Практика нравственно-психологического педагогического общения через ценностные отношения на уроках музыки

Практика нравственно-психологического педагогического общения через ценностные отношения на уроках музыки. Рассматривая далее тему курсовой работы и решая поставленные задачи необходимо, на мой взгляд, в первой части исследования обозначить вопросы педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений в структуре деятельности преподаватель музыки - ученик, такая постановка важна, как исследуемый метод нравственного образовательного процесса, создания положительной катарсической реальности.

Как отмечалось во введении общение - это не просто ряд последовательных отдельных действий деятельностей общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения - это воздействие человека на человека, а именно - их взаимодействие. Процесс общения строится как система сопряженных актов взаимодействия, коммуникативный акт, на интересует продуктивный - образовательный момент такой деятельности.

В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения АСО ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность, творческие навыки. Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми А. А. Бодалев, С.В.Кондратьева и др Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определенных условий и приемов.

Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего это исследования по проблеме педагогической этики и такта Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др Педагогическая система учитель-ученик в этом случае рассматривается как определенная культурная общность, в которой большая роль отводится выполнению социально одобряемых норм поведения уважительного отношения к человеку, доброжелательности, общительности и др. Эти и другие аспекты изучения педагогического общения, взаимно дополняя друг друга, показывают его сложный и многогранный характер в образовательном процессе. Педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам, а потому оно не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении.

В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемых, отражающие нормативный статус каждого.

Их содержание определяется уставными документами, учебными планами и программами. Итак, педагогическое общение представляет собой социально-нормативные формы взаимодействия педагогов и учащихся. Цели, содержание, нравственно-психологический уровень общения и ценностные отношения, которые должны актуализироваться в нем, для педагога выступают как социально заданные. Однако, необходимо отметить, поскольку в музыкальной педагогике зачастую общение протекает непосредственно, лицом к лицу, то оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение.

Педагогическое общение как процесс жизнедеятельности педагога и обучаемых втягивает в себя личность каждого из них, являясь актом катарсиса, неким эмоциональным очищением. ГЛАВА 0. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ, КАК СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ - ПОДРОСТОК 0.0.