Развитие вокально-национальной культуры в системе дополнительного образования

Оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты национальной культуры в вокальном творчестве 1. Русская песенная культура Поволжья 2. Значение пения как процесса формирования вокальной национальной культуры детей. Особенности детского голоса 24 Глава 2. Проблема вокального творчества детей в контексте национальных традиций 1. Методика вокальной работы в детской эстрадно-вокальной студии 32 2.2. Педагогические техники использования устно-песенного фольклора в работе с детским вокальным ансамблем 3. Авторская методика вокальной студии Соло , г. Ульяновск 51 Заключение 71 Список литературы 72 Приложения 76 Введение Утрата многими народами самобытных жанров и способов исполнительства лишает современный мир целых пластов музыки, искажает прочтение письменно зафиксированных фольклорных текстов, ведет к исчезновению специфической логики архаичных устных традиций.

В процессе естественной преемственности народной культуры ключевым является взаимодействие мастера и ученика, которые отличаются друг от друга не только возрастом и степенью мастерства, но также исторически изменяющимся типом фольклорного мышления.

В каждую эпоху новая реальность постепенно приводит к тем или иным изменениям в музыкальных представлениях молодого поколения исполнителей. Художественные новации не являются результатом осознанного стремления к обновлению стиля и форм, но возникают вследствие актуализации опыта предшествующих поколений в иных исторических условиях.

Традиционное сознание всегда находит некое практическое, конкретное решение проблемы старое-новое. В наши дни деревенский певец-мастер и его городской ученик участник фольклорно-этнографического ансамбля уже не находятся в едином пространстве и являются, по сути, представителями разных ветвей национальной культуры.

Такая разъединенность может иметь некоторые положительные стороны. Часто эта дистанция позволяет городскому человеку увидеть и почувствовать подлинно художественные явления народной культуры, контрастные письменной традиции города, тогда как сельский человек эти же явления может оценить как обыденные, не стоящие внимания. Наиболее устоявшейся формой общения учеников с мастерами пения с их становятся фольклорные экспедиции. Продуманные экспедиционные поездки необходимы для любого фольклорного коллектива, стремящегося к осознанию законов аутентичной музыки. Сложность современной ситуации состоит в том, что процесс угасания песенных традиций в деревенской среде приобретает массовый характер.

Постепенно и неуклонно уменьшается число исполнителей, владеющих музыкальным языком архаических жанров и форм, распадаются многолетние сложившиеся фольклорные деревенские певческие группы. Отыскать в селе слаженно звучащий ансамбль становится проблемой даже для профессиональных исследователей.

Кроме того, общение с народными исполнителями на протяжении длительного времени практически не осуществимо. Соответственно этому изменяется и отношение к экспедиционной работе. Жесткое требование обязательности экспедиции во многих коллективах сменяется обсуждением целесообразности каждой поездки. Ясно прослеживается предпочтение экспедициям, участники которых немало времени отводят расспросам о местных праздниках, обрядах, ремеслах, одежде и т.п то есть стараются познакомиться с различными сторонами локальной культуры.

Хороший результат дают поездки, в которых исполнители фольклорного коллектива являются участниками научной экспедиции, организованной фольклористами-исследователями. Все это значительно отличается от первых лет фольклористического движения, когда экспедиции исполнительского коллектива осуществлялись не только для записи новой информации, но и для близкого знакомства с народными исполнителями, совместного пения с ними. Однако большую часть времени ансамбль живет в городской среде отдельно от учителей, поэтому особенно актуальными становятся вопросы методики работы с материалами экспедиций и самостоятельное освоение певческого стиля локальной традиции безусловно, все собранные участниками ансамбля материалы должны быть осмыслены и систематизированы. Прежде чем попытаться изложить принципы и подходы к освоению локального певческого стиля, необходимо остановиться на структуре самого певческого коллектива, так как она непосредственно связана с певческим процессом.

Все вышеизложенное определяет актуальность выбора самостоятельной деятельности в контексте коммуникативных технологий обучения в качестве поля исследовательской работы.

Таким образом, цель дипломной работы - проанализировать развитие вокальной национальной культуры в системе дополнительного образования на примере вокальной студии Соло, г. Ульяновск. Задачи - рассмотреть теоретические аспекты национальной культуры в вокальном творчестве - выявить проблему вокального творчества детей в контексте национальных традиций - проанализировать методику вокальной работы в детской эстрадно-вокальной студии - сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные работы в области педагогики и психологии П.И. Пидкасистого, В.А. Крутецкого, Б.П. Есипова, Ю.М. Колягина, Я.А. Пономарева, теории и методики преподавания вокала В. А. Гусева, А Вейля, В.И. Мишина, А. Б. Василевского.

Глава 1. Теоретические аспекты национальной культуры в вокальном творчестве 1.

Русская песенная культура Поволжья

Численность народов Кавказа аварцы, чеченцы, даргинцы и др. Сравнительный анализ записей астраханских казачьих песен с собранием А... 152 , А.С.Ярешко - в 70-х годах XX в. Значение пения как процесса формирования вокальной национальной культу... Единую психологическую окраску, единый тембровый образ можно создать т...

Проблема вокального творчества детей в контексте национальных традиций

Метод упражнений В первый год обучения не следует петь репертуарные пр... Диапазон ограничен звуками до, -ре1. Динамический диапазон на различной высоте голоса. Улучшается духовное развитие детей, воспитывается их эстетическое отно... 42 1.