рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Анализ программы Музыка в

Анализ программы Музыка в - раздел Педагогика, Духовное воспитание подростков в процессе воспитания школьников Анализ Программы Музыка В. Классах Духовный Аспект. Пятый Класс. Стержнем Муз...

Анализ программы Музыка в. классах духовный аспект. Пятый класс. Стержнем музыкальных занятий в пятом классе является рассмотрение разнообразных связей музыки с другими видами искусства и жизнью. Эти связи уже, безусловно, присутствовали на уроках музыки в предыдущие годы. Ребятами накоплен значительный опыт речевого и пластического интонирования, одновременного восприятия созвучных произведений различных искусств.

Их ассоциативно-образное мышление постоянно стимулировалось обращением к сходным художественным средствам и приемам в родственных видах искусства при выполнении творческих заданий озвучивании стихотворений и картин, создании речевой полифонической картины, сочинении мелодии к словам и слов к мелодии, моделировании развития и формы музыкальных произведений, создании к ним иллюстраций и пластических импровизаций. Накопленный практический опыт дает возможность осознать, осмыслить художественные связи на уровне эстетического обобщения, суждения, понятия, т.е. на уровне темы. Сопоставление различных искусств проводится по следующим направлениям интонация в разных искусствах и родственность способов ее выражения содружество искусств в большинстве жанров музыки способность музыки выражать человеческую душу и использование ее с этой целью в произведениях литературы, театра, кино отражение человека и мира всеми искусствами, главные темы искусства созвучие художественных красок разных искусств нужны ли музыке слова и обязательно ли ее видеть.

Нравственно-эстетическим центром содержания предмета в пятом классе являются размышления о красоте мелодий II. Чайковского, С. Рахманинова, А. Бородина, В. Моцарта, Э.Грига, Ф. Шуберта, Е. Глебова, белорусских народных песен, подводящие детей к нравственно-эстетическим обобщениям Красота мелодии как красота души , Что значит Музыкальный человек и Музыкальная душа моего народа. В первом полугодии рассматриваются разнообразные связи музыки с литературой, театром и кино - искусством и словом.

Расширяются представления детей в жанрах вокальной, театральной и инструментальной музыки.

Они знакомятся с синтезом искусств вокальных и театральных жанрах, а также с непрограммной музыкой в жанрах вокализа, струнного квартета, симфонии, концерта, инструментальной пьесы прелюдии, ноктюрна. Во втором полугодии рассматриваются связи музыки с изобразительным искусством.

Они предстают как проблема содержательности, специфической изобразительности музыки и палитры ее звукоизобразительных средств. Музыкальный материал. Государственный гимн Республики Беларусь. Музыка Н. Соколовского, слова М. Климковича и В. Коризны. Рэчанька , Як на рэчачцы, на дошчачцы. Белорусские народные песни. Зашумела лес-дубрава , Як з-пад гор, з-пад гор , У зялёным лузе каліна стаяла. Белорусские народные песни. А з нашага поля. Белорусская народная песня.

Кума мая, кумачка. Белорусская народная песня. Обработка П. Серых. Беловежская пуща. Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова. Балада пра маці . Музыка И. Кузнецова, слова В. Шымука. С. Рахманинов. Вокализ. Концерт 3 для фортепиано с оркестром фрагмент I части. П. Чайковский. Грустная песенка. Осенняя песнь , На тройке из цикла Времена года. Р. Глиэр. Концерт для голоса с оркестром, ч. II. Н. Римский-Корсаков. Опера Садко вступление Океан - море синее колыбельная Волховы песня Садко Ой ты, темная дубравушка ария индийского гостя ария варяжского гостя.

Г. Пукст. Дуэт Марыша i Сауш, Песня пра вожыка из оперы Марынка. Е. Глебов. Адажио из балета Маленький принц. П. Римский-Корсаков. Сеча при Керженце. Симфоническая картина из оперы Сказание о невидимом граде Китеже. С. Прокофьев. Сказки старой бабушки. А. Бородин. Квартет 2, ч. III. Н. Аладов. Струнный квартет 1. Фрагмент I части. В. А. Моцарт. Фантазия d-moll. Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром, ч. I. Г. Свиридов.

Тройка , Весна-Осень. Из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина Метель. Л. Бородин. Вторая симфония, ч. I фрагмент. М. Мусоргский. Избушка на курьих ножках Баба Яга из цикла Картинки с выставки. С. Прокофьев. Ария Кутузова и Вальс из оперы Война и мир. Е. Тикоцкий. Ария Апанаса из оперы Дзяучына з палесся. М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере Хованщина. С. Рахманинов. Прелюдия соль диез минор. М. Мусоргский. Фрагменты звонов из оперы Борис Годунов. А. Вивальди. Скрипичный концерт Зима фрагменты из цикла Времена года пластическая импровизация. К. Сен-Санс Лебедь из сюиты Карнавал животных. B. Оловников.

Нарочь I часть симфонической поэмы. Искусство колокольных звонов фрагменты. М. Мусоргский. Богатырские ворота , Старый замок , Лиможский рынок из цикла Картинки с выставки на выбор. К.Дебюсси. Затонувший собор , Сады под дождем. C. Рахманинов. Прелюдия G-dur. С. Рахманинов. Этюд-картина Es-dur. К. Вебер. Хор охотников из оперы Вольный стрелок валторны. П. Чайковский.

Адажио виолончели , Вальс цветов арфа , Бой с мышами , Па-де-де из балета Щелкунчик. Стравинский. Петрушка. Потешные сцены фрагменты. Ф. Шуберт. Аве Мария. Бах - Ш. Гуно. Аве Мария. Чайковский. Мама , В церкви из Детского альбома. А. Новиков. Ариозо матери из поэмы Нам нужен мир. Дж. Каччини. Аве, Мария С.Рахманинов. Богородице Дево, радуйся , Шестопсалмие и Всенощное бдение отрывки. П. Зиновьев. Песнопение С нами Бог и др. произведения.

Шестой класс. Главная задача учебного года - помочь учащимся осознать свое отношение к различным явлениям музыкального искусства, начать поиск своей позиции в искусстве и жизни. Поэтому основным способом построения содержания является диалог сознаний, художественных позиций, стилей, личностей, вкусов, а основным методом преподавания - художественно-педагогическое общение. Проживая восприятие музыки великих мастеров с позиции писателя А. Чехова, хирурга С. Юдина, журналиста Ю.Фучика, дипломата Г. Чичерина сквозь призму отношений композиторов друг к другу, ребята оказываются втянутыми во внутренний диалог эпох, культур, мировоззрений, в эпох, культур, мировоззрений, в котором хочется сказать и свое слово, выразить свое мнение.

Художественная правда осмысливается подростками и как мастерское воплощение композитором правды жизни, и как его нравственно-эстетическая позиция служения истине, людям. Очень важно за выдающимися именами и авторитетными позициями не потерять самобытное личностное отношение подростков к музыке.

Поэтому в программе наряду с шедеврами мировой культуры содержится достаточное количество произведений, адресованных этому возрасту, юношески романтических, игровых музыка о нас и для нас, а также произведений современных, популярных у молодежи. Обилие в содержании учебных тем серьезного классическою и фольклорного репертуара делает необходимым чередование его с шуточными, игровыми, плясовыми и современными эстрадными произведениями, позволяющими максимально активизировать инструментально - исполнительскую и пластическую деятельность ребят.

Музыкальный материал. Дзяржауны гімн Рэспублікі Беларусь. Музыка Н. Соколовского, слова М. Климковича и В. Коризны. Дауно, дауно тое было. Белорусский духовный стих. Што за месяц, што за ясны , Ой, не кукуй, зязюленька. Белорусские лирические песни. То не ветер ветку клонит. Русская лирическая песня. Зеленая рощица. Русская народная песня. Во кузнице. Русская народная песня.

Школьная песня. Музыка Е. Крылатова, слова С. Гребенникова и Н. Добронравова. Ручэй. Музыка Н. Чуркина, слова Я. Коласа. Белая Русь. Музыка А. Чиркуна, слова Д. Бичелъ-Загнетовой. С. Прокофьев. Сцена из 5-й картины оперы Повесть о настоящем человеке. П. Чайковский. Симфония 6 Патетическая, ч. I фрагмент. Вальс фа-минор. Ф. Шопен. Вальс 14 e-moll. Соната b-moll, ч. III Траурный марш. Этюд 12 Революционный. И. Бах. Органная фуга g-moll. Прелюдия e-moll. Органная хоральная прелюдия f-moll. Шутка из сюиты 2 для оркестра.

Г. Горелова. Старый замок . 4 инвенции для фортепиано по выбору. Л. Шлег. Белорусские напевы. Полифонические пьесы для фортепиано. Л. Бетховен. Симфония 5, ч. I. Соната 8 Патетическая, ч. II. Менуэт G-dur. С. Рахманинов. Второй концерт для фортепиано с оркестром ч. I. Прелюдия cis-moll. Элегия. X. Глюк. Мелодия из оперы Орфей. П. Оловников. Симфоническая поэма Партизанская быль. Н.Римский-Корсаков. Шествие из оперы Золотой петушок. П. Чайковский.

Симфония 5 кода финала. Г.Гладков. Песня охраны из мультфильма Бременские музыканты Л. Шнитке. Симфония 1 фрагменты ч. I и IV . Н. Римский-Корсаков. Опера Снегурочка ария Снегурочки песня Леля сцена таяния Снегурочки. Л. Моцарт. Маленькая ночная серенада ч. I, III . Реквием 1, 7 . Фантазия c-moll. Ария Фигаро из оперы Свадьба Фигаро. Р. Щедрин. Концерт для оркестра Озорные частушки. Ф. Шопен. Вальсы 6, 7. Баллада 1. Экспромт-фантазия. ,Я. Сибелиус. Грустный вальс из музыки к драме Ярнефельда Куолема. Баллада о фотокарточке из цикла Через всю войну. Музыка И. Мулявина.

С. Рахманинов. Романсы Островок на слова К. Бальмонта, Сирень на слова Е. Бекетовой, Весенние воды на слова Ф. Тютчева. Концерт для фортепиано с оркестром 2 ч. I, II . Л. Бетховен. Увертюра Эгмонт , Багатели соч. 33 1, 004. 119 1, 5 соч. 126 1 по выбору , Соната 8 Патетическая, ч. I фрагмент. Соната Аппасионата, ч. I фрагмент. М. Равель. Болеро. Ф. Лист. Венгерские рапсодии 2, 6, 12 на выбор. П. Чайковский.

Скерцо-марш из симфонии 6, симфония N I финал. Нова радость. Рождественская колядка в обработке Л. Шлег Небо и земля ныне торжествуют. Белорусская рождественская колядка. I воскликнули ангелы. Белорусская рождественская колядка. A. Архангельский. Верую. М. Березовский. Хоровой концерт Не отверзи мене во время старости. Седьмой класс. Седьмой класс завершает базовое музыкальное образование в современной школе Беларуси. Важно не только обобщить, и закрепить накопленные за шесть лет разнообразные представления о музыкальном искусстве в жизни человека, ни и научить подростков самостоятельно художественно-грамотно ориентироваться в разнообразных явлениях современниц музыкальной культуры, используя для этого весь накопленный в процессе обучения музыкальный опыт. Седьмой класс должен проявить способность ребят решать художественные задачи на всех уровнях музыкального мышления, в том числе на концептуальном уровне, который обеспечивает полноценный творческий результат музыкальной деятельности.

Вне этого невозможно формировать готовность детей к дальнейшей самостоятельной жизни в мире музыки.

Основной смысловой стержень содержания музыкального образования в седьмом классе - Музыка и современность с широким кругом вытекающих проблем Каков он, современный человек? Что такое современное искусство? Подчиняется ли искусство моде? Зачем людям легкая и серьезная музыка? В чем секрет нестареющего, вечного искусства? Если ценности искусства вечные, существуют ли художественные открытия, новаторство? Что объединяет музыку и религию? Зачем людям нужна музыка и какая музыка нужна тебе? И др. Каждая учебная четверть имеет свою тему, но композиция содержания класса в целом напоминает сонатную форму.

Тема I четверти - Что значит современность в музыке - является экспозицией основных проблем года, но не дает их окончательного решения. Темы II и III четвертей - Музыка серьезная и легкая и Взаимодействие легкой и серьезной музыки - углубляют процесс решения поставленных проблем на новом художественном материале, разрабатывают их. И, наконец, финальные темы - Сегодняшний день белорусской музыки и Великие наши современники - являются своеобразной динамической репризой не только седьмого класса, но и всего предмета Музыка в целом.

Музыкальный материал. Замыкая круг. Музыка К. Келъми, слова М. Пушкиной. Мой родны кут. Музыка И. Лученка, слова Я. Купалы. Не повторяется такое никогда. Музыка С. Туликова, слова М.Пляцковского.

Лесная чакона. Музыка Н. Кирилиной, слова Г. Георгиева Давайте восклицать! Слова и музыка Б. Окуджавы. Дзецям Чарнобыля. Музыка и слова А. Козловой. Песня о друге из к ф Вертикаль. Слова и музыка В. Высоцкого. Этот большой мир. Песня из к ф Москва- Кассиопея. Музыка В.Чернышева, слова Р. Рождественского. Песня менуэта. Музыка Е. Адлера, слова Л. Дымовой. Д. Бортнянский. Хоровой концерт 4 Воскликните, Господеви вся земля. И. Бах. Органная Токката и фуга ре-минор.

Чакона для скрипки соло. Гольдберг-вариации Ария, вариации 1, 14, 16. Страсти по Матфею ария 47 ария Петра , 78. Ария из Мессы си минор. Прелюдия и фуга 1 C-dur из ХТК, ч. I по выбору. Э. Вилла-Лобос. Ария из Бразильской Бахианы 5. А. Шнитке. Прелюдия для альта с оркестром, ч. П. Кончерто гроссо 2 Каденция, Рондо, Постлюдия. Марш веселых ребят. Музыка И.Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача. Миша Каминский , Возвращение из цикла Через всю войну. Музыка В. Мулявина, слова В. Тараса, Э. Огнецвет.

A. Корелли. Concerto-grosso op. 6, 8 Рождественский. Д. Шостакович. Романс из к ф Овод. Симфонии 9, 15 фрагменты. Музыка к кинофильму Гамлет. Песня о встречном. Л. Бетховен Соната 14 Лунная. Соната 2, ч. И. К Элизе. Ф. Мендельсон Концерт для скрипки с оркестром, ч. I. А. Веделъ Покаяния отверзи ми двери хоровой концерт. Г. Горелова. Хорал из Концерта для гитары, струнных и колоколов. Гречанинов Сугубая ектинья в исполнении Ф.Шаляпина. П. Чесноков. Жертва вечерняя. Духовные песнопения Православной церкви Херувимская песнь грузинского распева , Милость мира знаменного распева , Христос воскресе греческого распева. Тропарь Белорусским святым знаменного распева, обработка Л. Ракитского. Таким образом, мы видим, что программа Музыка в 5-7 классах достаточно насыщена произведениями авторов разных эпох и современности, что поможет подростку лучше понять всю силу настоящей классической музыки, духовных произведений и произведений своего народа, определить главное общечеловеческое содержание искусства и научит видеть мир другими глазами.

Современная программа по музыке хотя и адресована учителю, но направлена на ребенка, и содержание от класса к классу растет вместе с ним. Поэтому самая главная задача уроков музыки и созидателя-учителя - создать благоприятные условия для выращивания чувства красоты и духовности, их отзывчивости и стремлении их создать в каждом ребенке.

Ибо это самая важная человекотворящая функция музыкального образования. 2.2 Разработка уроков музыки с использованием классических и духовных произведений.

Урок 1. Тема урока Библейские сюжеты в музыке 7-й класс. Данный урок выстроен на методе пространственно- временных аналогий и взаимодействия различных видов искусств. Используя прием сопоставления музыки и эпохи, рассматривается музыкальный материал от средневековья до наших дней, анализируется и сравнивается между собой. Цель урока духовное развитие детей через постижение духовной музыкальной культуры средствами различных видов искусств.

Оформление доски тема урока, фамилии, портреты композиторов и исполнителей, нотной текст, листы с названиями произведений, которые приклеиваются к доске по ходу урока. Используемые источники Библия, СД диск Святые лики , СД диск Лувр интерактивная энциклопедия на русском языке , СД диск Большая художественная энциклопедия , СД диск Музеи Европы , СД диск Земле русская песнопения Всенощного бдения и Божественной Литургии , СД диск Органная музыка И.С. Баха , СД диск Энциклопедия классической музыки, аудиозапись лучших произведений Луи Армстронга.

Ход урока. Учащиеся входят в класс под музыку Баха-Гуно Ave Maria. УЧИТЕЛЬ Дорогие друзья, здравствуйте! Кто из вас знает произведение, которое только что прозвучало? Дети Это Ave Maria. УЧИТЕЛЬ Какое настроение вызывает это музыка? Попробуйте её охарактеризовать. Дети Музыка лирическая, нежная, светлая. УЧИТЕЛЬ О какой Марии здесь идёт речь? Кто такая Мария? Дети Мария - Мать Иисуса Христа.

УЧИТЕЛЬ Откуда вы про Нее знаете? Дети Из Библии. УЧИТЕЛЬ Спасибо. А какой композитор написал это произведение? Дети Иоганн Себастьян Бах и Шарль Гуно. УЧИТЕЛЬ Эти композиторы жили в одно время? Дети Нет, в разное. УЧИТЕЛЬ Действительно, спустя двести лет, композитор Шарль Гуно дал новое рождение музыке Иоганна Себастьяна Баха. Он как будто вдохнул в нее жизнь заново, и она приобрела краски и многообразие романтической эпохи. Вернемся к Библии. Вы знаете, что эта книга по статистике является самой читаемой книгой в мире? Дети Да. УЧИТЕЛЬ Именно поэтому, тема нашего урока Библейские сюжеты в музыке. Приведите мне, пожалуйста, примеры современных и актуальных выражений, поговорок, которые были взяты из этой книги.

Дети Что посеешь, то и пожнешь , Не судите и не судимы будете. УЧИТЕЛЬ Не от мира сего , Фома неверующий , Волк в овечьей шкуре. И еще многое другое. Спасибо. В этой книге передается вся палитра человеческих чувств доброта - злоба, милосердие - равнодушие, щедрость - жадность и др. здесь можно найти ответы на разные жизненные вопросы.

Именно поэтому великие мастера обращались к этой Книге и черпали из нее сюжеты для своих произведений в музыке, живописи и литературе. Издавна на разных континентах мира люди возносили Богу молитвы, и звучали они по разному. Сегодня на уроке мы познакомимся с христианской музыкой разных эпох и народов. Обратимся к средневековой России и послушаем православное песнопение, которое называется Богородице Дево, радуйся. Звучит оно на церковно-славянском языке.

А вашему вниманию будет предложен ряд слайдов с фотографиями икон Богородицы, именуемых Умиление. Хочу попросить вас сравнить музыку, которая сейчас прозвучит с той, которая звучала в начале урока. Напомню, что эти два произведения посвящены Святой Марии. Звучит песнопение в изложении архимандрита Матфея исполняет мужской хор Свято-Троицкой Сергеевой Лавры, а на экране телевизора мультимедийной системы меняются слайды, которые были взяты из энциклопедии Святые лики. УЧИТЕЛЬ Какие чувства у вас вызвала эта православная музыка и эти иконы? Похожи эти чувства на те, которые у вас возникли после прослушивания западноевропейского произведения Баха-Гуно Ave Maria ? Дети Чувство печали, скорби, утраты. УЧИТЕЛЬ Можно так сказать, потому, что звучит песнопение в миноре.

Дети Эта музыка отличается от зарубежной тем, что она более печальная и звучит в исполнении мужского хора. Дети Ave Maria звучит легче. УЧИТЕЛЬ Попробуйте ответить, почему? Дети Потому что она звучит в мажоре, здесь светлая мелодия и аккомпанемент, как у гитары.

УЧИТЕЛЬ Конечно. Это произведение было создано заново относительно недавно, в XIX веке, композитором романтиком Шарлем Гуно. Оно нам близко по восприятию, а православная песнопение написано строго по средневековым церковным канонам, от которых композитор отходить не имел права. Вы все правильно сказали. Действительно, образ Богоматери очень многогранен, потому что Она самая счастливая и самая несчастная Женщина на земле.

Как вы думаете, почему Она самая счастливая? Дети Потому что подарила миру Иисуса Христа. УЧИТЕЛЬ Верно. А почему самая несчастная? Дети Она потеряла Своего Сына. УЧИТЕЛЬ Да, уже на 40-й день после рождения Иисуса Христа Мария узнала о том, что Ей суждено пережить Своего Сына, а для Матери это, наверное, самое страшное. Теперь перенесем наш взор в Западную Европу. В католических и лютеранских церквях звучат фуги, пассионы и мессы. Скажите, пожалуйста, какой композитор работал в этом жанре? Дети Иоганн Себастьян Бах. УЧИТЕЛЬ И так, снова Иоганн Себастьян Бах. Я поставлю небольшой отрывок из фуги Ре минор. Может быть, этот фрагмент вызовет какую-нибудь ассоциацию с тем или иным библейским сюжетом. Учитель включает на 30 секунд фрагмент фуги. Дети Этот музыкальный фрагмент может ассоциироваться с самым трагическим моментом в Библии.

УЧИТЕЛЬ Каким? Дети Распятие Иисуса Христа. УЧИТЕЛЬ Конечно. Хотя для Самого Иисуса Христа, может быть, было более страшно предательство Его ученика.

Как его звали? Дети Иуда. Он предал Христа за 30 серебренников. УЧИТЕЛЬ Спасибо. Все верно. Сейчас мы послушаем эту музыку несколько в большем объеме и посмотрим, как западноевропейские художники увидели этот сюжет. Звучит фуга И.С.Баха. А на экране меняется слайды с картинами, на которых изображены страдания Христа. Во время звучания музыки учитель читает фрагмент из Библии И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону И померкло солнце Иисус, возгласив громким голосом сказал Отче! В руки Твои дух мой. Евангелие от Луки, гл.23 . Скажите, пожалуйста, какие чувства вы сейчас испытали? Дети Боль, трагедию, печаль, горе. УЧИТЕЛЬ Созвучны ли эти чувства событиям, которые происходят сейчас в нашем государстве? Дети Да, можно сказать, что эти слова относятся к захвату террористами школы.

УЧИТЕЛЬ К сожалению, это Бесланская трагедия. Иоганн Себастьян Бах писал духовную музыку, он хорошо знал людей, психологию человека и в музыку вкладывал свое мировоззрение и свои чувства.

Спустя столетия, его произведения вызывают у нас те же настроения и ассоциации, что и в те давние времена. Следующий вопрос будет сложный. Нужно будет сравнить храмовую музыку католическую, представителем которой явился Иоганн Себастьян Бах, и музыку православную. Возьмем песнопение, которое называется Богородице Дево, радуйся. Дети В католическом храме звучит орган, в православном - поет хор без аккомпанемента.

УЧИТЕЛЬ Действительно, в католическом богослужении хор и солисты поддерживаются органом. Многоцветное звучание этого инструмента ассоциируется с оркестром. Исполнить православное произведение гораздо сложнее, т.к. оно исполняется a cappella. С итальянского языка это слово переводится как хоровое пение без инструментального сопровождения. Я думаю, что нет ничего красивее, чем профессионально, чисто исполненная русская духовная музыка. Назовите, пожалуйста, если вы знаете, русских композиторов, которые писали духовную хоровую музыку.

Дети Дмитрий Бортнянский. УЧИТЕЛЬ Замечательно. Еще хотелось бы назвать таких мастеров как Александр Андреевич Архангельский и Павел Григорьевич Чесноков. Спасибо за ваши ответы. А сейчас справка из энциклопедии. При помощи мультимедийной системы мы обращаемся к СД диску под названием Энциклопедия классической музыки. Раздел средневековой духовной музыки. УЧИТЕЛЬ Хорошо, что мы с вами познакомились с этим материалом, т.к. вы его будете проходить на уроках мировой художественной культуры.

А сейчас я спою вам другую молитву, тоже христианскую. Может быть, вы сами о ней что-нибудь скажите. Учитель поет сопрановую партию спиричуэла под названием Witness. Дети Эта музыка быстрая, веселая, и, кажется, что она не может быть молитвой. УЧИТЕЛЬ На самом деле это негритянская молитва конца XIX века - спиричуэл. Бедные негры, привезенные рабами из Африки, тоже пели молитвы, но звучали они совсем по-другому.

Европейцы и американцы люди разные, и молитвы звучат тоже по-разному. А сейчас я хочу, чтобы вы немножко удивились и улыбнулись. Следующее произведение, которое мы постараемся с вами исполнить в конце урока, тоже из репертуара афроамериканцев и тоже на библейский сюжет. Самая читаемая книга в мире проникла и в Америку. В данном произведении речь идет о ветхозаветном герое Маисе, который вывел израильский народ из рабства в Египте и повел в землю обетованную. Возьмите, пожалуйста, пособия, которые вам только что раздали и ознакомьтесь с ними. После прослушивания, думаю, что вам не составит труда сказать, какой это стиль. Звучит песня Let my people go в исполнении Луи Армстронга. Дети Это джаз. УЧИТЕЛЬ Конечно.

Мы с вами пришли в XX век. А исполнителя вы узнали? Дети Луи Армстронг. УЧИТЕЛЬ Конечно. Его называли королем джаза. Это замечательный певец и трубач - Луи Армстронг. Посмотрите на доску и расскажите, что вы здесь видите. Дети Нотный стан, скрипичный ключ, ноты. УЧИТЕЛЬ Какие? Дети Си, си, ре, ре, ми. УЧИТЕЛЬ Сейчас мы попробуем спеть маленький фрагмент из этого произведения.

Учитель дает настройку на пианино и исполняет вместе с детьми несколько раз эти ноты вне ритма, добиваясь правильного звучания. УЧИТЕЛЬ Теперь мы можем эти ноты спеть со словами на английском языке. Звучит это так Let my people go. Переводиться отпусти мой народ. Идет работа над произношением. Мы сейчас с вами исполним первый куплет, только запевать сегодня буду я, а вы попробуйте спеть ту фразу, которую мы только что разучили.

Учитель аккомпанирует на пианино, поет запев, а дети повторяют Let my people go. Давайте поделим класс на две партии. Сопрановую партию будут петь три ряда у окна, а альтовую - остальные три ряда. Учитель работает с детьми над произведением канонов в припеве. Петь будем сразу на английском языке go down, Moses, way down in Egypts land tell old Pharaoh to let my people go. Припев можно перевести так Господь говорит Моисею Иди к фараону и скажи ему, чтобы он отпустил мой народ. Исполняем припев.

Теперь у нас вся черновая работа выполнена. Мы можем спеть это произведение полностью. Я прошу вас встать и выйти из-за парт, подготовить ваши пальцы для щелканья на слабую долю такта. Учитель с детьми исполняет это произведение под фортепиано и после некоторых рекомендаций последнее исполнение звучит под фонограмму. УЧИТЕЛЬ Спасибо. Вы замечательные певцы и актеры. Нам остается только сделать вывод нашего урока сегодня. Можно назвать современной ту музыку, которую мы слышали сегодня на уроке, учитывая, что у слова современность есть два значения.

Дети Если музыка написана давно, а слушают ее в наше время, то ее назвать можно. УЧИТЕЛЬ Действительно, музыка, правдиво передающая человеческие чувства - современна, а помогла нам в этом убедиться самая читаемая в мире книга - Библия! Урок 2. Сценарий занятий по духовно-нравственному воспитанию Мир Души Оборудование 1.Записи следующих произведений Л.Бетховен симфония 5, ч.1 симфония 9, ч.3 И.С.Бах Шутка из сюиты 2 В.А.Моцарт Реквием , Лакримоза Ф.Шуберт Серенада И.С.Бах Хоральная прелюдия . 2.Репродукция картин. 3. Листочки, разделенные на 2 половины - на одной написано - душа, на другой - тело. Ход занятия УЧИТЕЛЬ Здравствуйте, ребята! Тихонько садитесь и слушайте эту прекрасную мелодию в это время звучит Серенада Ф.Шуберта. Музыка приглушается.

УЧИТЕЛЬ Ребята, у нас сегодня очень серьезная тема! И поэтому я попрошу вас, соответственно этой теме, быть очень, очень серьезными.

Мы будем говорить о том, чего никто, никогда не видел, но, все знают, что она существует, и часто люди говорят о ней. Музыка отключается. Посмотрите на доску, здесь написаны определения прекрасная, страдающая, широкая, огромная. УЧИТЕЛЬ К какому явлению подходят все эти определения? Дети Все эти определения подходят к душе. УЧИТЕЛЬ Правильно. Тема нашего занятия Мир Души открывается надпись на доске. УЧИТЕЛЬ Ребята, а как вы думаете, почему наше занятие мы начали с музыки? Чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, послушайте внимательно еще музыку.

И потом скажите, какие чувства, какое настроение она у вас вызвала? учитель включает начало симфонии 5Бетховена, Шутку И.С.Баха, Фрагмент Лакримозы из реквиема В.А.Моцарта. После звучания симфонии 5 Бетховена. Дети Эта музыка вызвала чувство тревоги, страха. После звучания Шутки Баха. Дети Эта музыка легкая, веселая. После звучания Лакримозы Моцарта. Дети Эта музыка очень грустная, она говорит о чувстве горя, глубокой скорби.

УЧИТЕЛЬ Правильно, ребята. А как вы это все узнали? Ведь никто вам не говорил страшных, веселых или трагичных слов? Дети Мы почувствовали душой! Показывает на надписи на доске. УЧИТЕЛЬ Правильно, потому что музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душа Б.Ауэрбах Музыка есть пища для души и духа. Человеческий дух возвышается через силу и очарование музыки. Из писаний религий Баха. Представьте, какая пустая и унылая была бы у нас жизнь, если бы не было музыки.

О, как тесны и безнадежны Дни без чарующих минут, Где души дышат и поют, И жизнь лишь только в них возможна. М.Скребцова. Музыка с нами всегда и в радости и в горе. С ее помощью лечат болезни и даже известны случаи, когда музыка спасла жизнь человека. А теперь представьте, что у вас в классе двое близнецов, похожих друг на друга, как две капли воды. Но друзья близнецов могут различать их без особого труда. Как вы думаете, почему, несмотря на всевозможные сходства, их различают? Перечислите все отличия, которые могут существовать между этими близнецами.

Записывает на доске. Дети Они могут различаться по характеру, по способности, по уму. УЧИТЕЛЬ И так, мы поняли, что люди отличаются друг от друга не только внешними, видимыми признаками, а главным образом невидимыми, неуловимыми качествами и это неуловимое составляет внутренний мир человека. Это его душа, разум, характер, эмоции. Что, по вашему мнению, занимает более важное место в жизни внешние характеристики людей или их внутренний мир? Душа или тело? Ответы детей.

УЧИТЕЛЬ Да, ребята, человек - это, прежде всего душа, а не тело. Как вы думаете, могло бы тело человека существовать без души? А душа без тела? Ответы детей. УЧИТЕЛЬ Тело без души не может существовать, человек без души - это не человек, а робот. А душа существует всегда, она бессмертна и даже когда человек умирает, умирает только тело, а душа уходит в другой мир, называемый тонким миром.

Что, по вашему мнению, является смыслом жизни человека - развитие и совершенствование бессмертной, вечной души или развитие и совершенствование временного тела? Ответы детей. УЧИТЕЛЬ Конечно, смыслом жизни человеческой является развитие и совершенствование вечной бессмертной души, а не тела. Хотя тело мы должны беречь и заботиться о его здоровье, ведь оно является домом для души. Душа наша развивается в теле. На столах детей лежат листочки, разделенные на две половины - на одной написано - душа, на другой - тело. На доске слова - летать, радоваться, восхищаться, мёрзнуть, питаться, жиреть, любить, расти. УЧИТЕЛЬ Выберите из данных слов качества, присущие душе или телу. Запишите их в соответствующие половинки.

Затем обсуждаем ответы детей. Дети приводят разные примеры из жизни, подтверждающие их мнения. Душа летать, радоваться, восхищаться, питаться, любить, расти. Тело мерзнуть, питаться, жиреть, расти. УЧИТЕЛЬ Мы увидели, что обладает более возвышенными, утонченными, прекрасными качествами, чем тело. А способность расти и питаться как душе, так и телу. Но вы знаете, что тело может расти только до определенного возраста - взрослые люди не растут, а душа может расти бесконечно.

И у ребенка, и у взрослого, и даже у старого человека может расти душа. Тело ваше растет независимо от вашего желания, а душа в основном, когда человек хочет и старается питать свою душу. Ребята, а чем, питается, благодаря чему растет наша душа? Ответы детей.

УЧИТЕЛЬ Наша душа растет, когда мы радуемся, бываем добрые, любим и прощаем друг друга. Когда мы умеем видеть красоту природы, прекрасные картины, слушать хорошую музыку, стихи, сказки. Вот послушаете одну! Читает отрывок из сказки Г.Андерсена Чудо рождения. Начинает со слов если ты внимательно глядел на небо и до слов дети больше не помнят. Читать в сопровождении тихой музыки. И.С.Бах Хоральная прелюдия , Взываю к Тебе Христос По окончании чтения вопросы - А вы, смотрели когда-нибудь на звездное небо? Может быть, даже видели падающие звезды? Ответы детей.

УЧИТЕЛЬ Теперь, ребята, сядьте прямо. Закройте глаза и представьте себя маленькой звездочкой, падающей с небес Божьей искрой. В это время звучит тихо Хоральная прелюдия И.С.Баха. УЧИТЕЛЬ Расскажите, что вы в это время чувствовали? Ответы детей легкость. УЧИТЕЛЬ Есть ли у вас любимый цветок? Ответы детей. УЧИТЕЛЬ Почему вам нравится именно этот цветок? Ответы детей. УЧИТЕЛЬ Ребята, дома вы сядьте также, как мы седели на нашем занятии, и представьте себя звездочкой, Божьей искрой, лежащем в вашем любимым цветке.

Мы с вами выяснили, при каких условиях растет, увеличивается наша душа. Кто нам повторит эти условия? Ответы детей. УЧИТЕЛЬ О человеке с большой душой говорят - душевный человек. Это человек, любящий людей. Целью жизни человека является развитие, и совершенствование нашей души. Поэтому, ребята, как нужно стараться жить, чтобы становиться людьми с огромной душой? Ответы детей. УЧИТЕЛЬ Заканчивая наше занятие, в качестве напутствия, прочитаю вам стихотворение М.Сребцовой.

С рожденья в каждом сердце доброта, Блаженны те, что дар святой хранят, В нем сути вечна красота, Он вечным смыслом навсегда объят. Господь вручил вам дар неповторимый, Носители Его - ваш путь высок, О, не затмите в суете дорог Священной силы вещие порывы В тихом сопровождении симфонии 9 Л.Бетховена дети уходят. Урок 3. Вечные темы и вечные образы в художественных произведениях духовного содержанияЦЕЛЬ УРОКА Познакомиться с художественными произведениями М. Лермонтов стихотворение Ангел , Л. Марченко песня Ангел. Учиться выделять авторское отношение к изображаемому.

Задуматься над великим значением Библии в создании произведений искусства. Подготовка к уроку Учащиеся должны подготовить выразительное чтение стихотворения М.Лермонтова Ангел Индивидуальные задания 1. Художественное чтение стихотворения наизусть. 2. Сообщение ученик музыкальной школы о жанрах духовной музыки духовный стих, духовная музыка, песнопение, гимн, херувимская песнь.

Учитель 1 Подготовить оформление доски Тема. Эпиграф. План. Лексика к уроку. 2 Подобрать иллюстрации Рембрандт Святое семейство. М. Нестеров Видение отроку Варфоломею. А. Иванов Явление Христа народу . 3 Словари толковый, поэтический. 4 Подготовить музыкальные произведения Великий колокольный звон М.Мусоргский. Песня Ангел Л.Марченко на слова М. Лермонтова 5 Тексты стихотворения и песни. 6 Подготовить вокальную группу учащихся ДМШ исполнение песни Ангел. План урока 1. Великий колокольный звон М.Мусоргский. 2. Вступительное слово.

Беседа осмысление эпиграфа, определение целей для ученика. Здесь поэзия становится музыкой В. Г. Белинский. 3. Работа над восприятием и осмыслением музыкального произведения - песни композитора Л. Марченко на слова М. Лермонтова Ангел . 4. Работа над восприятием и осмыслением стихотворения М.Лермонтова Ангел . 5. Беседа по картине Рембрандта Святое семейство . 6. Подведение итогов. 7. Исполнение песни Ангел . 8. Домашнее задание по выбору учащихся Прочитать стихотворение Молитва В минуту жизни трудную. Прочитать поэму Мцыри и постараться понять, какая мысль роднит её со стихотворениями Ангел , Парус , Земля и небо. Выучить наизусть понравившиеся стихотворения, песни духовного содержания.

Нарисовать свои впечатления от стихотворения и музыки. Подумайте, почему сегодня возрастает интерес к произведениям духовного содержания? ХОД УРОКА I. Начало урока. Звучит Великий колокольный звон М.П.Мусоргского из оперы Борис Годунов. Под музыку учащиеся входят в класс, слушают, садятся.

Пауза. II. Вступительное слово Учитель литературы Среди вечных тем мировой культуры есть одна, которую трудно назвать темой, так как она связана с духовным миром человека, с его стремлением к свету, истине, красоте и вере. Вера в людях не умирала никогда. Вера учила создавать великие полотна и храмы. Вера помогала найти слова и музыку, чтобы выразить душу. Учитель музыки Сам Бог говорил над моим ухом свидетельствовал композитор Л.В.Бетховен признававшийся, что сила, порождающая музыку, незримо выше человека.

Если представить историю музыки, как ряд великих имён, то среди них трудно назвать композитора, у которого не было бы духовных сочинений, то есть тех, что основаны на образах и текстах Священного Писания Библии. Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Глинка, Рахманинов и наши современники Т.Г. Свиридов, С. Прокофьев, А.Кастальский. И это не удивительно ведь церковь некогда была колыбелью музыки.

Церковное песнопенье - основа лучших образцов музыкального искусства. Учитель литературы Мы уже знаем, что такое духовная музыка и духовная

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Духовное воспитание подростков в процессе воспитания школьников

Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как… Школа переориентируется с сугубо образовательных обучающих технологий,… Специфика такого воспитания заключается в том, что его конечной целью выступает гармонически развитая личность. Оно…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Анализ программы Музыка в

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Духовное воспитание специфика понятия
Духовное воспитание специфика понятия. В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема духовного воспитания подрастающе

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста. О подростках пишут на страницах журналов, в серьёзных монографиях публикуются результаты исследований вкусов, интересов, потребно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги