Диалог как творческое взаимодействие

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В.М.Шукшина» Кафедра литературы Диалог как творческое взаимодействие Курсовая работа Выполнила: студентка 4 курса ФФ ОЗО Борзякова Анастасия Владимировна Научный руководитель: Акимов В.А. Бийск, 2006 Содержание. Введение. 3 Глава I. Организация диалога в образовательном процессе. 1. Диалог как первичная форма речевой коммуникации. 2. Коммуникативные взаимосвязи в образовательном процессе. 3. Специфика учебного диалога. 15 Глава II. Сотворчество учителя и учащегося в учебном процессе. 1. Уроки-диалоги в школе. 2. Урок литературы как диалог. 21 Заключение. 25 Список литературы. Введение.

Организация диалога в образовательном процессе является весьма актуальной задачей для современной системы образования, так как новые технологические и содержательные подходы ориентируют преподавателя и обучающегося в первую очередь, именно на умение вести диалог.

Для выпускника школ необходимо быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них. Эти навыки должны обеспечить молодому человеку мобильность, возможность быстрой реакции в изменяющемся мире при состоянии душевного комфорта, которое обеспечивает эмоциональное равновесие.

Для того чтобы современный выпускник и обладал данными навыками необходимо, чтобы его этому научили. Это требует соответствующей организации образовательного процесса современных школ, лицеев и гимназий. Целью данного исследования является диалог и его функции в обучении, участие в диалоге учащихся и дидактическая функция диалога. Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи: 1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу; 2. изучить статьи в периодических изданиях, посвященные данной проблеме; 3. раскрыть сущность диалога и показать его применение на уроках литературы. 1. Организация диалога в образовательном процессе. 1.

Диалог как первичная форма речевой коммуникации

Диалог как первичная форма речевой коммуникации. Третий пример диалога – интервью корреспондента газеты с сотрудником Г... Это утверждение касается в первую очередь сферы разговорной речи, где ... При письменном воспроизведении диалога такая ситуация обязательно разв... Этот фактор может возникать не только при низкой коммуникативной компе...

Коммуникативные взаимосвязи в образовательном процессе

Связь вторая: Я-другой (ученик-ученик, учитель-ученик). Необходимо наличие обратной перцептивной связи. Происходит взаимообогащение педагогического, философского и литературн... Существуют многообразные позитивные оценки диалога как явления различн... Кроме того, организация учебного диалога предполагает постановку и реш...

Уроки-диалоги в школе

2. Учебный диалог адекватен современному диалогическому мышлению лишь тог... Вследствие своей универсальности диалог в обучении - это не сюжет, не ... Нельзя понимать учителя-диалогиста, как некую информационную систему, ... Урок-диалог предлагает задачи либо имеющие ряд решений, либо не имеющи...

Урок литературы как диалог

«Явление четвертое Те же и Софья». На уроке литературы не только Чернышевский ведет диалог с Тургеневым, ... Вот почему путь обновления школы, уроков литературы лежит через познан... Основной порок современ¬ной школы — ее обезличенность. Не говорю уже о том, что время в полной мере обнаружило несостоятель¬н...

Заключение

Заключение. Диалогизация взаимоотношений учителя и учащихся обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-оценочного отношения и логики научного мышления. Диалогическая форма общения близка по сущности эвристической беседе, анализ которой обнаруживает следующие составляющие: 1) деление проблемы на подпроблемы, 2) выведение одних вопросов из других, 3) контроль за логичностью вопросов и достаточностью их совокупности, 4) учет всех данных для постановки вопросов и решения проблем, 5) обращение к дополнительным данным, 6) непроизвольное и произвольное предположение очередного шага, 7) соотнесение решения и первоначальной проблемы.

В процессе диалога репродуктивные и продуктивные (творческие) методы обучения органически сливаются. Создаются условия для закрепления и использования знаний в новых ситуациях.

Кроме того, способность задать вопрос при диалогической форме общения отражает понимание проблемы. Обучение диалогу имеет незаменимое воспитательное воздействие, ибо сама форма диалогического общения предполагает уважение к говорящему как в форме обращения к нему, так и в реакции на высказывание, в выражении согласия или несогласия с точкой зрения участников диалога. Список литературы. 1. Айзерман Л. С. Уроки литературы как диалог. //Литература в школе, 1990, № 4. 2. Батракова С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре //Педагогика, 2002, № 4. 3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.

М 1986. 4. Воронина М. П. Диалог на уроке в начальной школе //Начальная школа, 2004, № 6. 5. Диалог и коммуникация - философские проблемы: Материалы «круглого стола» //Вопросы философии, 1989, N 7. 6. Добрович А. Б. Общение Наука и искусство М.: Яуза, 1996. 7. Коханов Е. Общение как взаимодействие социальных субъектов (к основам социальной психологии «паблик рилейшнз») //Менеджмент, 2001, N 5. 8. Львов М. Р. Основы теории речи. Учеб. пособие для вузов М.: ACADEMIA, 2002. 9. Львов М. Р. Риторика.

Культура речи. Учеб. пособие для вузов М.: ACADEMIA, 2003. 10. Мединцев В. А. Диалогическое моделирование психологических взаимодействий //Вопросы психологии, 2005, № 5. 11. Основы теории коммуникации учебник для вузов под ред. М. Василика М.: Гардарики, 2003. 12. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика.

Кн. для учащихся ст. кл. сред. школы - М.: Просвещение, 1991. 13. Русский язык и культура речи: Учебник. /Под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000. 14. Ухтомский А. А. Интуиция совести. СПб 1996.