рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ВЕЯНИЯ ВРЕМЕНИ

Работа сделанна в 2002 году

ВЕЯНИЯ ВРЕМЕНИ - раздел Педагогика, - 2002 год - Ломоносовский период как особый этап в области научно-педагогического знания в России Веяния Времени. В России Многое Изменилось В Период Бурных Петровских Преобра...

ВЕЯНИЯ ВРЕМЕНИ. В России многое изменилось в период бурных петровских преобразований. Активизация человеческой деятель¬ности породила новые тенденции в восприятии мира. Вызревала новая культура, идущая на сме¬ну церковно-феодальной, господствовавшей в те¬чение столетий. Время нуждалось в мыслителе, который мог бы выразить суть происходящих пе¬ремен. Таким мыслителем стал Ломоносов. Расшатывание прежних устоев жизни осущест¬влялось уже в XVII в отличавшемся невиданным ранее движением народных масс. Повышенная миграция населения привела к освоению потока¬ми предприимчивых крестьян, казаков, огромных просторов Российского государства, вплоть до бе¬регов Тихого океана.

Россию потрясали бунты, на протяжении столетия они переросли в две крестьянские войны — под руководством Ивана Болотникова и Степана Разина. В результате развития товарно-денежных отно¬шении возник единый всероссийский рынок. По¬явились зачатки буржуазного общественно-эконо¬мического уклада.

Началось формирование абсо¬лютистского государства, возникающего, как правило, на поздних стадиях феодализма, когда из рук феодальных верхов начинает ускользать вся полнота власти под давлением носителей зарож¬дающегося общественно-экономического уклада, утверждающих свое право на существование и бо¬рющихся за свое участие в правлении. Абсолют¬ная монархия, возникая обычно в «переходные периоды», является «компромиссом» между инте¬ресами формирующейся буржуазии и дворянства. Предпринимаются по¬пытки ограничить могущество церкви.

Меняется настрой духовной культуры, происходит заметный и необратимый процесс ее обмирщения. В худо¬жественной литературе появляется интерес к че¬ловеку деятельному, предприимчивому. Начавшиеся социальные преобразования резко ускорились в Петровскую эпоху. В 1711 г. вместо боярской думы, оплота феодальной аристократии, был учрежден сенат. В 1721 году ликвидировано патриаршество, во главе церкви поставлен синод, своего рода правительственная коллегия, подчи¬няющая церковь государству.

В 1722 г. введена «Табель о рангах», допускающая смешение на го¬сударственной службе потомственного дворянства и выходцев из других слоев, получивших право, достигнув по службе восьмого ранга, получения дворянского звания. Ряды российского дворянства интенсивно пополнялись людьми из непривилеги¬рованных сословий. При Петре I в основном завершилось формирование абсолютистского государства. Разработкой социальных реформ во времена Петра I занимались и прогрессивно настроенные дворяне, и представители «третьего сословия». Среди авторов обширной литературы реформ был Ф. Салтыков, родственник царя, сын тобольского воеводы, руководивший по заданию Петра постройкой кораб¬лей. К. Зотов, деятель адмиралтейства, разрабатывал проекты усовершенствования государственного правления.

А. Курбатов, из крепостных Шереметева, предложил удачный финансовый проект и занял пост обер-инспектора ратуши, ведающей городскими финансами. Алексашка Меньшиков – малограмотный человек и, фактически, правая рука Петра. Социальные преобразования открывали возмож¬ности для развития в стране идей Нового време¬ни. Петра I интересовала прежде всего наука, так как он твердо верил в то, что экономическое и военное могущество государства находится в не¬разрывной связи с развитием научного знания.

Для создания регулярной армии и флота, строи¬тельства заводов, мануфактур требовалось «посо¬бие математических орудий и физических експериментов» [16, c.23]. Наука входила в мировоззренче¬скую систему, ориентированную на природу и по¬стигающий ее человеческий разум.

