Человек по Н.А. Бердяеву

Человек по Н.А. Бердяеву. и Ф. Ницше Как свободное существо человек согласно Н.А. Бердяеву есть не только исполнитель законов добра но и творец новых ценностей и он призван быть творцом новых ценностей где мир ценностей есть мир подвижный и творимый.

Человек свободен в смысле творческого соучастия в деле Божьем в смысле творчества добра и в смысле творчества новых ценностей. Надчеловеческого и вне человеческого идеального добра не существует как не существует идеальных и вечных ценностей. Есть только динамика творческих даров и творческих ценностей и в этой динамике продолжается миротворение - делает вывод Н.А. Бердяев Бердяев Н.А. О назначении человека.

М. 0000 Что касается вопроса о подлинном бытии и его смысле то Н.А. Бердяев придерживается такого мнения что в предметном вещном объектном мире смысла нет. Смысл раскрывается из человека из его активности и означает открытие человекоподобности бытия. Внечеловеческое идеальное бытие бессмысленно. А это значит что смысл открывается в духе а не в предмете не в вещи не в природе только в духе бытие человечно.

Этика Н.А. Бердяева основана на бытии а не на норме она предпочитает жизнь закону. Согласно такой этике конкретное событие живое существо ставится выше всякой отвлеченной идеи в том числе и идеи добра. Суббота для человека а не человек для Субботы где суббота и есть отвлеченное добро идея норма закон. Христианство же не знает нравственных норм отвлеченных обязательных для всех и всегда. Поэтому всякая нравственная задача для христианина - это неповторимо индивидуальная задача а не механическое исполнение нормы.

В этом случае всякий нравственный акт должен быть основан на бесконечном внимании к человеку от которого он исходит и к человеку на которого он направлен. Евангельская этика искупления и благодати Н.А. Бердяева оказывается таким образом прямо противоположной формуле И. Канта а именно нельзя поступать так чтобы это стало максимой поведения для всех и всегда поступать надо только индивидуально и всякий другой человек может поступить иначе. Общеобязательность в данном случае заключается лишь в том чтобы каждый поступал неповторимо индивидуально и всегда имел перед собой живого человека конкретную личность а не отвлеченное добро.

Руководствоваться в своих нравственных актах любовью к добру а не к человеку и значит согласно Н.А. Бердяеву практиковать этику противоположную христианской значит быть фарисеем и законником. Таким образом в основе всей философии Н.А. Бердяева лежит утверждение что мир есть часть человека а не человек - часть мира. Отсюда специфичность философии - видеть мир из человека и неверно сказать что бытию понятому объективно принадлежит примат над человеком наоборот человеку принадлежит примат над бытием ибо бытие раскрывается только в человеке из человека через человека. И только тогда раскрывается дух. Бытие которое не есть дух которое вовне а не внутри есть тирания натурализма. Человек у Бердяева бытийственен так как бытие находится в человеке и человек находится в бытии но и само бытие человечно и только потому человек может раскрыть смысл соизмеримый с собой со своими постижениями.

О том что человеческое бытие нельзя рассматривать только в рамках его социального измерения говорил Ф. Ницше Ницше Антология.

Рос.акад.образования Ин-т философии РАН - СПб. РХГИ 0000 0000 с Этот философ по мнению Р. Штейнера пытался постигать мир из полноты целого из полноты человеческого существа а для этого к миру восприятий как одной стороны мира ему нужно было присовокупить нечто исходящее из внутреннего существа души. Душа испытывает голод по тому содержанию что должен был дать ей мир и не может насытить этот голод потому что воспринимаемый ею мир не дает ей полного насыщения. Повсюду в мировой культуре во всей истории человечества Ф. Ницше искал элементы того что помогло бы ему преодолеть это невыносимое внутреннее страдание которое он испытывал от общения с миром.

Человеку нужно пишет Ф. Ницше устремление ввысь в мир который может поднять его над страданием бытия. Современный человек вызывал у Ф. Ницше отрыжку современную эпоху он обозначал как эпоху dJcadanc а в которой господствуют ценности dJcadanc а т. е. такие ценности в какие современное человечество вкладывает максимум желательного для себя. Говоря об эпохе dJcadanc а Ф. Ницше приводит его формулу преобладание чувств неудовольствия над чувствами удовольствия.

Причину он видит в душевном голоде. По мнению философа человек должен найти или произвести в себе нечто что возвышает его над реальным существованием.

Он пришел к убеждению что человек не должен оставаться человеком иначе он опустошит себя захлебнется в страдании. Человеку суждено стать сверхчеловеком а именно человекобогом. Нападая на христианство он в сущности отвергает только морального Бога. Христианство по словам Ф. Ницше навязывает жизни воображаемый смысл мешает открыть его подлинный смысл. Всякая Церковь есть камень наваленный на гроб человекобога она стремится силой помешать его воскрешению. Единственную истину которой должен быть верен человек Ницше находит на земле именно на земле человек должен жить и совершать дело своего спасения.

На самом деле единственным божеством утверждает Ф. Ницше является мир. Чтобы причаститься к его божественности достаточно сказать ему да. Не молить не благословлять и вся земля станет обиталищем человекобогов. По мнению Ф. Ницше сказать да земле означает сказать да братской любви истине реальной жизни а также своим страданиям. Принять одновременно все - значит господствовать над всем. Ф. Ницше призывал не веровать а действовать прежде всего многого не делать быть иначе.

Высмеивая веру в мир иной он говорил о том что перенося центр тяжести в ничто этот центр тяжести вообще отнимается у жизни. Этим самым Ницше предостерегает людей от веры ориентированной на иллюзорное будущее предлагает перестать жить будущим и начать жить настоящим. Как только человек перестает верить в бога и жизнь вечную он по мнению Ф.Ницше становится ответственным за все то что существует за все то что будучи рождено в муках обречено страдать всю жизнь.

Каждый человек делает вывод Ф. Ницше вынужден находиться в своем бытии прожить свою жизнь принять ее такой какая она есть и этим возвыситься над нею и над самим собой Ницше Ф. Фрейд Ф. Фромм Э. Камю А. Сартр Ж П. Сумерки богов. М. 0000 Таким образом Ф. Ницше как и Н.А. Бердяев возвестил XX век в начале которого в панораме философских течений появилось новое направление - экзистенциализм который обращал предельное внимание на уникальность человеческого бытия. 0.0.0.