рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Домашняя работа как форма организации учебной деятельности

Домашняя работа как форма организации учебной деятельности - Домашнее Задание, раздел Педагогика, Проблемы развития творчества в школьном возрасте Домашняя Работа Как Форма Организации Учебной Деятельности. Что Же Представля...

Домашняя работа как форма организации учебной деятельности. Что же представляет собой домашняя учебная работа? В педагогической литературе она чаще всего определяется как своеобразная форма организации учебной работы.

Однако при ее определении каждый автор определяет, выделяет и делает акценты на различные ее функции и характер. И.П. Подласый считает, что домашняя работа учащихся - это составная часть процесса обучения. Главная цель ее - расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности и способности. Педагогика М 1996 С.390. Домашняя учебная работа у И.П. Харламова - это самостоятельное выполнение учащимися заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований, и совершенствованию учебных умений и навыков. Педагогика М 1990 С.295. Бабанский Ю.К. утверждает, что домашняя учебная работа учащихся дополняет урочную работу, отличается большей самостоятельностью, отсутствием непосредственного руководства учителя.

Педагогика М 1998. -С.438. С.П. Баранов и В.А. Сластенин считают, что домашняя работа - это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеурочное время. Педагогика М 1986 С.133. Домашняя работа учащихся представляет собой, по определению С.А. Смирнова, самостоятельное выполнение учебных заданий вне рамок существующего расписания уроков.

Педагогика педагогические теории, системы, технологии М 1999 С.211. Из приведенных определений видно, что сущность домашней работы как формы организации разными педагогами раскрывается почти одинаково.

Но мы переносу решений готовность памяти овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний и способностью к обобщению и отбрасыванию несущественного. Третьи авторы считают личность творческой, если в ее характеристике присутствует креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.

Школа имеет огромное влияние на развитие умственной активности в детстве и юности. Однако развитие мышления, особенно творческого, по мнению польского психолога Леона Ниебржидовски, может быть достигнуто только тогда, когда ученик чувствует, что его идеи ценятся он ощущает поддержку и высокую оценку своих усилий от учителей и одноклассников в учебной работе акцент делается на качество, а не только на количество выполненной работы в проблемном обучении проблемы решаются самостоятельно и находятся во взаимодействии со способом их решения индивидуальные особенности ума школьника распознаются, поощряются и вознаграждаются поощряется склонность к риску что уменьшает страх перед неудачей учащимся объясняют, что даже авторитеты делают ошибки.

Томас Эдисон сказал Я сделал тысячу ошибок и учился на каждой из них ореол заоблачных авторитетов развеивается и демистифицируется - ведь даже признанные авторитеты были когда-то новичками.

Старая китайская поговорка гласит Путешествие в тысячу ли начинается с первого шага. Неибрждовски Л. Детский ум растет в тепле родительского внимания. Семья и школа 1993 7 С.42 - 45. видение структуры объекта и его новые функции самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый нахождение различных способов решения проблемы и альтернативных доказательств построение принципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией известных.

Смирнов С.А. Педагогика педагогические теории, системы, технологии М 1999 С. 178. Черты творческой деятельности проявляются не одновременно при решении той или иной проблемы, а в различном сочетании и с разной силой. В самом характере творческой деятельности заключена та особенности содержания данного элемента базовой культуры личности, которая состоит в том, что для осуществления ее процедуры нельзя указать систему действий.

Эти системы сознаются самим индивидом. Творческий потенциал любого человека характеризуется рядом особенности личности, которые С.А. Смирнов называет признаками творческой личности. Существуют различные перечни таких признаков. Одни авторы выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, видеть перспективы способность отказаться от ориентации на авторитеты умение увидеть новый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Другие относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации способность к оценочным суждениям и критичность мышления умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к а Желание превзойти существующие достижения сделать лучше, чем есть . б Достичь результата высшего класса. в Реализовать сверхзадачу программу-максимум - на грани фантастики.

В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности, увлеченности автор выделяет три типа а Вдохновенный иногда эйфористический . б Уверенный. в Сомневающийся.

Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Вопросы психологии 1994 5 С.86 - 95. Таким образом, В.А. Моляко предлагает структуру, которая довольно многообразно описывает различные типы одаренности, их доминирующие характеристики, своеобразие сочетаний наиболее важных качеств. Нетрудно понять, что все то, что относится к общей творческой одаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видам специальной одаренности -научной, технической, художественной и т.д. разумеется, что при этом мы имеем дело с проявлением определенных доминантных качеств, особенностей, характеризующих специфику творчества в конкретной сфере человеческой деятельности.

Об особенностях развития творчества и творческой деятельности пишет и другой ученый-педагог С.А. Смирнов. Многократное проявление творчества ребенка в различных ситуациях приводит в результате к накоплению опыта творческой .деятельности. Он призван обеспечить готовность ребенка к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Конкретное содержание опыта творческой деятельности и ее основные черты в следующем самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию видение новой проблемы в знакомой ситуации В. А. Моляко выделяет такие основные типы творческой деятельности а Научно-логический. б Технико-конструктивный. в Образно-художественный. г Вербально-поэтический. д Музыкально-двигательный. е Практико-технологический. ж Ситуативный спонтанный и рассудительный. Проявление творческого поиска психолог представляет по следующим признакам а Реконструктивное творчество. б Комбинаторное творчество. в Творчество через аналогии.

Проявление интеллекта представляется возможным фиксировать по а Пониманию и структурированию исходной информации. б Постановке задачи. в Поиску и конструированию решений. г Прогнозирование решений разработке замыслов решения, гипотез.

Как представляется исследователю, динамику решения и творческой деятельности в целом наиболее исчерпывающе будут определять следующие основные типы а Медленный. б Быстрый. в Сверхбыстрый.

Уровни достижений можно определить по задачам, которые ставит перед собой субъект, или же по самим достигнутым успехам, здесь В.А. Моляко выделяет три условия 13 человеке. Если мы взглянем на поведение человека, на всю его деятельность, мы легко увидим, что в этой деятельности можно различить два основных вида поступков. Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим, или репродуктивным он бывает связан теснейшим образом с нашей памятью, его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся или выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте М 1997 С.83. Кроме воспроизводящей деятельности легко в поведении человека заметить и другой род этой деятельности, именно деятельность комбинирующую или творческую. Л.С. Выготский утверждает, что всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения.

Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий нам прежний опыт, но есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение.

Если бы деятельность человека ограничивалась бы одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Один из очень важных вопросов детской педагогики и психологии - это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.

Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей. Известно, что всякий вид творчества - этот не только проявление актуализирующейся творящей самое себя личности в конкретной области науки, искусства, в общественной жизни, но и становления личностной позиции, определяющей присущую именно этому человеку линию нравственного поведения. Трансляция безличных, чисто объективных знаний или способов деятельности приводит к тому, что учащийся не может проявлять себя в соответствующих областях культуры и не развивается как творческая личность. Если же он, осваивая культуру, делает открытия в самом себе, при этом переживает пробуждение новых умственных и душевных сил, то соответствующая область культуры становится его миром, пространством возможной самореализации, а овладение его получает такую мотивацию, которую содержание традиционного образования обеспечить не может.

Оно должно позволять воспринимать явление культуры не только как объективацию мысли, творческого потенциала, нравственного выбора других людей, но и в то же время узнавать себя в уже созданном и развиваться как культурно-исторический субъект, для которого прошлое и будущее культуры - это его прошлое и будущее.

Как видно из всего вышесказанного, современное общество нуждается в активных, свободомыслящих личностях. Творчество - путь к этой свободе. Творческое мышление, творческая деятельность, творческая самореализация каждого человека - вот цели современного образования, которое должно, наконец, привести к гуманизации нашего общества. Общество, где высшей ценностью будет действительно являться человеческая личность. 1.2. Психологические основы творчества Творческой деятельностью Л.С. Выготский называет такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это, созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом нормативное руководство, сегодня стало достоянием истории.

Современные философские учения признают свою обусловленность определенной культурой традициями и допускают включением в диалоговый режим иных философских взглядов на мир, иных культур, при взаимодействии которых становятся видимыми и понятными особенности каждой отдельно взятой культуры.

Для того чтобы диалоговый режим взаимодействия различных культур не остался мажорной декларацией или модной тенденцией, необходимо внедрение в практику аксиологических принципов. Совокупность таких принципов составляет аксиологический подход, выступающий в качестве методологии личностноразвивающего обучения.

К числу аксиологических принципов относятся равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей равнозначность традиций и творчества новаций, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовных открытий в настоящем и будущем экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм, диалог и подвижничество.

Согласно аксиологическому подходу человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель социального развития. Гуманистическая ценностная ориентация, образно говоря, аксиологическая пружина, придающая активность всем остальным звеньям системы ценностей. Она выступает логическим центром ценностно-мировоззренческой системы, вследствие чего является основой оценочно-аналитической и творческо-поисковой работы сознания.

Идея гармонически развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей, выступает основой ценностно-мировоззренческой системы гуманистического типа. степени, в которой оказываются все другие проблемы и аспекты человеческой судьбы.

Это означает, по мнению Г.С. Батищева, что собственно-философская проблематика творчества в принципе выходит не только за рамки психологического научного, то есть специального исследования творчества как особого предмета, а и за рамки гносеологического рефлексирования над последним и над любым вообще изучением его или обращением к нему чисто познавательным способом. Но отсюда не следует, что от этого нужно отказаться, наоборот, нужно сохранить при одновременном вступлении в силу радикального, другого, инакового их видения или отличного от познавательного ракурса и освещения.

Речь идет о том лишь, каким образом продвинуть вперед знание о творчестве как знание, как способа быть, как антологические отношения человека к миру и себе самому. Каким образом самому человеку пробудиться и подняться, развиться и усовершенствоваться, как именно творческому субъекту и в большей полноте обрести творческий способ быть, способ бытийственно-творчески относиться к миру и к самому себе. Анализируя подходы различных ученых-философов к проблеме творчества, хотелось бы рассмотреть этот вопрос в рамках философии образования.

Е.Н. Шиянов и И.Б. Котова Развитие личности в обучении М 1999. -С.73. отмечают, что начиная с 60-х годов, отечественная культура обогатилась идеями личности ее развития, диалога, сотрудничества, совместного действия, понимания чужой точки зрения, уважения прав человека. В этой связи стало очевидно, что классическая модель обучения в полной мере не отвечает требованиям развития личности.

Возникла потребность в новых философско-педагогических идеях, которые должны стать методологией личностноразвивающего обучения. Время глобальных философских систем например, марксизма, персонализма, неотомизма и других, претендующих на единственную истину и проблематики, относятся подозрительно и враждебно к творческому беспокойству, к исканию, к борениям духа. Смысл творчества. Опыт оправдания человека М 1989 С.234. Мы в конечном итоге рассматриваем творчество с точки зрения его развития в образовании, и, если это положение И.А. Бердяева верно, то для обеспечения сущностного творчества учеников в образовании требуется специальная система мер и условий, позволяющая если не ликвидировать, то хотя бы максимально нейтрализовать отрицательное отношение образовательных систем к организуемым в них инновационным и творческим процессам.

Другой философ, Г.С. Батищев, утверждает, что собственно по-философски осмысливая творчество мы вопрошаем себя Возможно ли практиковать и понимать творчество как реализацию, как самовыявление и развертывание тех достояний, которые заранее предуготованы, предзаложены и предсформированы в недрах всемирной субстанции. Философская концепция человека и креативности в наследии.

Вопросы философии 1989 4. -С.31-38. Или же, наоборот, творчество возможно практиковать и понимать как по конечной сути заключающееся в конструктивном привнесении в мир чего-либо небывалого, что в нем самом по себе антологических корней не имеет и иметь не может? Или же, не смотря на кажущуюся всеохватность двух таких постановок вопроса, необходимо еще и кардинально инаковая постановка и кардинально инаковый ответ, равно глубоко отличимый как от ответа субстанциолистского, так и от антисубстанциолистского, а так же и от экликтических комбинаций того и другого.

По утверждению Г.С. Батищева, размежевание этих позиций, глубина альтернативности между ними, острота проблематизации между ними таковы, что они пронизывают все области культуры, все ценности субъектного мира, все отношения и связи человека и мира. И это потому, что соотнесенность и несоотнесенность человеческого творчества с его абсолютными предпосылками в Универсуме, с объектной диалектикой, его укорененность в ней, его статус в ней или вопреки ей, самая интенсивная, самая напряженная по Познать творческую активность лица - значит, быть творческим лицом. Познать свободу лица, значит, быть свободным лицом.

Познание есть творческий акт, нельзя ждать познания творческой активности от познания как пассивного приспособления.

В другой своей работе И.А. Бердяев устанавливает следующие положения Творчество возможно лишь при допущении свободы. Творческий акт человека и возникновение новизны в мире не могут быть поняты из замкнутой системы бытия. Для объяснения природы творчества человеку необходимо преодоление границ бытия, максимальная степень свободы, какая только возможна для него. Творец одинок и творчество носит не коллективно-общий, а индивидуально-личный характер.

Но творческий акт направлен к тому, что имеет мировой, общечеловеческий, космический и -4 социальный характер. Творчество менее всего есть поглощенность собой, оно всегда есть выход из себя. Поглощенность собой подавляет, выход из себя освобождает. Творческое развитие должно быть открыто в мире, а не его эволюция. Познание творческой эпохи активное, не пассивное, оно предполагает творческое усилие и потому открывает творчество.

