Характер религиозного воспитания в семье

Характер религиозного воспитания в семье.

Как и большинство авторов «Православной педагогики» о. Василий начинает свое объяснение воспитания ребенка с момента его крещения. Таинство Крещения необходимо ибо оно создает связь души с Церковью. Несостоятелен аргумент, что дети не понимают Крещения.

Каждое таинство есть тайна даже для взрослого, но лучи Божии, идущие через Таинство, оседают не в сознании, но гораздо глубже— в сердце. Схожая мысль написана и у о. Артемия Владимирова : “Не запрещайте детям, рожденным в церковных семьях, рожденных там, где благочестие сияет, приходить ко Мне уже со младенчества через Таинство Крещения, ибо их есть Царство Небесное”. [2 c.15] После же крещения важно дальнейшее воспитание ребенка в религиозной обстановке. Как содать такую обстановку об этом написано достаточно литературы. О. Василий акцентирует внимание на другой аспект психологический.

Так объясняя педагогическое значение для детей иконы автор пишет, что “детям чужда идолопоклонническая психология. Если у взрослых по отношению к иконам есть иногда, пожалуй, легкий рецедив язычества, то у детей этого совершенно нет. Икона в сознании ребенка может быть неправильно понята, но его внутренняя психологическая установка совершенно свободна от идолопоклонничества”[1c.98] Именно поэтому имеет важное педагогическое значение, чтобы у детей были собственные иконки.

Другим важным психологическим моментом является то, что ребенок старается во многом подражать взрослым, поэтому религиозная активность ребенка должна проявляться в той же мере, что и религиозная активность семьи, быть её отражением. Отсюда автор делает вывод, что главное, в чем состоит религиозное воспитание в семье, — это общая религиозная жизнь с родителями. Детские годы для о. Василия имеют значение ещё и потому, что именно в этот момент в ребенке закладывается основа будущей личности. «Семье при этом желательно направлять воспитание не просто в отвлеченно добропорядочном или наименее обременительном для отца и матери русле, но согласовываться с теми свойствами, которые от рождения сообщены душе Богом”. [3 c.6]