рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теоретические предпосылки формирования личности с учетом принципа толерантности

Работа сделанна в 1995 году

Теоретические предпосылки формирования личности с учетом принципа толерантности - раздел Педагогика, - 1995 год - Принцип толерантности в адыгской народной педагогике и его значение при формировании личности ребенка Теоретические Предпосылки Формирования Личности С Учетом Принципа Толерантнос...

Теоретические предпосылки формирования личности с учетом принципа толерантности.

I.1.Сущность понятий толерантность, национализм, национальный эгоизм, групповая враждебность и др. Толерантность-способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения. Терпимость - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира говорится в Декларации принципов терпимости, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В Декларации определено понятие толерантности как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности - отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.

Толерантность - не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Толерантность - привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений.

Бытует мнение, что монокультурное - в отличие от поликультурного - общество в своей основе деструктивно, патологично, ведет к маргинализации, пограничности, государственному продуцированию законов насилия и жестокости, дегуманизации социума и самого себя . 11,138 . В монокультурных государствах человеку не всегда предоставляется возможность интеграции в различные социальные общности.

Существует одна, единственно верная норма с четкими правилами, идеологическими установками, стереотипами поведения. Если человек склонен к иному мировоззрению, а декларируемые обществом постулаты жизни ему чужды или просто не близки, то он либо становится диссидентом, своеобразным аутсайдером общества, либо перешагивает через собственные установки и - при удачном стечении обстоятельств- благополучно вливается в общество в качестве конформиста. Следует ли из этого высказывания вывод о том, что монокультурность проигрывает поликультурам в процессе создания благоприятных условий для успешной социализации своих граждан? Отнюдь нет. Поликультурное, полинациональное государство имеет собственные и весьма серьезные проблемы.

В одном ареале, в одном государстве соседствуют различные общности людей не только с разными культурными ценностями и социальным опытом, но и с биологическими различиями, с особенностями в психической структуре личности темперамент, акцентуации характера, особенности становления основных психических процессов и т.д В любом из этих аспектов любая нация, народность оригинальна. Подобная оригинальность сохраняется даже в процессе многовековых миграций целых народов.

Ассимилируясь в ту или иную полиэтническую среду, этнос сохраняет свою специфику и оригинальность, хотя, разумеется, не полностью и не в чистом виде. В современных условиях социально-экономической дестабилизации стремление сохранить оригинальность той или иной нацией, народностью характеризуется иногда негативными проявлениями.

Особенно ярко эти проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других этносов на ее территорию вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным ущемлением национального достоинства. Оттенки этого опасения различны от индифферентности до агрессии, от холодного безразличия до проявлений ксенофобии страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации. Отчасти такие эксцессы могут рассматриваться в качестве своеобразной избыточной защитной реакции на действительные или мнимые угрозы со стороны представителей иных этносов.

Так или иначе, россияне забывают о том, что они не обладают правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого. Подобная забывчивость ведет - среди людей - к усилению агрессивности, распространению - в обществе - шовинистических и фашистских идей. Следствием этого легко могут стать кровопролитные распри, войны, погромы, террористические выпады псевдолюдей против мирных граждан. Последние события, связанные со вспышками террора своеобразный показатель нравственной патологичности поликультуры.

Стоит задуматься хотя бы над тем фактом, что наиболее кощунственным террористическим нападениям подвергаются две поликультурные супердержавы - Россия и США. Встает вопрос возможно ли в таких условиях говорить о проблеме толерантности? Какое, например, толерантное отношение может проявляться к террористам, убийцам неповинных людей? Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности, а сама проблема достаточно противоречива.

Но данный вызов не должен оставаться и не остается без ответа. Мы предприняли попытку подойти к проблеме с определения основополагающей категории толерантность и его парадоксов. Во многих культурах понятие толерантность является своеобразным синонимом терпимости лат tolerantia - терпение англ tolerance, toleration, нем Toleranz, фран tolerance. 17,37-39 . В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория терпимости претерпевала изменения.

Это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи. В XIX в. глагол терпеть насчитывал множество лексем и выражал различные значения выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т.д. 9,402 Несмотря на многозначность, категория терпимости имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность.

Подобная характеристика понятия сохранилась и в современных словарях. В Толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова 31,308 категория толерантность полностью отождествляется с категорией терпимость. В Словаре иностранных слов 25,510 понятие также определяется как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо. В том же словаре появляются еще два определения, связанные с биосоциальным аспектом полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности организма, способность организма переносить неблагоприятные влияния того или иного фактора среды . 25,511 .Пассивную и негативную направленность обнаруживаем в Толковом словаре иноязычных слов 30,264 . В данном источнике понятие толерантности связано с абсолютной потерей способности к выработке антител вновь медико-биологический аспект. Особо выделяется политическая толерантность позиция тех или иных политических сил, выражающая их готовность допускать существование инакомыслия в своих рядах.

В жизни отдельной личности толерантность - проявление готовности прислушаться к мнению противников. 21,375 . Толерантность - это не одно и тоже, что терпение или терпеливость. Если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия.

Терпимость - это свойство открытости и свободного мышления.

Это - личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу. Толерантный подход, как и толерантная личность, предполагает, что те или иные позиция и взгляд лишь одни из многих и не могут включать в себя все остальные. Эта ситуация не зависит от состояния или обладания знанием, а в равной мере и от социальной и политической позиции.

Толерантная позиция и толерантная личность способны или хотя бы готовы допустить это различие и быть сторонником плюрализма. Собственно говоря, сама природа и проблема толерантности связаны с существованием различий и противоречий, а также возможностью конфликта. Но толерантность позволяет этой возможности не только не реализоваться, но даже и проявиться. Будучи порождением потенциальной конфликтности, толерантность не позволяет реально существующим в каждом обществе явлениям неравенства, состязательности и доминирования проявиться в манифестных и насильственных формах.

Характеристика определения толерантности видоизменяется в Преамбуле Устава ООН проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи. Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации интеграции в систему общественных отношений, заключающееся в умении жить в гармонии как с собой, так и с миром людей микро- и макросредой. Гармония отношений подразумевает, прежде всего, уважение субъектами друг друга. Такую смысловую нагрузку несет определение толерантности, предлагаемое в словаре American Heritage Dictionary Толерантность - способность к признанию или практическое признание, уважение убеждений и действий других людей. Впрочем, мальтийский исследователь Кеннет Уэйн в статье Образование и толерантность приходит к выводу, что определение толерантности здесь неполно, т.к. толерантность не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих других людей, которые отличаются от нас. 32,36 В других признаются должны признаваться и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат. Для полинационального государства это особенно актуально, т.к. объект нетерпимости - этносы в целом и представители конкретных этносов. Всё же возникают новые вопросы Все ли люди, непохожие на нас, могут быть признаны как отдельные личности, представительствующие в тех или иных социальных и этнических группах? Не свидетельствует ли уважение снисходительность к другим об отсутствии личных ценностных ориентаций? Попытку ответить находим в отечественной Политической энциклопедии Толерантность политическая - непременное требование в отношениях всех активных участников общественной жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как внутри государства, так и между государствами. Таким образом мы пришли к выводу, что толерантность распространяется на лиц группу лиц, стремящихся к позитивному взаимодействию, упорядоченным отношениям, не нарушающих общечеловеческие законы бытия, не причиняющих вред другим лицам при реализации собственных свобод.

Подобная логика рассуждения может встретить массу нареканий, ибо она где-то перекликается со старозаветным принципом око за око, зуб за зуб. Вряд ли такой подход может дать положительные - в долгосрочной перспективе - результаты.

Ученый-политолог из Оксфорда Джонатан Ролз полагает, что общество имеет право на подавление и притеснение неадекватного субъекта только в целях самозащиты, когда этот неадекватный субъект демонстрирует нетерпимость, угрожающую общественному порядку. Сложно не согласиться с данным высказыванием, но дополнить его всё же можно.

Прежде чем применять какие-либо меры по самозащите, следует проанализировать сложившуюся критическую ситуацию, постараться выявить причины ее возникновения мотивы неадекватного поведения. И если хотя бы на мгновение возникает мысль о том, что неадекватность действия вызвана нашим поведением, нашей идеологией, то ни о какой тактике самозащиты речи быть не может.

Причина негативных проявлений других - в нас самих, в нашей нетерпимости, когда-либо продемонстрированной.

Всё тот же автор Д. Ролз утверждает, что людям, проявляющим нетерпимость, не следует жаловаться, если по отношению к ним продемонстрирована нетерпимость. В Политической энциклопедии мы находим следующее определение толерантности - это вовсе не слабость, а сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей ее стороны качество . 21,222 . Для многих из наших политиков это ответ на второй из сформулированных выше вопросов толерантность - категория далеко не пассивная, это не только уважение чужих - при отсутствии собственных личных - ценностей, но позиция, предполагающая расширение круга личных ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими культурами.

Так в понятие толерантности закладывается подтекст обогащения новым и иным культурным достояниям, социальным опытом.

Своеобразие данного определения отнюдь не сводится к откровенному прагматизму, ибо толерантные отношения возможны только на основе бескорыстного принятия другого человека, независимо от его культурного и социального уровня. О некоем коэффициенте полезного действия толерантности речи, разумеется, не идет тогда это уже псевдотолерантность. В Философском энциклопедическом словаре 34,87 оно определяется как терпимость к иного рода взглядам. Таковая является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции. Мы предполагаем, что это пояснение свидетельствует об активной позиции личности в таких процессах, как - познание и признание своего Я позиций, взглядов, мировоззрения и позиции другого гностический уровень - определение тактики поведения и диалога с другими конструктивный уровень - взаимодействие с другими при абсолютной автоматизации быть с другими и сохранять свое Я деятельностный уровень - анализ результатов взаимодействия аналитико-результативный уровень. Таким образом, понятие толерантности хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность.

Толерантность - не пассивная, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Национализм - идеология, ставящая в центр внимания свою нацию и её проблемы, отдающая национальному приоритет перед социальным. 5,113 Национальный эгоизм это уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.

Национальный эгоизм выступает зачастую причиной крупномасштабных конфликтов и войн. На индивидуальном уровне он создает затруднения при общении представителей разных культур и народов.

Групповая враждебность есть не что иное, как тонус общества или отдельных социальных групп. Групповая враждебность - это состояние напряженности, конфликта значительных социальных групп.

Враждебность может быть вызвана классовой или этнической напряженностью.

Любое употребление символа нации в политических целях и есть национализм. Однако, чтобы не углубляться в дебри политической семантики, в данной курсовой работе мы будем использовать более ограниченное определение национализма, данное Эрнестом Геллнером. Он утверждает, что национализм - это политический принцип, суть которого состоит в том, что политические и национальные единицы должны совпадать 28,78 каждая нация должна иметь свое собственное государство или хотя бы автономию в рамках другого государства, в одном государстве должны обитать преимущественно люди, принадлежащие к одной нации.

Эта формулировка оставляет вне сферы нашего внимания лишь очень немногие и весьма специфические разновидности национализма, к большинству которых этот термин можно применять только с оговорками. Национализм - это продукт современного западного общества, формирование которого началось примерно в XV-XVIвеках и которое сейчас, возможно, находится в стадии радикальной трансформации.

Понятие нации в его современной форме выдвигается на первый план Великой французской революцией. В 1789году Декларация прав человека и гражданина провозгласила национальный суверенитет в противовес суверенитету монарха. Таким образом, в современном языке понятие нации неразрывно связано с понятием государства. Термин национализм, даже в пределах уже данного нами определения, может иметь различную эмоциональную окраску.

Националистами часто называют не просто сторонников национально-государственного самоопределения, но тех из них, кто при этом выступает за насильственные методы, проповедуя идеи национального превосходства, нетерпимости к людям других национальностей. Иногда считают также, что национализму в таком значении этого слова противостоит патриотизм как мирная любовь к своей стране и преданность своему государству. Возможно также расширенное, нейтральное толкование термина в такой трактовке он применим как к борцам за освобождение от национального гнета, так и к их противникам, цель которых - интеграция, ассимиляция или даже уничтожение инородцев. Мы в рамках данной курсовой работы употребляем термин во втором - нейтральном - значении.

Границу между агрессивным национализмом и его более демократичными вариантами провести достаточно сложно, тем более что представители национально-освободительных движений очень часто сами называют себя националистами. Разница между национализмом угнетенных и национализмом угнетателей состоит в том, что первые стараются утвердить за своим локальным сообществом право называться нацией, а вторые это право отрицают или по крайней мере отказывают угнетенной нации в праве на политическую автономию. Однако при этом и те и другие придерживаются одного образа мысли, остаются в рамках националистического дискурса.

Национально-освободительные движения, стремящиеся к созданию собственного государства, слишком часто злоупотребляют национальной риторикой, пропагандируя ненависть к своим угнетателям как к нации.

Если они добиваются успеха, то на подконтрольной им территории начинают подвергаться притеснениям представители бывшей господствующей национальности. Однако нельзя и отказывать национально-освободительным движениям в поддержке, и разражаясь сентенциями вроде чума на оба ваши дома. Решение, на наш взгляд, состоит в том, что рассуждения о межнациональных отношениях необходимо вести в более широком контексте, не замыкаясь в рамках дискуссий о национализме.

Вопрос о самоопределении наций - это фактически вопрос о демократии, причем демократия здесь понимается в самом широком смысле как идеал общественного устройства, разделяемый всеми симпатичными нам политическими идеологиями - от классических либералов до анархистов. Можно сказать, что демократия - это самоуправление сообществ при условии защиты прав и свобод меньшинств. Важнейший момент состоит в том, что сообщество в данном случае нельзя определять априори, вне исторического контекста.

Единственный возможный критерий здесь - это самоидентификация членов предполагаемого сообщества. Эти тенденции не следует абсолютизировать слухи о смерти нации и национального государства уже не раз оказывались сильно преувеличенными. Национальное самосознание остается одним из фундаментальных фактов жизни человека в обществе. Но если наша цель - свобода и самоопределение личности, то вопрос об отношении к национализму для нас - это вопрос политической тактики, а не стратегии.

Вместе с тем в идеологическом отношении нужно соблюдать дистанцию от националистов, даже если это наши политические союзники. Многообразие мира не сводится к многообразию наций и этносов, и защита прав народов - это лишь небольшая часть битвы за права человека. I.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Принцип толерантности в адыгской народной педагогике и его значение при формировании личности ребенка

Причиной этого были названы прежде всего следующие факторы этнонациональные конфликты дискриминация в отношении меньшинств акты ксенофобии,… Возведенная на уровень коллективной и даже государственной позиции,… Нетерпимость выступает противником многообразия, которое составляет важнейший обогащающий фактор человеческого…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теоретические предпосылки формирования личности с учетом принципа толерантности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сущность принципа толерантности и его значение при формировании личности
Сущность принципа толерантности и его значение при формировании личности. Выводы, к которым мы пришли в предыдущем параграфе, позволяют обратиться к проблеме толерантности при формировании личности

Результаты предварительного опроса по выявлению уровня сформированности толерантности детей в начальных классах
Результаты предварительного опроса по выявлению уровня сформированности толерантности детей в начальных классах. Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. р

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги