Требования к содержанию системы компьютерных дидактических игр по М.М. Зиновкиной

Требования к содержанию системы компьютерных дидактических игр по М.М. Зиновкиной. Компьютерная интеллектуальная поддержка (КИП) продолжает и углубляет идеи, заложенные в мотивационных заданиях, заданиях типа головоломок, заданиях интеллектуальной разминки и др. При реализации КИП используются дополнительные возможности, предоставляемые компьютерной средой, в частности, мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие и др. Переход на выполнение заданий с реальными объектами на виртуальные объекты позволяет реализовать переход от внешнего плана действий во внутренний план, т.е. мыслительный.

В виртуальной среде чрезвычайно активизируется работа зрительного канала учащегося, через интерес и потребность решения проблемы мыслительного плана происходит приобщение к работе с компьютерной техникой. Выполнение заданий в рамках КИП способствует развитию воображения, мышления, внимания, памяти, приобретению навыков по выявлению закономерностей и др. Требования к содержанию системы компьютерных дидактических игр заключается в следующем: Требование 1. При работе с компьютерными дидактическими играми должна соблюдаться определённая этапность – вначале дети работают (играют) с объектами, знакомым им по разделу «Головоломки», далее они работают (играют) с объектами с добавлением незнакомых элементов, в дальнейшем с незнакомыми объектами.

Требование 2. По содержанию они должны обеспечивать переход: - от простых заданий к сложным; - от конкретных материалов к абстрактным; - от плоских к объёмным. Требование 3. Компьютерные дидактические игры должны быть различных типов: сложение рисунков из отдельных частей, сложение рисунков по пазловому принципу, цветная мозаика, конструирование из элементов, на развитие памяти, на развитие внимания, выявление закономерностей, на классификацию объектов и др. Требование 4. Оформление заданий должно быть ярким, красочным, не агрессивным.

В качестве иллюстративных материалов желательно использовать те, которые присутствуют в изучаемом курсе.

В этом случае срабатывает эффект узнавания и, таким образом идёт дополнительное закрепление учебного материала.

Требование 5. Заполнение экрана должно максимальным, причём с минимальным использованием сервисных кнопок. Требование 6. Должно быть ненавязчивое, бодрящее, детское музыкальное сопровождение, которое при необходимости можно отключить. Требование 7. Успешное выполнение заданий на определённых этапах должно обязательно поощряться или доброжелательным высказываниями, или каким-либо компьютерным «призом», например, интересной мультизаставкой, аплодисментами и др. КИП как универсальное средство в педагогической практике для формирования психологических новообразований школьников способствует повышению качества обучения и увеличению темпов усвоения информации за счёт сокращения числа операций и исключения большого числа повторений.

Таким образом, КИП мышления выполняет важные функции: Обучающую – через развитие общеучебных умений и навыков; Психотехническую – через формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для планомерного перевода, перестройки психики к усвоению больших объёмов информации; Воспитывающую и развивающую – через гармоничное развитие значимых для личности творческих качеств, связанных с принятием решений, требующих целеустремлённости, настойчивости, смелости мысли; Здоровьесберегающую – через осторожное, дозированное, с учётом позитивного характера образов и абстракций, предлагаемых для работы детям.

КИП мышления способствует повышению эффективности учебного процесса, становлению личности учащихся в значимых ключевых компонентах, ранней профориентации и продуктивной социализации учащихся.

Чем раньше человек способен увидеть и осознать смысл своих действий, чем легче и быстрее он осуществляет перенос имеющихся знаний в новые условия, тем легче ему адаптироваться к любым условиям внешней среды. 6.