Воспитание и обучение в Киевском государстве

Воспитание и обучение в Киевском государстве. Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к XI веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят. В Суздале в XII веке также было учреждено женское училище.

Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII века п р Э.Д.Днепрова.

М Педагогика, 1989 -История отечественного образования.

Учебное пособие. Хрестоматия стр.18 На основании этих и других данных можно считать, что в X-XIII веках при церквах и монастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству. В первой половине XVI века митрополит Данил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам - отрокам и девицам. Крупнейшим памятником педагогической литературы XVI века является впервые напечатанная в 1574 году кирилловскими буквами славянская Азбука букварь первопечатника Ивана Федорова.

Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными педагогическими идеями. К XVI веку относится также сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье - Домострой, который учил, как в правде жить и в кривде не жить, и содержал советы относительно домашнего устроения. Ряд глав Домостроя целиком посвящены вопросам воспитания детей.

Домострой требует воспитания детей в страхе божиим, выполнения религиозных обрядов, беспрекословного повиновения старшим, говорит о суровой дисциплине, советует применять телесные наказания. Но наряду с требованиями строгости и суровости по отношению к детям Домострой призывает родителей любить детей, заботиться об их нормальном росте и развитии, требует воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, хозяйственности, вежества т.е. вежливого обращения А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих обеспечить их и воспитать в добром навыке учить страху божию и вежливости, и всякому порядку.

А со временем, по детям смотря и по возрасту их, учить рукоделию, отец - сыновей, мать - дочерей, кто к чему способен, какие кому Бог способности даст . 3