Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя

Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя. В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности.

Однако уже на заре человеческой истории существовали первые институализированные формы воспитания - специальные ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации, имевшие место, как свидетельствуют данные фольклористики, и у предков восточных славян. В первобытных родовых общинах подростки, достигшие половой зрелости, проходили специальную подготовку, в ходе которой их учили охотиться и изготовлять орудия труда, развивали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали к религиозным тайнам.

Эта подготовка завершалась обрядом инициаций, в ходе которого подростки должны были показать свою физическую и социальную зрелость. Прошедшие испытания признавались полноправными членами общин, получали статус взрослого человека. Инициации обеспечивали усвоение подростками важнейших трудовых знаний, умений и навыков, системы ценностей, правил поведения и мировоззренческих представлений, принятых в общине. В первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер.

Все дети без исключения воспитывались в духе взаимопомощи, коллективизма, подчинения личных интересов интересам общины. Община выступала как совокупный воспитатель. На каждом ее члене лежала обязанность заботиться о детях, руководить их поведением. Основные педагогические функции выполняли, как правило, ближайшие родственники и наиболее опытные, авторитетные сородичи. Различия в воспитании детей определялось их полом. Мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности охота, изготовление орудий труда, а девочек - к женским собирательство растительной пищи, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми. Это обусловливалось господствующей системой половозрастного труда и соответствовало потребностям производственной жизни.

В VI-IX вв. педагогическая практика восточных славян претерпела заметные изменения. Хотя воспитание детей по-прежнему осуществлялось главным образом в процессе включения их в различные виды деятельности, хотя продолжали существовать обряды инициации и различия в воспитании девочек и мальчиков продолжали оставаться очень существенными, на характер воспитания оказывали сильное внимание процессы, связанные с разложением первобытнообщинного строя и формированием раннеклассового общества.

В основе этих процессов лежал переход к земледельческо-скотоводческой экономике, возникновение общественного разделения труда. Зарождение имущественного и социального неравенства, постепенное дробление общин на семьи, становившиеся самостоятельными хозяйственными ячейками, приводило к превращению воспитания из всеобщего, равного, контролируемого общиной в семейно-сословное.

Основные функции воспитания, цели, содержание и формы которого все больше различались для разных социальных групп населения, сосредоточивались в семье. Инициации утратили свой всеобщий характер и стали достоянием элиты, институтом, закрепляющим ее привилегированное положение, возвышающим над основной массой общинников, подчеркивающим исключительность элиты Фроянов И. Я. История России с древнейших времен до начала XX века. М 1992 В VI-IX вв. у восточных славян уже вполне сформировалось четыре социальных слоя - общинники-земледельцы, ремесленники, племенная феодализирующаяся знать и языческое жречество.

Воспитание представителей каждой общественной группы имело свои специфические черты. Цели воспитания и соответственно средства, используемые для их достижения, определялись теми конкретными потребностями, которые обусловливали необходимость воздействовать на психику детей, руководить их поведением, передавать детям знания, прививать умения и навыки, формировать ценностные ориентиры.

Общая направленность воспитания, осуществляемого в конкретных жизненных ситуациях, была неразрывно связана с образом идеального героя, специфического для каждой социальной группы. Этот образ воплощал в себе как бы высшую цель воспитания, в принципе недостижимую, но определяющую его общую конечную направленность.

Идеалы различных социальных групп, получая педагогическое преломление, помогали взрослым придать соответствующую направленность развитию личности ребенка, обратить его преимущественно к производственной сельскохозяйственной или ремесленной, военно-политической, или религиозной культовой деятельности. Воспитание детей основной массы населения - крестьян-земледельцев, живших в VI-IX вв. соседскими общинами, осуществлялось в семье. Роль родителей в воспитании детей заметно возрастала.

В патриархальных семьях мальчики и девочки, достигнув определенного возраста, воспитывались главой семьи и его женой. С момента рождения и до 3-4 лет ребенок преимущественно находился на попечении матери, что, однако, не исключало участия отца и других членов семьи в его воспитании. Мать, а вместе с ней и другие члены семьи заботились о ребенке, обеспечивали по мере его взросления усвоение им элементов жизненно необходимого опыта. На этом этапе жизни ребенка его воспитание было тесно связано с уходом за ним. К 3-4 годам ребенок начинал выполнять посильную работу, помогая старшим, главным образом матери.

Воспитание осуществлялось в практике повседневной жизнедеятельности. Старшие члены семей поощряли игры, развивающие у детей ловкость, силу, смекалку, формирующие умения и навыки, необходимые для будущей производственной деятельности. С семи лет начинался новый период в жизни ребенка, новый этап в его воспитании. Девочки, осваивали женские виды работ - учились вести домашнее хозяйство, прясть, ткать, лепить горшки и т.п. Воспитание у восточных славян в VI-IX вв. все более приобретало семейно-сословный характер и определялось общественным разделением труда. 2