Познание же эволюции было лишь пассивным приспособлением. Учение о творческом развитии предполагает свободу как основу необходимости и личность как основу всякого бытия. Смысл творчества. Опыт оправдания человека М 1989 С.218. И.А. Бердяев формулирует важную с педагогической точки зрения проблему Ортодоксальные системы, которые выражают организованный социальный коллектив, должны отрицать творчество или признавать его в очень поверхностном смысле. Ученый подчеркивает, что настоящее творчество не возможно, если нет конфликта, столкновения с нормой и законом Ортодоксальные системы не хотят знать никакой новой ГЛАВА I. Проблемы развития творчества в условиях домашней учебной самостоятельной работы 1.1. Философские основы творчества Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов.

Философский энциклопедический словарь М 1983. -С.670. Творческий акт, по мнению И.А. Бердяева, всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы. Обнаружение своего творческого акта не есть крик боли, пассивного страдания, не есть лирическое излияние.

Ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть побеждены творчеством. Творчество по существу есть выход, исход, победа. Жертвенность творчества не есть гибель и ужас. Сама жертвенность активна, а не пассивна. Путь творческий - жертвенный и страдательный, но он всегда есть освобождение от всякой подавленности. Сомнения в творческой силе человека всегда есть самолюбивая рефлексия и болезненное ячество.

Смирение и сомневающаяся скромность там, где нужна дерзновенная уверенность и решимость, всегда есть замаскированное метафизическое самолюбие, рефлекторная оглядка и эгоистическая отъединенность, порождение страха и ужаса. Бердяев И. А. Философия свободы - смысл творчества М 1989 С. 172. И. А. Бердяев подчеркивает, что не во тьме мы поднимаемся по лестнице познания. Научное познание поднимается по темной лестнице и освещает постепенно каждую ступень.

Оно не знает, к чему придет на вершине лестницы, в нем нет соли, света, смысла, логоса, освещающего путь сверху. Вновь признана должна быть самоценность мысли как светоносной человеческой активности, как творческого акта в бытии. 1. Изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы 2. Наблюдение за деятельностью учащихся 3. Методы опроса анкетирование, беседы, интервью 4. Опытно-экспериментальная работа.

Творчество необходимо в деятельности учителя, творчество интересно и полезно для учащихся, творчество - неотъемлемый элемент школьного обучения, и, мы надеемся, что наше исследование сможет это подтвердить. методики задавания домашней работы по чтению, проблема развития творчества в условиях домашней работы по чтению практически не раскрыта. Она рассматривается очень узко, фрагментарно, что не позволяет выявить все возможности данного вида работы в школьной практике. Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость, а также недостаточная разработанность в теории и практике обусловила выбор темы исследования Развитие творчества младших школьников в условиях домашней учебной самостоятельном работы по чтению. Оно проводится с целью выявить возможности домашней учебной самостоятельной работы в развитии творчества младших школьников.

Объект исследования - развитие творчества младших школьников в процессе обучения, а его предмет -возможности развития творчества младших школьников в условиях домашней самостоятельной учебной работы.

В нашем исследовании мы выдвигаем следующую гипотезу домашняя учебная самостоятельная работа имеет большие возможности в развитии творчества младших школьников. Процесс развития творчества при реализации возможностей домашней учебной самостоятельной работы на уроках чтения будет наиболее эффективным, если будет осуществляться целенаправленно, в определенной системе, предусматривающей целесообразные творческие домашние задания, учитывающей специфику учебного предмета, уровень подготовленности и учебные возможности детей и особенности языкового материала, подлежащего освоению.

Данное утверждение предполагает постановку определенных задач - выявить теоретические основы развития творчества младших школьников - выявить педагогические условия, при которых домашняя работа по чтению влияет на развитие творчества детей - разработать систему творческих домашних заданий по чтению и апробировать ее. Методами нашего исследования являются учитывать, в какой степени развито это умение ребят, повышать трудовую нагрузку нужно незаметно, без чрезмерного перенапряжения. 1.4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Проблемы развития творчества в школьном возрасте

Только такое образование может привести к гуманизации общества, где высшей ценностью будет являться человеческая личность. Чтобы адекватно реагировать на все изменения, происходящие в обществе, человек.. Творчество - путь к свободе. Творчество рождается из свободы. Творческая свободомыслящая личность, способная..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Домашняя работа как форма организации учебной деятельности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Педагогические условия эффективной организации домашней работы с целью развития творчества
Педагогические условия эффективной организации домашней работы с целью развития творчества. Чтобы домашняя работа приносила необходимые результаты, важны совместные целенаправленные усилия у

Возможности домашней учебной самостоятельной работы по чтению в развитии творчества
Возможности домашней учебной самостоятельной работы по чтению в развитии творчества. Опытно-экспериментальная работа проводилась на основе уроков чтения. В связи с этим невозможно не обратит

Система творческих домашних заданий по чтению и методика ее использования в учебном процессе
Система творческих домашних заданий по чтению и методика ее использования в учебном процессе. Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов. На первом этапе было проведено анкетиро

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги