рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развитие качеств творческого мышления

Развитие качеств творческого мышления - раздел Педагогика, Развитие творческих способностей Развитие Качеств Творческого Мышления. Главной Педагогической Задачей ...

Развитие качеств творческого мышления.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектично¬сти и сис¬темности мышления.

Так как развитие именно этих качеств делает мышле¬ние гибким, оригинальным и продуктивным. Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых. Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным. Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро из¬влекать нужную информацию из памяти.

Ассоциативность очень легко приоб¬ретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специаль¬ные игры, способствующие развитию этого качества. Часто открытия рождаются при соединении казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппа¬ра¬тах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоре¬чия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать про¬блемы. Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышле¬ния. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалек¬тического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В част¬ности анализ трудов Выгодского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.

Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются: 1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении; 2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия; 3. Формирование умения разрешать противоречия; И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это систем¬ность. Системность – это способность видеть предмет или явление как целост¬ную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многооб¬разии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явле¬ниях и законах развития. Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с дру¬гими системами.

Системное мышление познает закономерности при разви¬тии сис¬темы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к бу¬дущему. Системность мышления развивается корректным анализом систем и спе¬циальными уп¬ражнениями.

Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте: 1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему разви¬вающеюся во времени; 2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что лю¬бой предмет многофункционален. 2.3 Развитие творческого воображения. Вторым направлением формирования творческих способностей дошко¬льников развитие воображения. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жиз¬нен¬ного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ра¬нее вос¬принятого.

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно по¬могает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует пред¬ставление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого вообра¬жения. Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития вооб¬ражения.

На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольни¬ков может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображе¬нии существовало в прошлом и у психологов. Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский до¬казал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобрете¬ния им определенного опыта.

С. Выготский утверждал, что все образы вообра¬жения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатле¬ниях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи вооб¬ражения с действительностью заключается в том, что всякое создание вообра¬жения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека" . Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.

Педагоги¬ческий вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, за¬ключается в необходимо¬сти расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные ос¬новы для его творческой деятельности. Чем больше ре¬бенок видел, слышал и пе¬режил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продук¬тивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители бе¬седуют с ре¬бенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет инте¬реса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.

Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано на¬чинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, ко¬торыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любо¬пытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсе¬гда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность де¬тей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям: 1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познава¬тельную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружаю¬щей действительности, тем шире возможности для возник¬новения и закрепле¬ния у них устойчивых познавательных интересов. 2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникно¬вения устойчи¬вых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действи¬тельности. У него должно возникнуть положительное эмоцио¬нальное отношение к новому.

Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрос¬лыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-ни¬будь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним люби¬мую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастно¬сти к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и спо¬собствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих си¬туациях сле¬дует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно до¬биться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний.

Нужно задавать ребенку вопросы, побу¬ждающие к актив¬ному размышлению. Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития твор¬ческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творче¬скому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение исполь¬зовать накопленную информацию в своей деятельности.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только та¬кими осо¬бенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять пред¬ставления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неуме¬ние управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. По¬этому важ¬нейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направлен¬ности воображения.

У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он соз¬даёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ре¬бенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой це¬лью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллектив¬ное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предло¬жений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сю¬жета, по¬мочь детям завершить задуманное.

Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочинен¬ные ребен¬ком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произ¬ведений. С целью определения уровня развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте 10 декабря и 15 декабря 2002 года нами была проведена их диагностика у дошкольников д/с «Солнышко» ЮЗАО Москвы.

Для исследования нами были использованы экспресс методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова (см. При¬ложение 1). С помощью этих методик мы составили оперативный констатирую¬щий микросрез творческого развития каждого ребёнка по всем его основаниям. Критерий для выделения оснований – вычлененные авторами универсальные творческие способности: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно – преобразовательный характер творческих реше¬ний, детское экспериментирование.

Каждая из методик позволяет фиксировать значи¬мые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ре¬бенка. Проведя диагностику, мы получили следующие результаты (см. Прило¬жение 2). Развитие реализма воображения у 61,5% детей находится на низком уровне, и у 38,5% детей – среднем.

