Понятие творческого мышления

Понятие творческого мышления. Следуя цели и задачам нашей дипломной работы, мы рассмотрим воззрения разных авторов на творческое мышление, на показатели, которые характеризуют это мышление определим те, на которые будем основываться в своем педагогическом эксперименте.

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином креативность. В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций.

Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового. Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них 1 беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени 2 гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую 3 оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов 4 любознательность - чувствительность к проблемам в окружающем мире 5 способность к разработке гипотезы 6 ирреальность - логическая независимость реакции от стимула 7 фантастичность - полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией 8 способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу 9 способность усовершенствовать объект, добавляя детали 10 и так далее.

Е.П. Торрес выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность - легкость - быстрота выполнения текстовых заданий - гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов - оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе - точность выполнения заданий.

Особый тип мышления, называемый в зарубежной психологии креативностью, в настоящее время широко изучается англо-американскими учеными, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена.

В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличии от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность. С точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы. По В.Н. Дружинину, творческое мышление - мышление, связанное с преобразованием знаний сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее. Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности сензитивности к побочным продуктам своей деятельности.

Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин и другие отечественный психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели замысла, программы и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления и связана с порождением побочного продукта, который и является творческим результатом.

Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания. Второй признак творческого мышления - спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин. Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида.

Иное дело - оценка продукта как творческого. Здесь в силу вступают социальные критерии новизна, осмысленность, оригинальность и так далее. С творческим мышлением сопряжены два личностных качества интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе. В качестве ментальной единицы измерения творческости мыслительного акта, кванта творчества, Я.А. Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задачи.

И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях видение новой функции знакомого объекта видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода у его поиску умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.

Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна одна способность - они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую Лернер И.Я. Проблемное обучение М. Знание, 1974 64 с с. 10-17 Д.Б. Богоявленской была выделена 1983 г. единица измерения творчества, названная интеллектуальной инициативой. Она рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком.

Главную роль в детермининации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты.

К числу основных черт относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях. В.А. Крутецкий структуру творческого мышления в математике представляет следующим образом - способность к формализованному восприятию математического материала, схватывание формальной структуры задач - способность к логическому мышлению в сфере количественных и качественных отношений, числовой и знаковой символики, способность мыслить математическими символами - способность к совершенствованию процесса математических рассуждений и системы соответствующих действий, способность мыслить свернутыми структурами - гибкость мыслительных процессов в математической деятельности - стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решения - способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли - математическая память обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы перехода к ним - математическая направленность ума. Так же к творческому мышлению В.А. Крутецкий относит следующие не существенные компоненты быстрота мыслительных процессов как временная характеристика вычислительные способности память на цифры, числа, формулы способность к пространственным отношениям способность наглядно представлять абстрактные математические отношения и зависимости.

Структура творческого мышления представлена в формуле математическая одаренность характеризуется обобщенным, свернутым и гибким мышлением в сфере математических отношений, числовой и знаковой символики и математическим складом ума Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников М. Просвещение, 1968 432 с Итак, в отечественной психологии исследования творческого мышления теоретически обоснованы, индивидуальные различия анализируются не только с количественной стороны, но и качественной стороны.

Тем не менее, все еще незначительно количество исследований в этой области. Таким образом, творческое мышление - мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Показателем, характеризующим творческое мышление и на которые мы будем основываться в своем исследовании следующее беглость, гибкость и оригинальность мысли.

Беглость включает в себя два компонента легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания.

Гибкость мыслительного процесса - это переключение с одной идеи на другую.

Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи. Оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе. На этих же показателях основаны тесты Е.П. Торренса на вербальное и невербальное творческое мышление, которые мы предлагаем использовать на первом этапе эксперимента. Далее мы уделим внимание раскрытию проблемы развития творческого мышления и посвятим ей следующий пункт первой главы. 1.2.