рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развитие творческих способностей

Развитие творческих способностей - раздел Педагогика, Введение 3 Глава 1. Проблема Творчества И Творческих Способностей В Современн...

Введение 3 Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии 1.1 Понятия творчество и творческие способности 1.2 Компоненты творческих способностей 1.3 Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей. 8 Глава 2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте. 2.1 Условия успешного развития творческих способностей. 2.2 Развитие качеств творческого мышления. 2.3 Развитие творческого воображения. 13 Заключение 20 Приложение 22 Приложение 26 Приложение 27 Приложение 28 Приложение 30 Библиография 31 Введение Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове¬ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей.

Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста¬новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст¬вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Если учесть тот факт, что доля умст¬венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

Ведь все культурные ценности, накопленные человече¬ством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече¬ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Цель данного исследования - изу¬чение проблемы развития креативных способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание ко¬торых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родите¬лей. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи: - Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы. - Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей. - Определение основных направлений н педагогических задач по развитию креативных способностей в дошкольном возрасте. - Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей детей. - Выявление эффективности форм, методов н прижимов развития креативных способностей на основе анализа и обобщения передового педагогиче¬ского опыта.

В данной курсовой работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования. 1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме. 2. Диагностика творческих способностей детей. 3. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творче¬ских способностей детей. Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматри¬вается проблема компонентов творческого потенциала человека, и на основе анализа различных точек зрения на эту проблему, делается попытка определить универсальные твор¬ческие способности человека.

В этой главе также рассматривается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих способностей детей.

Вторая глава посвящена проблемам эффективного развития творческих способностей.

В ней рассматриваются условия, необходимые для успешного развития творческих способностей, определяются основные направления и педагогические задачи по раз¬витию творческого потенциала дошкольников. Во второй главе также анализируются ре¬зультаты диагностики творческих способностей дошкольников, и предлагается комплекс мер, направленный на оптимизацию процесса развития этих способностей в дошкольных уч¬реждениях.

Глава 1.

Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии

Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии 1.1

Понятия творчество и творческие способности

Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность зак... Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человечес... Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предо... 1.2 . Понятия творчество и творческие способности.

Компоненты творческих способностей

Синельников, ос¬новываясь на широком историко-культурном материале (ис... Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту. Люди, обладающие таким ти¬пом мыш¬ления, при решении какой-либо пробле... 1.3 . Такие люди склонны образовывать новые комбина¬ции из элемен¬тов, котор...

Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей

Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия ... Борис Павлович Ники¬тин, в течение многих лет занимающийся проблемой р... . Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способ... Оно еще не задав¬лено догмами и стереотипами, оно более независимо.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте . 2.1

Условия успешного развития творческих способностей

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка являет... Дело в том, что способности разви¬ваться тем успешнее, чем чаще в свое... У ребенка закатился далеко под диван мяч. Важно постоянно сти¬мулировать ребенка к творчеству проявлять со¬чувст... Оказывается (и педагогическая практика до¬казывает это), если подобрат...

Развитие качеств творческого мышления

Так же существуют специаль¬ные игры, способствующие развитию этого кач... Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия; 3. Альтшуллера. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Говоря о развитии детского вооб... Развитие рассматриваемой способности тесно связано с фор¬мированием ди...

Заключение

Заключение Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенно¬сти, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой дея¬тельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих спо¬собностей в дошкольном возрасте являются: 1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характе¬ризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направлен¬ность. 2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышле¬ния. Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необ¬ратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошко¬льном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Такими условиями являются: 1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей. 2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка. 3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возмож¬ностей. 4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д. 5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями.

Необходима целена¬правленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно су¬щест¬вующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направ¬ленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей.

Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не дости¬гают высокого уровня развития. Это подтвердили и результаты диагностики творческих способ¬ностей четырех-пятилетних дошкольников д/с «Солнышко» ЮЗАО Москвы. Самые низкие результаты дала диагностика творческого во¬ображе¬ния. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для раз¬вития этого компонента творческих способностей.

Для исправления сущест¬вующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффек¬тивное развитие творческих способностей дошкольников: 1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей. 2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи да¬вать детям задания творческого характера. 3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей. 4. Использование специальных игр, развивающих творческие способ¬ности детей. 5. Работа с родителями.

Приложение 1 Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев) 1. Методика" Солнце в комнате" Основание. Реализация воображения. Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответ¬ствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится че¬ловечек и солнце; карандаш. Инструкция к проведению. Психолог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. По¬смотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей из¬ображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нари¬совано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правиль¬ной". Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объ¬яснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.

Обработка данных. В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе: 1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", " Картинку исправлять не нужно") - 1 балл. 2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить сол¬нышко) -2 балла. 3. Содержательное устранение несоответствия: а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла. б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла. 4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от дру¬гих, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нари¬совать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов. 2. Методика "Складная картинка" О с н о в а н и е. Умение видеть целое раньше частей.

Ц е л ь. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

М а т е р и а л. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см) Инструкция к проведению. Психолог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту кар¬тинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслу¬шав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: " Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка рас¬правля¬ется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос.

Всего при¬меняется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка". Обработка данных. В ходе обследования ребенка психолог фиксирует об¬щий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществля¬ется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла.

Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов: 1. Отсутст¬вие ответа, не¬принятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет", " Так не бы¬вает") - 1 балл. 2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находя¬щихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла. 3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых компози¬ций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д 3 балла.

Некото¬рые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, кото¬рую прини¬мает картинка при складывании (" Утка стала домиком", "Стала по¬хожа на мос¬тик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла. 3. Методика "Как спасти зайку" Основание.

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на прео¬бразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги. Инструкция к проведению. Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый ша¬рик и лист бумаги.

Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчи¬ком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут на¬чался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?" Обработка данных.

В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе. Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл. Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега.

В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла. Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка.

Оценка – 3 балла. 4. Методика "Дощечка" Основание. Детское экспериментирование. Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами. Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см) Инструкция к проведению. Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе.

Психолог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать". Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?" Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам. Обработка данных.

При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается. Приложение 2. Результаты диагностики универсальных творческих способностей дошкольников (в баллах) д/с «Солнышко» ЮЗАО Москвы группа «Радость» Фамилии детей Реализм воображения Min 1 балл Max 5 баллов Способность видеть целое раньше частей Min 5 баллов Max 15 баллов Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений Min 1 балл Max 3 балла Экспериментирование Беляева Людмила 2 15 1 10 Бородай Владимир 3 10 1 16 Вакулов Павел 3 10 3 13 Елисеев Сергей 2 12 3 16 Еремина Александра 2 15 3 14 Жидких Станислав 2 10 1 24 Кольцова Евгения 3 15 1 6 Лапина Юлия 1 15 1 10 Макарова Анна 2 13 3 13 Никитин Алексей 3 15 1 17 Прокопова Ксения 1 14 3 8 Симакова Анастасия 3 15 1 17 Уразова Анна 2 10 2 10 Общие результаты диагностики универсальных творческих способностей по группе Способности Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Реализм воображения 61,5% 38,5% 0% Способность видеть целое раньше частей 0% 30% 70% Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений 54% 8% 38% Приложение 3. Игры на развитие ассоциативности мышления Игра "Что на что похоже " 3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры догова¬риваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и веду¬щий на¬чинает: "То, что я загадал похоже на " и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадав¬ший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий пред¬мет для ассоциации. "Сюрреалистическая игра " (рисунок в несколько рук) Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого набро¬ска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка. "Волшебные кляксы " Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа вылива¬ется не¬много чернил или туши и лист складывают пополам.

Затем лист разво¬рачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят.

Какие пред¬метные изо¬бражения они видят в кляксе или её отдельных частях.

Выигрывает тот, кто на¬зовёт больше всего предметов.

Игра "Словоассоциации" Взять любое слово, например, батон.

Оно ассо¬цииру¬ется: - с хлебобулочными изделиями. - с созвучными словами: барон, бекон. - с рифмующимися словами: кулон, салон. Создать как можно больше ас¬социа¬ций по предложенной схеме. Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать на что похожи облака, лужи на ас¬фальте, ка¬мушки на берегу. Приложение 4. Игры на развитие диалектичности мышления.

Игра "Хорошо - Плохо" Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вы¬зы¬вающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положи¬тельные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш. - Нравится, что красный.

Не нравится, что тонкий. - Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уко¬лоться. - Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается. Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. На¬пример, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал. Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъ¬ективной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1. Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положитель¬ных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в кото¬рые ста¬вятся эти объекты и явления.

Например: громкая музыка. - Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.

Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно ("драка", "дружба", "мама"). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при кото¬ром для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объ¬ект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например: - Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот; - Живот болит - это хорошо, можно в детский сад не ходить; - Сидеть дома - плохо, скучно; - Можно пригласить гостей - и т.д. Одним из возможных вариантов игры "Хорошо - плохо" стала может быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количест¬венных измерений в качественные.

Например, конфеты: если съесть одну кон¬фету - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить. Желательно, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала частью повседневной жизни ребенка.

Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном. Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет вы¬работка у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть ре¬бёнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий - (?) тол¬стый, ленивый - (?) трудолюбивый, острый - (?) тупой. Затем можно взять лю¬бую пару слов, например, острый - тупой, и попросить детей найти та¬кой объ¬ект, в котором эти свойства присутствуют одновременно.

