Экспериментальные исследования воздействия разножанровых произведений массовой культуры на подростков МОУДО ДШИ г. Н. Ххх- а

Экспериментальные исследования воздействия разножанровых произведений массовой культуры на подростков МОУДО ДШИ г. Н. Ххх- а. В своей работе мы основывались на исследовании В.А.Савицкой 0000 оно было посвящено специфике эмоционального воздействия на зрителей традиционного и модернистского кинофильмов.

Исследование проводилось в кинотеатре Госфильмофонда на сеансах французских фильмов Горбун традиционный фабульный фильм и Андалузский пес довоенный сюрреалистический фильм Л.Бунюэля при участии С.Дали. Эксперимент проводился с использованием методики цветопись до и после сеанса и личностных тестов обследовано 000 человек. Используя эту аналогию автором работы, так же осуществлено исследование на базе МОУДО ДШИ г. Нижняя Ххх- а. В детском образовательном учреждении нами была набрана группа подростков - 00 человек, обучающиеся по специальности сольфеджио.

Техническое оснащение эксперимента - видеомагнитофон, телевизор и фильмы используемые в исследовании В.А. Савицкой. Данные эксперимента свидетельствуют, что после модернистского фильма настроение у школьников понизилось гораздо больше, чем после традиционного см. табл. 0 , т. е. модернистский фильм имел выраженный антикатартический эффект отметим, что создатели специально добивались шокирующего эффекта фильма, в частности, в нем присутствует известный эпизод разрезания глаза. Характерна запись, сделанная одним из школьников на опросном бланке После просмотра настроение стало злобное. В ходе исследования при помощи личностных методик методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса, см. Приложение 0 было выявлено, что любители модернистского кино, по сравнению с приверженцами традиционного, более тревожны, утомляемы, экстернальны, сильнее фрустрированы.

Таблица 0 Воздействие традиционного и модернистского фильмов на настроение школьников МОУДО ДШИ г. Н. Ххх- а в Тип фильма Тревожность повышение без изменений понижение Традиционный 00 00 0 Модернистский 00 00 00 Серия исследований эмоционального воздействия спектаклей на детскую аудиторию была проведена методом просмотра спектаклей в записи, любезно предоставленных ДМШ г. В. Ххх- а. Применялись методы беседы-интервью, анкетирования, оценивания см. табл. 0 . Таблица 0 Оценка подростками своего эмоционального состояния после просмотра спектаклей Эмоциональное состояние Спектакли Ундина Неделя, полная суббот Петрушка или любовь дурака Близкое к катартическому 0,0 00,0 00,0 Радостное понимание 0,0 00,0 00,0 Внутреннее равновесие 00,0 00,0 0,0 Грустная задумчивость 00,0 00,0 00,0 Тревога 0,0 00,0 00,0 Нервозность 00,0 0,0 00,0 Безысходность 0,0 0,0 0,0 Если на одном спектакле преобладают противоречивые эмоции Петрушка, то на другом Неделя преобладают позитивные, а на третьем - негативные эмоции Ундина, что в последнем случае связано, в частности, с несправедливым, плохим но не катартическим, допускающим и трагическую развязку финалом, а также затрудненностью совместимости, идентификации с противоречивыми, непоследовательными героями.

На основе приведенных исследований и наблюдений выскажем более широкое предположение.

Вероятно, существуют катартические и антикатартические периоды в истории искусства, которые являются, по сути отражением и выражением соответствующих общественных настроений, социально-психологического климата того или иного времени.

Так, период демократизации, оттепели второй половины 00-х и первой половины 00-х гг. был в нашем искусстве катартическим.

Для него были характерны одухотворенность, гуманизм, трагический оптимизм, пассионарность, что нашло выражение в небывалом росте популярности поэзии и авторской песни, в целом ряде шедевров в кинематографе, расцвете военной, деревенской, молодежной прозы и т. д. Современный же период с конца 00-х г. и начала 00 века можно определить как антикатартический, для которого характерны настроения и эмоции пессимизма, агрессивности, низкопробного гедонизма, общая аморализация искусства, абсолютная непопулярность поэзии, упадок театра, засилье масскультовских кино, музыки, литературы и т. п. О сходном явлении в художественной культуре Запада писал в 00-е годы французский писатель А.Моруа Целая группа писателей сознательно избегает описания чувств, которые рядовой человек считает естественными это любовь родителей к детям, любовь мужа к жене, преданность родине, своему труду.

Стремление сохранить верность высмеивается.

Цель этих писателей - показать тщету жизни и усилия жалких смертных заглушить мысль о своей страшной участи эротикой и пьянством. Изображать в качестве литературных героев людей, которые признают нравственные ценности стало ныне чуть ли не актом мужества для писателя Моруа А. Шестьдесят лет моей литературной жизни. М 0000. С 000-000 По нашим подсчетам репертуар кинотеатров г. В. Ххх- а и Н. Ххх- ав начале 0000 г. более чем на 00 состоит из зарубежных фильмов коммерческих жанров боевики и эротика. Среди отечественных фильмов преобладают подражания тем же западным жанрам Антикиллер. Прав кинорежиссер С.Говорухин Нам не удалось обогнать Америку по мясу и молоку.

Но по количеству секса и насилия на экранах обогнали мгновенно. За год-полтора. Едва разрешили Советская культура. 0000, 0 окт