С наступлением XVIII в. проблемы «натуры», естества и его ис¬следования заняли прочные позиции в русской культуре. Приобретало привлекательность позна¬ние не бога или духовного мира человека, а при¬роды; знания основывались не на Священном пи¬сании, свидетельстве соборов, преданий, а добыва¬лись с помощью средств науки; ценились пред¬ставления, полученные не путем прозрений, ускользающе зыбких видений, а очевидным и ясным образом.

Привилегированное положение приобрел чело¬веческий разум. В исторических сочинениях, худо¬жественных произведениях придавалось особен¬ное значение благотворному воздействию разума, все беды рода человеческого объяснялись его по¬мрачением или невежеством. Апология разума бы¬ла естественна, так как человек, освобождаясь от руководства со стороны божественного провиде¬ния, предоставленный самому себе, обязан был отличать истинное, должное, ценное.

Не постули¬руя у всех людей способности к разумным решениям, не подчеркивая значения разума, нельзя бы¬ло добиваться полной самостоятельности человека, свободно развивающего свою деловую активность без патронажа сверхъестественных сил и церкви, играющей роль посредника между ними и челове¬ком. Возникло умонастроение, являющееся «духом XVIII века» [20, c.3], направленное на «борьбу с феодаль¬ной и поповской силой средневековья» [20, c.4]. Крупные изменения, происходившие в России, в полной мере ощущались и на родине Ломоносова, близ Архангельска, который со второй половины XVI в. до основания Петербурга служил основны¬ми морскими воротами России.

Город был цент¬ром крупной торговли, судоходства, судостроительства. Север России вообще находился в бла¬гоприятном положении, потому что населяли его преимущественно черносошные, т. е. не принадле¬жащие помещикам, крестьяне, свободные от кре¬постной зависимости. На Беломорском севере долго сохранялось влия¬ние новгородской культуры. Черносошные кресть¬яне жили самоуправляющимися «мирами» [1, c.60], кото¬рые охватывали и церковный приход, и волость, и весь уезд. Государство опиралось на них в управ¬лении краем, но нередко «миры» вступали в конф¬ликты с воеводами и приказными чиновниками.

Здесь, пожалуй, раньше, чем где-либо в России, началось разложение натурального хозяйства и рост товарно-денежных отношений. Первая четверть XVIII века для России была временем важных перемен во всех областях жизни.

Это были годы, когда «Россия молодая» [1, c.58] сбрасывала с себя путы вековой отсталости и становилась в один ряд с наиболее развитыми странами Европы. Создавалась новая система органов власти, управления и суда. На смену дворянскому ополчению и стрелецким полкам пришла мощная регулярная армия. Родился отечественный военно-морской флот. Одновременно с этим, в интересах государства, строятся крупные металлургические и текстильные фабрики, корабельные верфи, другие предприятия, развивается внутренняя и внешняя торговля.

Появляются новые города, новые пути сообщения. Менялся и быт российского населения. И дело было не только во введении европейского платья, бритье бород и курении табака. В городах и районах, где осуществлялись преобразования, меняются сам уклад жизни, сознание людей. При Петре I часто ценились не происхождение и родовитость, а ум и способности человека. Многие люди из «подлого сословия» становились выдающимися деятелями, крупными специалистами в разных областях.

Для развития России, во имя ее технической и «умственной» независимости от Европы, нужны были свои горняки, металлурги, корабелы, навигаторы, картографы и т.д нужны были офицеры для армии и флота, знающие, образованные чиновники для государственного аппарата. Петр I понимал необходимость ликвидации культурной отсталости России и распространения в ней просвещения. Он думал над тем, «как бы кратчайший и способнейший путь изобрести, чтобы завести науки и оным людей своих, елико мощно скорее обучити» [15, c.31]. Вначале он предполагал расширить объем преподавания в Славяно-греко-латинской академии в Москве, которую хотел сделать светской, и из которой выходили бы люди, «способные к службе церковной, гражданской, военной, к сооружению зданий и к искусству врачебному» [15, c.34]. Не дожидаясь, когда в России будет налажено низшее и среднее образование, Петр I задумал создать русскую Академию наук с гимназией и университетом.

Об этом он советовался с известными европейскими учеными Лейбницем и Вольфом и просил их помощи в привлечении иностранных ученых для работы в русской академии, пока не появятся национальные кадры.

Академия была открыта в 1725 г уже после смерти Петра I. В ее истории большое место занимает М.В. Ломоносов – первый русский академик. Его привлекала преобразовательная деятельность Петра, он видит в нем прежде всего энергичного реформатора, осуществляющего те изменения, не¬обходимость которых давно назрела. Петр — «Рос¬сов Обновитель» [6, c.80]. Ему удалось поло¬жить конец феодальным раздорам, ослаблявшим Россию в период влиятельного боярского правле¬ния. Враги России убедились, что при нем уже «не местничество здесь» [6, c.81], а сплоченное государство.

С энтузиазмом поддерживал Ломо¬носов меры, принятые для быстрого роста в стране заводского, мануфактурного производства, внутренней и внешней торговли. Эти меры не только усиливали Россию, поднимали ее престиж среди европейских держав, они вносили существен¬ные изменения в социальные устои страны.

Пред¬принимательская, торговая деятельность искони была не дворянским делом; развитие горнодобы¬вающих предприятий, заводов, мануфактур, тор¬говли выдвигало новые социальные силы на сцену русской истории. Некоторые их представители в петровское время получили доступ к государствен¬ному управлению. Царь охотно брал на государст¬венную службу незнатных сограждан, не имеющих никакого отношения к потомственному дворянству, и опирался в своих начинаниях на их знания и та¬лант. Самые большие похвалы Ломоносова заслуживал Петр за внедрение в России науки, которой при¬надлежала большая роль в развитии промышлен¬ности, экономики страны.

Но наука была также мощным средством изменения социального строя, прежде всего, из-за ее воздействия на те сферы деятельности, с прогрессом которых менялась рас¬становка социальных сил. Кроме того, она, вовле¬кая в свою сферу выходцев из разночинных слоев, поднимала их к общественно значимой активности. Ломоносов, осознавая это, прилагал максимум уси¬лий для облегчения доступа в науку демократиче¬ским элементам.

Полное сочувствие Ломоносова вызвала поли¬тика Петра I относительно духовенства. Подрыв автономии церкви, ликвидация ее претензий на до¬минирующее положение в государстве лишали цер¬ковь того могущества, которым она обладала в период расцвета феодального строя. Ломоносов увлеченно описывал простоту поведе¬ния царя, которого солдаты, матросы, строители могли видеть «в поте, в пыли, в дыму, в пламени» [6, c.69], видеть в своем сообществе, за одним столом, «туюже приемлющаго пищу» [6, c.69], о котором они знали, что он «все мастерства и работы испытал собственным искусством» [6, c.70]. Ломоносова восхищает у Петра «жадность к по¬знанию» [19, c.44]; новый стиль, соответствующий эпохе бы¬стрых преобразований, он видит в речи Петра, отмечая, что ей свойственны ясность, четкость, простота и лаконичность — «безпритворная в сло¬вах краткость, в изображениях точность» [19, c.40]. Фигура Петра, в преобразованиях которого под¬черкивались прогрессивные черты, приобретала под пером Ломоносова значение идеала, символа, вы¬ражающего фактически социальные замыслы и устремления самого Ломоносова.

Реформы петровского времени открывали воз¬можности для развития социальных сил, являющихся носителями иных социальных отношении, идущих на смену феодальным устоям, но они были рассчитаны на укрепление основ дворянской госу¬дарственности.

Тема поддержки дворянства, защи¬ты его прав и привилегий абсолютно чужда Ло¬моносову.

Он выдвигает на первый план те проблемы, которые впрямую связаны с защитой новых социальных сил и, прежде всего, широких народных слоев. Он пред¬лагает свой критерий ценности и полезности лю¬бого акта государственной деятельности: «Всякое благодеяние тем больше, чем ширее в народах про¬стирается » [8, c.33]. Государственный деятель, монарх обязан думать в первую очередь о народе, о тех мерах, которыми можно облегчить его су¬ществование. В оде, написанной по случаю воцарения Екате¬рины II, выдвинут общий принцип государствен¬ного правления, который был адресован не только новой императрице.

Услышьте, Судии земные и все державные главы Так начинает поэт свое обращение, цель кото¬рого — продиктовать основное социальное требова¬ние, лапидарно выраженное в одной фразе: «Народну наблюдайте льготу » [8, c.33]. Основной постулат прогрессивной философской мысли XVIII в.— определяющая роль просвещен¬ного разума. Его полностью разделял Ломоносов, но в самое понятие «просвещенный разум» [16, c.41] он вкладывал совершенно определенный смысл — это разум, вооруженный наукой.

Тема «просвещение и общество» [20, c.13] у него выступает преимущественно как «наука и общество» [20, c.13]. Повышенный интерес к со¬циальным проблемам науки сохранился в после¬дующей истории русской мысли. Социальная философия Ломо¬носова пронизана идеями активной, разумной, пре¬образовательной человеческой деятельности, но деятельности, изначально направленной на такие ценности, как общее и благо.

Его взгляды близки радикальному крылу формирующейся в то время в России просветительской идеологии. Философия Ломоносова устремлена к новым го¬ризонтам, активности и прогрессу, но хорошо раз¬витое историческое сознание позволяло ему не разрывать настоящее с прошлым, воспринимать в еди¬ной целостности судьбы народов, мира. В трудах Ломоносова рассматривались вопросы о значении РОССИИ, начиная с ранних этапов ее существования, в человеческой истории.

В работах Ломоносова подчеркивалась давность и существенность русской истории, кото¬рая видоизменяется преобразовательными эпохами, например Петровской, но не прерывается ими. Он считал, что Россия входит в состав европейских государств и неотделима от европейской истории. В XVIII в. не надо было прилагать усилий, что¬бы доказать политическое влияние Русского госу¬дарства на ход международных событий, но Ломо¬носов убежден, что не меньшая роль принадле¬жит России в развитии человеческой культуры, осо¬бенно в единении Запада и Востока.

Ломоносов — мыслитель, ученый, поэт, общест¬венный деятель — занимает свое, ни с кем несравнимое место в русской истории, он вошел в исто¬рию мировой науки и литературы. Преодолевая сомнения и колебания своего времени, он создал систему воззрений, порождающих надежду на совершенствование мира, достигаемое разумом и энергией человечества.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Ломоносовский период как особый этап в области научно-педагогического знания в России

Однако в применении к Ломоносову оно, по-видимому, нуждается в более широком толковании. Ученый-энциклопедист - это не только и не столько человек… Успех такой пропаганды, ее значимость и эффективность зависят не только от… Они в значительной мере определяются его научным авторитетом, завоеванным в результате выдающихся достижений,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВЕЯНИЯ ВРЕМЕНИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ. Родина Михаила Васильевича Ломоносова — северная поморская Русь, деревня Денисовка на берегу Белого моря, близ г. Холмогор. М. В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в сред

ПУТЬ В НАУКУ
ПУТЬ В НАУКУ. Можно с полной уверенностью утверждать, что движущей силой, пружиной или источником энергии был высокий, действенный патриотизм Ломоносова — черта, на которую обращали внимание все, к

Глава II. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В. ЛОМОНОСОВА
Глава II. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В. ЛОМОНОСОВА. ПЕЧАТНОЕ СЛОВО. Стремление Петра к просвещению России, к распространению наук было особенно дорого Ломоносову. Из¬вестно, как много труда вл

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги