рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теория и классификация игр

Теория и классификация игр - раздел Педагогика, Игровые технологии в начальной школе Теория И Классификация Игр. Наряду С Трудом И Ученьем Игра — Один Из Основных...

Теория и классификация игр. Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого су¬ществования.

Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление по¬ведением. Как уже указывалось выше, отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной — 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие.

В их трудах, исследована и обоснована роль игры в онтоге¬незе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процес¬сах социализации — в усвоении и использовании человеком обще¬ственного опыта. В структуру игры как деятельности личности входят этапы: • целеполагания; • планирования; • реализации цели; • анализа результатов, в которых личность полностью реализу¬ет себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее доброволь¬ностью, возможностями выбора и элементами соревновательно¬сти, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореа¬лизации. В структуру игры как процесса входят: • роли, взятые на себя играющими; • игровые действия как средства реализации этих ролей; • игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными; • реальные отношения между играющими; • сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направлен¬ных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Большинство игр отличает следующие черты : • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса дея¬тельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); • творческий, в значительной мере импровизационный, ак¬тивный характер этой деятельности («поле творчества»); • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»); • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содер¬жание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической куль¬туры игра выполняет следующие важные функции: • Функция социализации. Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систе¬му общественных отношений, усвоения им богатств культуры. • Функция межнациональной коммуникации.

Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценнос¬ти, культуру представителей разных национальностей, посколь¬ку «игры национальны и в то же время интернациональны, меж¬национальны, общечеловечны». • Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне че¬ловеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить про¬ект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ре¬бенка, с другой — выявить недостатки опыта. • Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребен¬ку войти в реальный контекст сложнейших человеческих комму¬никаций. • Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интел¬лектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и са¬моутверждает себя. • Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возника¬ющих у ребенка в поведении, общении, учении. «Эффект игровой терапии определяется практикой новых со¬циальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые роле¬вая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений при¬нуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтичес¬кому эффекту» . • Функция коррекции — есть внесение позитивных измене¬ний, дополнений в структуру личностных показателей ребенка.

В игре этот процесс происходит естественно, мягко. • Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.

Игра стратегически — только организованное культурное про¬странство развлечений ребенка, в котором он идет от развлече¬ния к развитию.

Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса.

Основное от¬личие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результа¬том, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Педагогические игры достаточно разнообразны по: • дидактическим целям; • организационной структуре; • возрастным возможностям их использования; • специфике содержания.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Г.К.Селевко предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам : 1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. 2. По характеру педагогического процесса: • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; • познавательные, воспитательные, развивающие; • репродуктивные, продуктивные, творческие; • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие. 3. Согласно Селевко по характеру игровой методике педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации. 4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам. 5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения. § 1.7. Игровые педагогические технологии Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен.

Широкое при¬менение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: • в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; • в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии; • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); • в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела). В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Технология развивающих игр Б.П.Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами М. Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячом, веревками, резинками, ка¬мушками, орехами, пробками, пуговицами, палками. Предмет¬ные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и способствуют развитию интеллекта.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертежа, письменной или уст¬ной инструкции. Так знакомят его с разными способами переда¬чи информации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде ри¬сунка. В развивающих играх в этом заключается их главная особен¬ность — удалось объединить один из основных принципов обуче¬ния — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, ког¬да ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и не¬посредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжа¬ют игры с предметами и появляются неимитационные игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправ¬ленности программы игр в сочетании с обычными дидактически¬ми упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охва¬тывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы. В отечественной педагогике имеется целый ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, Мумми-троль, персона¬жи «Волшебника Изумрудного города», «Приключения Буратино»).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Игровые технологии в начальной школе

И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем,… Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теория и классификация игр

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Игровые технологии как вид педагогических технологий
Игровые технологии как вид педагогических технологий. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по

Сущность и функции игры и игровой деятельности
Сущность и функции игры и игровой деятельности. Вначале попробуем рассмотреть «историю вопроса», выделить существенные свойства игры, сравнив игры людей и животных, игру в различных культурах.

Значение игры в обучении
Значение игры в обучении. Мы подробно рассмотрели сущность и функциях игры — чтобы подчеркнуть тезис о том, что потребность в игре — одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка, в частно

Ограничения и недостатки использования игр в образовании
Ограничения и недостатки использования игр в образовании. Из перечисленных требований к игре, очевидно, что игра — очень время- и трудоемкая форма. Подготовка игры требует обыкновенно на пор

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги