данное учебное пособие использовалось нами как теоретическая база при изучении темы Акмеизм в школе, и как практическая - при подготовке к урокам.

Учебник, на наш взгляд, интересный, современный и довольно удобный. Материал, представленный в учебном пособии, его стиль, слог может показаться сложным для понимания учащихся. В таком случае учителю следует самому отбирать материал для самостоятельного изучения и для совместного разбора отдельных глав в классе. Учебник состоит из обзорных глав например Русский исторический роман 20-х 30-х годов, где дается информация о литературном процессе того или иного периода и монографических разделов Александр Блок Анна Ахматова и др в которых рассматривается творчество наиболее ярких писателей XX века. Каждая глава снабжена вопросами для самостоятельного повторения по теме, примерными темами сочинений и списком рекомендуемой литературы мемуарные и биографические источники, критические статьи и литературоведческие работы, хрестоматии и антологии русской поэзии, справочники.

В комплекте с учебником может быть использована двухтомная хрестоматия, составленная из программных произведений. 5.Черников А.П. Поэзия и проза Серебряного века Калуга Институт усовершенствования учителей 1993. Книга представляет собой сочетание обзорного принципа изложения материала с принципом монографическим.

Примером обзорных тем могут стать Художественное своеобразие русской литературы начала XX века, Поэтические течения в русской литературе конца XIX начала XX века и др. В главах, посвященных отдельным персоналиям А.Ахматова, И.Бунин, И.Куприн дается их творческий путь, не ограничиваясь временными рамками эпохи Серебряного века. Таким образом, у читателя создается целостный облик того или иного писателя.

Особое внимание уделяется произведениям, изучаемым в средней школе. Статьи 1.Герцик А.В. Лирика А.Ахматовой на уроках литературы. XI класс Русская словесность 2001 6 с.20 29. В статье предлагается система уроков по творчеству А.Ахматовой 1 Поэтическое вступление к теме. Раннее творчество поэтессы. А. Ахматова и Пушкин. 2 Послеоктябрьская лирика Ахматовой.

Драма поэта и народа и ее отражение в поэме Реквием. 3 Война и послевоенные годы. Итоги жизни и творчества. Поэма без героя. Из данной статьи при изучении обзорной темы Акмеизм мы рекомендуем использовать материал первого урока и предлагаемый анализ стихотворения Ахматовой Песня последней встречи. 2.Маранцман В.Г. О поэзии А.Ахматовой. XI класс. Опыт прочтения. Литература в школе. 1997 6. с. 80-88. В статье сделана попытка анализа сборников А.Ахматовой Вечер 1912, Четки 1914, Белая стая 1917, Подорожник 1921, Anno Domini 1922. Материал может быть использован в качестве примера при подготовке к урокам как при изучении обзорной темы Акмеизм ранние сборники, так и на уроках по творчеству поэтессы. 3.Лекманов О. Концепция Серебряного века и акмеизма в записных книжках А.Ахматовой Новое литературное обозрение. 2000 6. с. 216-230. Статья интересна необычным взглядом на проблему существования акмеизма как идейно эстетической школы.

Автор пытается на материале записных книжек Анны Ахматовой разобраться в следующих вопросах - почему теория акмеистов была столь беспомощно и неуклюже сформулированной - как эта теория соотносится с замечательными произведениями поэтов акмеистов - стоит ли всерьез говорить об акмеизме как о поэтической школе Глава 2.