Проблема развития творческого мышления

Проблема развития творческого мышления. В психологии развития существуют три подхода к проблеме развития творческого мышления 1 генетический, отводящий основную роль наследственности 2 средовой, представители которого считают решающим фактором развития внешние условия 3 генотип - средового взаимодействие, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт. Я в своей работе буду придерживаться 3 подхода, согласно которому развитие креативности идет по следующему механизму на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации, и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность.

Однако и в этом подходе существует несколько направлений. В.Н. Дружинин, В.И. Тютюнина и другие считают необходимым для развития творческого мышления - отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца, регламентированного поведения - наличие позитивного образца творческого поведения - создание условий для подражания творческому поведению и планированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения - социальное подавление творческого поведения.

Они выделяют между условиями и повседневной жизни индивида и достигнутым им уровнем творческого мышления.

Идея эта по существу бихевиористская и заключается в том, что развитию творческого мышления способствуют те же аспекты ситуации, которые приводят к научению повторение и подкрепление. А этап имитации является необходимым звеном развития творческой личности. Дж. Вулвилл и Р. Лоу развитие творческого мышления не сводят к накоплению опыта, а представляют как структурное изменение операционного состава. Развитие в рамках теории Ж. Пиаже трактуется как возникновение уравновешенной структуры или уравновешивание возникновение когнитивного конфликта. Творческое мышление развивается благодаря процессам, подобным уравновешиванию и запускаемым при возникновении когнитивного конфликта.

П.Я. Гальперин разработал развивающий метод основанный на социальном взаимодействии. Идея социального научения А. Бандура заключается в том, что мы способны учиться, наблюдая поведение других людей и принимая его образец. Образцы творческого поведения могут передавать определенный подход к решению задач, к определению зоны поиска.

Идея социоактивного конфликта предполагает, что взаимодействие между субъектами, обладающими разными точками зрения на вопросы и разными стратегиями решения задачи, приводят к возникновению внутреннего конфликта и неравновесия, что дает импульс творческому развитию индивида В. Дуаз и Г. Мюньи. Таким образом, существуют два направления проблемы развития творческого мышления - влияние условий воспитания и повседневной жизни - проведение развивающего эксперимента. Развитие совершается в процессе обучения и воспитания.

Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии. Но каковы же условия формирования творческого мышления? На этот вопрос я отвечу в следующем пункте 1 главы. 1.3 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа.

Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению открытие ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.

В этом случае я имею дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные математические задачи. Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

П.Б. Блонским были точно подмечены основные отличительные черты детского творчества детский вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников.

Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения. Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некретически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен. Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков.

Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети. Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся - обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план. А. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся - паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать - доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью - сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования - доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний - ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия интеллектуальная инициатива предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны - неприятие конформизма, необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений - формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей - стремление к максимально глубокому исследованию проблемы - высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем - индивидуализация - создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса - проблематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников.

Для дальнейшей моей исследовательской работы я выделю три основных условия формирования творческого мышления, три стратегии 1 индивидуализация образования 2 исследовательское обучение 3 проблематизация.

Во второй главе, рассмотрю возможности проблемного обучения в развитии творческого мышления учащихся.

ГЛАВА 2 ВОЗМОЖНОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 2.1