Методики изучения музыкальных произведений

Методики изучения музыкальных произведений. Задача методики - показать учителю путь реализации учебной программы в процессе занятий с учащимися.

Основой методики изучения любого музыкального произведения является существующая в общей музыковедческой литературе Модель систем и методов изучения произведения, в которой преломляется Модель произведения как единство содержания и формы 17. С.78 . при этом эти методы оказываются ближе к содержанию, другие - к форме, третьи - выразит идею их взаимопроникновения Содержание - Концептуальный анализ идейно-смысловой Образно-драматургический анализ Тематический анализ Интонационный анализ Анализ средств выразительности Акустические методы материально-физический субстрат. Форма. Из этой модели вырастает модель целостного анализа музыкального произведения, как основного этапа изучения произведения.

Т.В. Челышева в книге Методика школьного музыкального воспитания М 1996 - стр. 22-23 предлагает изучать произведения при помощи ответов на блок вопросов, примерно соответствующим возрастным этапам 1 блок - первый класс 1 Принадлежность к одной из трех сфер песня, танце, маршу, песенности, танцевальности, маршевости. Следующий блок и следующий этап - 2-5-е классы 2. Средства выразительности элементы музыкальной речи, которые помогли разобраться в этой музыке характер движения мелодии, темп, лад, динамика, тембр, характер сопровождения, форма 3. Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра , 4. Национальная принадлежность музыки.

Народная или написана композитором 5. Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация. Развитие музыки.

Музыкальный образ. Музыкальная драматургия Наконец, третий блок - 6-8-е классы 6. Какие мысли, идеи воплощены в музыке. Для чего создано это произведение 7. Изобразительность музыки 8. Черты характера человека, выраженные в музыке, его настроения, чувства 9. О каких событиях рассказывает музыка 10. При каких жизненных обстоятельствах могла звучать эта музыка. Близка этой методика Л.С. Лисянской г. Москва. За весь курс ею предлагаются 60-70 произведений различных авторов, различных авторов, различных жанров и форм. В начальной школе дети изучают эти произведения, отыскивая в них ответы на вопросы 1-3. С 4-го класса звучат уже части МПКФ и поиск ответов на вопросы 4-5. К 6-8 классу усвоен и полностью разобран тематизм, образы и форма этих произведений в том числе и МПКФ , и вопросы 1-4 теряют свою актуальность.

Теперь дети слушают произведения целиком, следя за развитием композиторско-исполнительского замысла на протяжении всего произведения, целостно их анализируя.

Широко применяется видеозапись опер, балетов, при просмотре которых дети анализируют взаимосвязь композиторского замысла и исполнительско-сценического воплощения. Однако, возможности современных школ не так широки и порою изучение симфонической музыки начинается с исполнения ее на фортепиано или баяне. Поэтому в школе в действии остается методика Н.Л. Гродзенской, разработанная еще в 50-е годы в НИИ ХВ АПН РСФСР. Ее суть - прохождение произведений в сонатной форме. Вступление - небольшая беседа перед слушанием музыки Экспозиция - слушание Разработка - анализ прозвучавшего Реприза - слушание музыки осознанное, на более высоком эмоциональном уровне Кода - закрепление тем в памяти.

Время урока, однако, позволяет таким образом изучить лишь часть, фрагмент МКПФ, но не целиком. Плюсы данной методики - слушание музыки целенаправленно, обеспечивается хорошее запоминание тем, развиваются музыкальная память, внимание, расширяется кругозор учащихся, виды деятельности сменяют друг с друга, комплексно решая задачи урока, а главное - оптимально сочетаются затрат ресурсов при массовом обучении.

Среди минусов методики мы отметили - шаблонность каждого урока, отсутствие самостоятельности, активности учащихся, отсутствие индивидуализации обучения, вербальная перегрузка. При решении этой проблемы и возникла одна новая методика у ряда авторов. Она базируется на предыдущей, но выводит старшеклассников на качественно новый уровень подхода к изучению МПКФ. По мнению ряда авторов М. Красильниковой, К.Португалова, Т. Вендровой, Ю. Алиева и др. школьника надо ввести в особое состояние эмоционально-психологической готовности постижения музыки.

И тогда процесс познания музыки выглядит следующим образом 1- введение учащихся в состояние эмоционально-психологического настроя, ассоциирование их с композитором, постановка композиторского замысла, показ тем с их анализом и возможностью их предполагаемого звучания перевод в состояние исполнителя 2- слушание музыки целых МПКФ 3- анализ прослушанного целостный и сравнительный состояние критика закрепление тем, как главных носителей образа, концепции, идеи. В рамках всех вышеперечисленных методик были разработаны и пути их реализации на уроках музыки.

Таким образом, мы подошли к методам изучения МПКФ на уроках музыки в старших классах. 2.