Развитие такой способности как надситуативно-преобразова¬тельный характер творческих решений у 54% детей - на низком уровне, у 8% - на среднем уровне, и 38% детей - на высоком. Способность видеть целое раньше частей у 30% детей развита на среднем уровне и у 70% детей на высоком. Анали¬зируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложе¬ния. У детей этой группы плохо развито творческое воображение. Следует сразу же cказать, что эта группа занимается по развивающей программе "Радуга", но специальная работа по развитию воображения с детьми не ведется.

Однако психологи и педагоги, занимающиеся анализом программ дошкольного воспита¬ния, давно говорят о том, что в них фактически не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие дет¬ского воображения. В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития. Это подтвердила и проведенная нами диагностика.

Из всего выше, сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специ¬альную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса. В каких формах может осу¬ществляться эта работа Конечно, наилучший вариант – это введение специальной программы за¬нятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось боль¬шое количество методических разработок таких занятий.

В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс "Развитие Творческого Воображения" (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера. Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учре¬ждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей. Кроме того, можно предложить ме¬тодику развития детского воображения О.М. Дьяченко ни Н.Е. Вераксы, а также спе¬циальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заи¬кой. Если нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно пред¬ложить на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы заня¬тий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей.

Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, разви¬тию речи нужно давать детям задания творческого характера. Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях.

Ог¬ромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это дейст¬вие с раз¬личными предметами.

На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предостав¬ляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в ко¬торые они играют.

И если дети изо дня в день играет в одни и те же "дочки – матери" или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру. Кроме того, для развития воображения и творческих способностей су¬ществуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от за¬нятий время.

Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным , О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой. Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать вос¬пита¬тели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумы¬вание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.

Говоря о развитии детского воображения с помощью сказки, нельзя не вспомнить замеча¬тельную книгу Дж. Родари " Грамматика фантазии ". Результаты диагностирования также показывают, что у многих детей надо раз¬вивать такую творческую способность как надситуативно-преобразовательный харак¬тер творческих решений. Для развития этой способности перед детьми необходимо ста¬вить различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать опти¬мальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу.

Взрослые должны всячески поощрять творческий подход де¬тей к решению любой проблемы. Развитие рассматриваемой способности тесно связано с фор¬мированием диалектичности мышления. Поэтому игры и упражнения на формирование диалектичности мышления могут быть использованы для развития разбираемой способно¬сти. Не¬которые упражнения на развитие диалектичности мышления приведены в Прило¬жении 4. Результаты диагностики творческого потенциала детей выявили хорошее раз¬витие способности видеть целое раньше частей.

И этот результат закономе¬рен, т.к. одной из особенностей детского мировосприятия является его целостность, ре¬бенок всегда видит целое раньше частей. Однако очень скоро дети теряют эту спо¬собность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Так как при изучении какого-либо предмета или явления воспитателю предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и лишь затем раскрывать его целостный образ.

Однако форсирование ана¬литической тенденции в познавательном развитии дошкольников может приводить к существенному снижению их творческих способностей. Имеются данные, что страхи и другие негативные переживания у аффективных детей напрямую связаны с их не¬умением видеть целое раньше частей, т.е. улавливать в отдельных событиях смысл, за¬даваемый контекстом целостной ситуации.

Отсюда вытекает необходимость раз¬вития у дошкольников системности мышления. Это качество развивается корректным анализом систем и специальными играми, некоторые из которых приведены в При¬ложении 5. Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось под¬черкнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны роди¬телей, тем более, если это касается педагогики творчества.

Поэтому целесообразно проводить специ¬альные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, по¬чему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необ¬хо¬димо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме. Мы считаем, что предложенные выше меры будут способствовать более эф¬фективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Развитие творческих способностей

Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым… В наше время ситуация коренным образом изменилась.Жизнь в эпоху… Если учесть тот факт, что доля умст¬венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие качеств творческого мышления

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятия творчество и творческие способности
Понятия творчество и творческие способности. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде¬ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень час

Компоненты творческих способностей
Компоненты творческих способностей. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя

Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей
Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей. Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во¬просе о том, когда, с какого возраста следует развивать

Условия успешного развития творческих способностей
Условия успешного развития творческих способностей. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является соз¬дание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На ос¬

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги