Православная педагогика в творчестве В.В.Зеньковского

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет V курс ЦДО г. Москва Факультет: Миссионерский (направление: Религиоведение) РЕФЕРАТ: Православная Педагогика в творчестве протоиер. В.В. Зеньковского.Автор. Морозов Антон Сергеевич Москва 2006/2007 гг. План Реферата : 1 Введение. 1.1 Краткие сведения об авторе. 1.2 Зачем нужна православная педагогика ? 2 I Общее учение о педагогической системе. 2.1 Психология ученика и учителя. 2.2 Характер религиозного воспитания в семье. 3 Глава II Воспитание вне семьи. 3.1 Система дошкольного воспитания. 3.2 Школьное воспитание и образование. 4 Заключение. 1 Введение : 1.1 Краткие сведения об авторе. Василий Васильевич Зеньковский родился 4 июля 1881г. в семье школьного учителя г. Проскурова на Украине.

В 1900 г. Он поступил на Биологический фак-т Киевского Университета, затем на филологический фак-т, по окончании которого был оставлен при кафедре философии.

В 1912 г. он защитил магистерскую диссертацию«Проблемы психической причинности» С 1915 г. он был избран экстраординарным профессором Киевского университета. В 1918 г. он оказался в Белграде. С 1923 г. преподавал философию в Русском ин-те педагогики в Праге. С 1927г. он переселяется в Париж, где до самой своей смерти занимал различные кафедры в Свято-Сергиевском Богословском ин-те. В 1942 г. случается главное торжество в его жизни, он принимает священнический сан от руки митрополита Евлогия.

В 1944 г. он был избран деканом Богословского института. В 1948 г. он защитил докторскую диссертацию «История русской философии». Вот какую характеристику дает о. Василию протопресв. Борис Бобринский : “Могу лишь свидетельствовать, насколько о. Василий был предан всей душой служению Церкви, и в особенности духовничеству. Облик о. Василия —облик пастыря доброго, по своей природе полного оптимизма и человечности, умевшего ободрять, укреплять”. [1 c.4] 1.2 Для чего нужна православная педагогика ? Этим вопрос задался о. Василий, поэтому он с самого начала своей книги делает исторический экскурс в основные педагогические течения.

Автор это делает умышленно, чтобы показать, куда может завести “педагогика” не наполненная христианским содержанием. Так зародившаяся в эпоху Просвещения вера в природные силы человека, в том числе и ребёнка, привела к отрыву от религиозных идей. Появляется главная идея, через школу, без Бога, создать нормального, здорового человека.

Врезультате дело воспитания сводится к ограничению только тем, что вмещает разум. “Современная педагогическая мысль не отгораживается от религии категорически, но строится без неё. Самые лучшие родители редко ощущают религиозную сторону воспитания. Раздвоение, выражающееся в отделении Церкви от школы, корениться именно в идее «человека-божества», что типично для эпохи Просвещения”[1c.16] К сожалению, эта раздвоенность между школой и Церковью, между наукой и церковью не преодолены и по сей день. Так в школах, напрмер, до сих пор в учебниках по биологии навязывается Дарвинская гипотеза эволюции, как единственно верная и другие антихристианские идеи. Именно поэтому, чтобы преодолеть эту раздвоенность сознания и возродить подлинно христианское начало в педагогике о. Василий и написал эту книгу.

Автор хочет чтобы религиозные мотивы преподавателя оказывали прямое влияние на преподаваемый ими предмет. 2

I Общее учение о педагогической системе

I Общее учение о педагогической системе . 2.1

Психология ученика и учителя

“Внутренне, конечно, он один и тот же, но для удобства изучения нужно ... Усиленный процесс внимания к педагогу и к преподаваемым предметам со с... В 4 главе о. Василий говорит о роли учителя в образовательном поцессе. Основная добродетель педагога—это озабоченность, обратная сторона этог...

Характер религиозного воспитания в семье

Василий начинает свое объяснение воспитания ребенка с момента его крещ... [2 c.15] После же крещения важно дальнейшее воспитание ребенка в религ... Как содать такую обстановку об этом написано достаточно литературы. О. Если у взрослых по отношению к иконам есть иногда, пожалуй, легкий рец...

Глава II Воспитание вне семьи

Глава II Воспитание вне семьи . 3.1

Система дошкольного воспитания

Единство преподавания и воспитания для педагога в детском саду сильно ... Огромное значение православный воспитатель должен придавать развитию у... Рисование, пение, лепка, инсценировки, танцы, ритмика — всё это исключ... Важно здесь учитывать некоторые психологические особенности в развитии... Автор советует не солазняться простотой этого легкого религиозного раз...

Школьное воспитание и образование. В этой главе автор убеждает нас, что единственной альтернативой государственному школьному образованию может быть лишь церковная приходская школаю. «Мы глубоко убеждены, что только самодеятельность церковного общества, без вмешательства государства, может создать настоящую церковную школу». [1 c.123] Борьба за создание церковно-приходских школ, православных гимназий, — это не просто борьба за оброзование, но и ещё за сохранение церковной культуры, за влияние христианства на жизнь.

Весь опыт мировой педагогики в наше время проникнут пережитками гуманизма, поэтому вся современная педагогика в России не построенная на религиозных началах по своей сути либо в высшей степени внерилигиозна, либо откровенно атеистична.

Поэтому даже

Введение

Введение и преподавание одного лишь Закона Божия не исправит нынешней ситуации. “Поэтому, подчеркивал он, необходимо перестроить всю школу на церковные начала, видеть в религиозном воспитании задачу каждого педагога”[4.c16] Школа должна быть призвана к раскрытию целостности хритстианской жизни во всех формах культуры и творчества, и раскрывать в детях ту духовную установку, при которой они сознавали бы себя призванными к борьбе за христианство в нашем секулярном мире. Между тем ещё одним важным моментом, отмеченным о. Василием, это желание школы вместе с семьей вести детей к тому, чтобы они искали преображенного натурального порядка. “Искусство и спорт, семья и социальная жизнь— всё должно быть вовлечено в этот процесс победы благодатного начала над натуральным”. [1 c.219] 4 Заключение : В заключение хотелось бы сказать, что хотя книга протоиер.

В.В. Зеньковского была написана в Париже в годы эмиграции, однако эта книга не потеряла актуальности и в наше время.

Вся книга проникнута оптимизмом, чувством веры в возраждение России. Так автор пишет : “Русская педагогика стоит пока на пороге этого грядущего торжества духовных сил над антирелигиозными, но в её построениях уже намечены основные предпосылки для того понимания школы, для того её построения, которое, вобрав в себя итоги русских педагогов, найдет вечные и прочные основы воспитания в единении с Церковью Христовой”[1 c.222] Всё содержание книги сводится к основной идее : педагогика — должна мыслиться Православно.

Изучив эту книгу мы можем увидеть, что творчество о. Василия Зеньковского значимо для Православной педагогики не только в его научных или философских аспектах, но и по своему эмоциональному настроению, опыту практического действия и постановки верных педагогических целей. Библиография : 1 Протоиер. В.В Зеньковский. «Педагогика» Издательство : Фонд «Христианская жизнь» Клин 2002 г. 2 свящ. Артемий Владимиров «О рождении и воспитании ребенка» Издательство газеты «Свет Православия» Москва 1996 г. 3 Рогозянский А. «В доме Отца моего» Издательство : Благотворительный фонд «Северная обитель» Москва 2001 г. 4 Исторический вестник №9-10 2000 г. Н.Ю. Степанов.

Православные основы педагогического образования русского зарубежья в 1920-1930-х гг.