Глава II. Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах средней общеобразовательной школы

Глава II. Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах средней общеобразовательной школы. Каждый раз, когда в жизнь общеобразовательной школы входит новая программа по музыке, особенно остро стоит вопрос о методическом вооружении учителя музыки.

В проекте Концепции художественно-эстетического образования в национальной школе Беларуси см. введение в пункте 3.1. сформулированы основные принципы художественно-эстетического образования 1 принцип художественности 2 принцип творческой активности учителя и учеников 3 принцип интереса учащихся 4 принцип связи с жизнью 5 принцип взаимосвязи искусств 6 принцип развития творческих способностей, интегрирующим качеством которых является художественное мышление 7 принцип целостности всей системы художественно-эстетического образования.

В этом же документе в V разделе говорится, что четвертый возрастной этап - 6-8-е классы - является концептуальным этапом в развитии музыкального мышления. На этом этапе раскрывается и шлифуется умение целостного и сравнительного самостоятельного анализа художественных образов.

Учащиеся осмысленно включаются в создание или интерпретацию художественных образов в различных видах творческой деятельности.

Их притягивает не только процесс, но и результат их деятельности. Все позиции в обучении приходят в равновесие они композиторы, слушатели, исполнители, критики. Ведущий мотив эстетической деятельности - развитый художественно познавательный интерес.

Ориентируясь на задачи духовного развития программа по искусству должна включать тематический, проблемно-поисковый материал исторически-культурного, художественно-социологического, художественно-психологического и эстетического характера. Приоритетами становятся задания на открытие духовного смысла художественных произведений, духовной связи между композиторами, эпохами, личностями творцов и воспринимающих искусство.

Ведущие методы работы проблемно-поисковый, творческие задания, сравнительного и целостного анализа, эмоциональной драматургии, художественного обобщения, литературно-музыкальные композиции, художественного контраста, анализа творческой работы Народная газета от 17 июня 1992 г Исходя из вышесказанного мы рассматривали возможности учителя в реализации принципов, указанных в Концепции, в рамках тех новых методик, которые появились в последние десятилетия.

Поэтому в данной главе мы хотели бы изложить взгляды различных авторов на проблему изучения старшеклассниками МПКФ и выделить при этом те, которые наиболее эффективно реализуют принципы современного художественно-эстетического образования. Ниже также будут освещены практически примененные методы, использованные в ходе эксперимента и наблюдаемые на уроках музыки. 1.