В случае "острый - тупой " - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На по¬следнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать про¬тиворе¬чия, используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий (всего их более сорока). Приложение 5. Системность мышления Игра "Теремок" Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, ка¬стрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Сле¬дующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если ска¬жет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина.

Если просится ре¬бёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инстру¬мент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине. "Собери фигурки" Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фи¬гурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготав¬лива¬ются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сло¬жить из этих фигурок: собачка, домик, машина.

Ребёнку показывают кар¬тинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Пред¬меты на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигу¬рок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали. "Нелепицы" Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой кар¬тинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает.

Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

Библиография

Библиография 1. Березина В.Г Викентьев И.Л Модестов С.Ю. Детство творческой личности СПб 1994. 2. Богат В Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) Дошкольное воспитание. 1994 №1. стр. 17-19. 3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества Дошкольное воспитание. 1982 №11. стр. 32-38. 4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество Вопросы пси¬холо¬гии 1990 №4. стр. 5-9. 5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте СПб 1997. 6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т том 1 М 1992. 7. Дьяченко О.М Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает М 1994. 8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей Дошкольное воспита¬ние 1967 №12. стр. 73-75. 9 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. – Пенза, 2001. 10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения Вопросы пси¬хологии 1993 №2. стр. 54-58. 11. Крылов Е. Школа творческой личности Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20. 12. Кудрявцев В Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диаг¬ностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69. 13. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск, 1993. 14. Лук А.Н. Психология творчества. -М, 1978. 15. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником Рига, 1994. 16. Нестеренко А. А. Страна сказок.

Ростов-на-Дону 1993. 17. Никитин Б Никитина Л. Мы, наши дети и внуки М 1989. 18. Никитин Б. Развивающие игры М 1994. 19. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике До¬школьное воспитание. -1989 №6. стр. 69-72. 20. Полуянов Д. Воображение и способности. - М 1985. 21. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников До¬школь¬ное воспитание 1996 №5. стр. 21-27. 22. Шустерман М.Н Шустерман З.Г ВдовинаВ.В. " Поваренная" книга воспи¬тателя Нориль.

– Конец работы –

Используемые теги: развитие, творческих, способностей0.057

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие творческих способностей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Развитие творческих способностей детей в дошкольном возрасте
Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали… В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху… Если учесть тот факт, что доля умст¬венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть…

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного
Это вопрос о развитии умственных способностей человека, об его одаренности.И самое главное — какое влияние на эти способности оказывает развитие… Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходиться говорить о… В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по…

Развитие творческих способностей учащихся
Подавляющее большинство задач о пространственных формах и количественных отношениях реального мира сводится к решению различных видов уравнений и… Овладевая способами их решения, мы находим ответы на различные вопросы из… Проблема организации устного опроса является актуальной для учителей всех школьных предметов, в том числе и для…

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей… Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский,…

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы
Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения. Мы живем в мире продуктов человеческого творчества открытий, изобретений,… Ситуация нового времени, а мы, волей судьбы, оказались в числе живущих на рубеже веков и тысячелетий, в стремительно…

Программа курса "Развитие творческих способностей детей" для обучения студентов филологических факультетов и отделений педагогических учебных заведений
Различные творческие объединения детей собирают под крыло творческих единомышленников, направляют поток их фантазии и вдохновения в нужное русло,… Целью данного курса является становление готовности учителя-словесника к… Реализация курса предусматривает решение следующих задач 1. Формирование представлений о психологических основах и…

Развитие творческих способностей ребенка
Убийство неповторимой индивидуальности, убийство творческого начала убийство Моцарта в каждом из нас, говоря словами Сент-Экзюпери, продолжает… Не будем закрывать на это глаза. Зачем обманывать самих себя Георги Данаилов… Среди подростков талантов значительно меньше. А талантливые взрослые это скорее исключение чем правило.Что происходит…

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали… Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и… Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством результат творческой деятельности людей. И то, насколько…

Развитие творческих способностей: психогенетика креативности
А.М. Анисов определяет креативность, как «способность создавать новое» [1]. Дж. Гилфорд считает, что креативность и творческий потенциал могут быть… В психологических исследованиях под креативностью обозначают комплекс… В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от…

Развитие способности к символизации в познавательном развитии дошкольников
Важно изучать данное направление в связи с тем, чтобы еще в детском возрасте иметь возможность развивать и корректировать способности к… Эта способность, по мнению Л.С. Выготского, является основой взаимодействия с… ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИМВОЛИЗАЦИИ( СИМВОЛА): Дошкольный возраст- это возраст образных форм сознания . Основными средствами,…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам