Игровой метод обучения

Игровой метод обучения. В настоящее время игровой метод занимает достойное положение в процессе профессиональной подготовки работников и повышения их кадрового потенциала.

Игровые технологии позволяют в учебно-игровом поле слушателям проиграть разнообразные должностные и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель взаимодействия людей в производственной ситуации. Понятие игровая педагогическая технология включает группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра - это форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом по разработанному сценарию и правилам на основе целенаправленной организованной деятельности учащихся и изначально мотивирована на успех, максимально опирается на самоорганизацию обучаемых, воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения 7, с. 52 . Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи учебная деятельность подчиняется правилам игры учебный материал используется в качестве ее средства в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игра как метод построения учебного процесса включает следующие компоненты см. приложение А 1 игровые роли и их принятие 2 игровые действия 3 технология игры. Ведущим компонентом игры выступает роль и ее принятие.

Роль представляет собой комплекс требований, ожиданий, предъявляемых производственной ситуацией к данному человеку, его поведению.

Исполнение роли предполагает точное воспроизведение деятельности человека в типовой модели производства.

Принятие роли осуществляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Оно реализуется через присвоение внешних черт и норм поведения, а также задач, присущих роли, ее исполнению. Игровые действия могут задаваться по-разному сценарием, ведущими преподавателями игры, нормативными документами или же формируются самими игроками в соответствии с их собственным видением ситуации и поставленными перед ними целями.

Ролевые действия отдельных участников игры могут существенно отличаться друг от друга. Технология игры включает в себя возможное игровое моделирование - создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального экспериментирования искусственно сконструированными поведенческими образцами. Модель игры реализуется, приводится в действие с помощью ее правил. Правила отражают соотношение всех компонентов игры. Они могут быть перенесены в игру из реальной ситуации, в которой развертывается игровой процесс, или же придуманы.

В последнее время деловые имитационные игры находят все более широкое применение в самых разных областях в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории. Имитационные игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для решения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений.

Деловая игра - это форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирование тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирование профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных ситуациях. Проведение деловой игры в учебном процессе позволяет сформировать позитивные установки слушателей - на интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в игровом процессе - усвоение больших объемов информации, способствующих творческому поиску решений производственных задач - формирование объективной самооценки обучаемых - возможность к адекватному анализу реальной производственной ситуации - развитие инновационного, аналитического, психологического и экономического мышления.

В.Я. Платов, анализируя деловую игру как модель процесса принятия управленческого или хозяйственного решения, отмечает, что в ней синтезируются характеристические признаки метода анализа конкретных ситуаций, игрового проектирования и ситуационно-ролевых игр 8, с. 54 . Игра - это уникальный механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта.

Применительно к учебному процессу в игре осваивается опыт практический овладение способами решения профессиональных задач и этический усвоение образцов, правил и норм поведения в различных ситуациях. В игре актуализируется, находит свое поведенческое проявление активная позиция ее участников см. приложение А . Технология деловой игры состоит из следующих этапов.

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов.

Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Организационные позиции организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор. Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне инициатор, осторожный критик, консерватор. Методологические позиции методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист. Социально-психологические позиции лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов.

В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета. Итак, деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность студентам понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Деловая игра имеет свои особенности, обуславливающие её преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. Технология деловой игры состоит из нескольких этапов. 2.3.3