Проблема смысла человеческой жизни А. Камю

Проблема смысла человеческой жизни А. Камю. В отличие от М. Хайдеггера А. Камю сосредоточивает свое внимание на проблеме смысла человеческой жизни истории индивидуального существования.

Надо отметить что в его творчестве человеческое бытие понимается как конечное ограниченное рамками земного существования. Вопрос о смысле жизни А. Камю считает самым неотложным из всех вопросов а вопрос о том стоит или не стоит того чтобы ее прожить он считает фундаментальным вопросом философии.

Своей работой Миф о Сизифе Ницше Ф. Фрейд Ф. Фромм Э. Камю А. Сартр Ж П. Сумерки богов. М. 0000 Эссе об абсурде философ анализирует причины социально-психологического кризиса вызвавшего волну самоубийств в начале 00-х годов. Основную причину этого кризиса он видит в неправильном понимании базовой установки или типа человеческих ожиданий. Отчаяние ведущее к осмысленному самоубийству коренится по его мнению в крушении надежд возлагаемых на историю.

Но кто доказал что на историю можно положиться? История не сходна со счастливым концом ибо нет бога который бы так ее устроил. Мир в котором живет человек по мнению А. Камю абсурден. Как возникает чувство абсурда? Его порождает по мнению А. Камю ряд жизненных ситуаций когда ощущение душевной пустоты вакуума становится непереносимым. Подъем трамвай четыре часа в конторе или на заводе обед трамвай четыре часа работы ужин сон понедельник вторник среда четверг пятница суббота все в том же ритме - вот путь по которому легко идти день за днем. Но однажды встает вопрос Зачем Все начинается с этой окрашенной недоумением скуки Скука является результатом машинальной жизни но она же приводит в движение сознание. Скука пробуждает его и провоцирует дальнейшее либо бессознательное возвращение в привычную колею либо окончательное пробуждение.

А за пробуждением рано или поздно идут следствия либо самоубийство либо восстановление хода жизни. Таким образом только благодаря скуке тревоге имеющей в своей основе страх по мнению А. Камю обеспечивается действительное восхождение человека к достойному бытию.

По словам П.С. Гуревича только в страхе как основном понятии экзистенциалистов человек постигает себя как существо тотально свободное. В активности этого бытия мир единственно и обретает смысл. Страх по мнению экзистенциалистов возникает с пониманием смертности человеческого существа с ощущением временных границ и конечности человеческого существования.

Для того чтобы преодолеть страх человек вооружился надеждой на потусторонний мир. Ностальгия по Единому стремление к Абсолюту выражают сущность человеческой драмы заключает А. Камю. Но Человек у А. Камю лишен надежды ему принадлежит мир в котором он - единственный хозяин. Драма жизни по А. Камю заключена в следующем человек не может до конца понять мир его уникальный смысл смысл мира безмерно иррационален но сам человек желает счастья и разумности абсурд как осознание такого конфликта рождается в этом столкновении между призванием человека его желанием абсолюта и единства и неразумным молчанием мира. А. Камю выводит таким образом три персонажа драмы иррациональность мира человеческая ностальгия и порожденный их встречей абсурд.

Абсурд не в человеке не в мире но в их совместном присутствии. Абсурд - это то что объединяет человека и мир. Человеку по мнению философа необходимо научиться жить в этом абсурде. Как жить это еще один вопрос который требует ответа.

Прежде всего А. Камю предлагает отказаться от поисков превосходящего смысла мира так как этот мир так и останется неизвестным и непостижимым для человека. Отрицая превосходящий смысл жизни А. Камю отрицает только бога но и является противником распространенной установки духа которая объясняет мир опираясь на принцип всеобщей разумности. По словам самого философа Отрицание и есть бог экзистенциалиста Ницше Ф. Фрейд Ф. Фромм Э. Камю А. Сартр Ж П. Сумерки богов.

М. 0000 Допуская существование бога или принципа всеобщей разумности тем самым как считает А. Камю отрицают человеческий разум. С этим философ согласиться не может. Ведь человек у него отличается от вещного мира наличием разума сознания. Но мир лишенный руководящего принципа мир бессмысленный в конце концов обнаруживает у А. Камю и смысл и основание. Для этого у А. Камю главным является подход он предлагает осознать что человеческий разум имеет пределы что раскол между полным желания умом и обманчивым миром противоречия возникающие в результате такого раскола не устранены.

Как выход он предлагает жить и мыслить несмотря на все терзания чтобы решить вопрос принять их или отказаться. Осознав это абсурдный человек может найти свои основания. Отказавшись человек становится на путь приспособленчества видит причины своих неудач вовне а не в себе а когда жизнь становится невыносимой то обвиняя всех и вся кончает жизнь самоубийством. Но для А. Камю жить в такой вселенной означает безразличие к будущему и желание исчерпать все что дано. Поэтому чем меньше в жизни видится смысла тем больше имеется оснований для того чтобы ее прожить.

Из абсурда А. Камю выводит три следствия а именно бунт свобода и страсть. Под бунтом понимается постоянная данность человека самому себе уверенность в подавляющей силе судьбы но без смирения это борьба интеллекта с превосходящей его реальностью. Человек по мнению А. Камю может решиться на бунт и продолжать жить так как именно бунт придает жизни цену. Но человек также может согласиться с собственными пределами совершив самоубийство. 0.0.0.