Развитие творческих способностей детей в дошкольном возрасте

Содержание Введение 3 Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии 1.1 Понятие творчество и творческие способности 1.2 Компоненты творческих способностей 1.3 Проблема оптимальных сроков начала развития творческих Способностей 10 Глава 2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте 2.1 Условия успешного развития творческих способностей детей 12 2.2 Развитие качеств творческого мышления 2.3 Развитие творческого воображения 17 Заключение 24 Приложения 26 Список литературы 35 Содержание Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове¬ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена.

Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста¬новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст¬вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Если учесть тот факт, что доля умст¬венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человече¬ством – результат творческой деятельности людей.

И то, насколько продвинется вперед человече¬ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Цель данного исследования - изу¬чение проблемы развития креативных способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание ко¬торых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родите¬лей. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи: - Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы. - Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей. - Определение основных направлений н педагогических задач по развитию креативных способностей в дошкольном возрасте. - Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей детей. - Выявление эффективности форм, методов н прижимов развития креативных способностей на основе анализа и обобщения передового педагогиче¬ского опыта.

В данной курсовой работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования. 1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме. 2. Диагностика творческих способностей детей. 3. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творче¬ских способностей детей. Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматри¬вается проблема компонентов творческого потенциала человека, и на основе анализа различных точек зрения на эту проблему, делается попытка определить универсальные твор¬ческие способности человека.

В этой главе также рассматривается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих способностей детей.

Вторая глава посвящена проблемам эффективного развития творческих способностей.

В ней рассматриваются условия, необходимые для успешного развития творческих способностей, определяются основные направления и педагогические задачи по раз¬витию творческого потенциала дошкольников. Во второй главе также анализируются ре¬зультаты диагностики творческих способностей дошкольников, и предлагается комплекс мер, направленный на оптимизацию процесса развития этих способностей в дошкольных уч¬реждениях. Глава 1.

Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человечес... 1.2 . Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятель¬ность человека,... Понятия творчество и творческие способности Анализ проблемы развития т... Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике...

Компоненты творческих способностей

Лёгкость генерирования идей. Гибкость в мышлении и действиях. 4. Богатое воображение. 8.

Проблема оптимальных сроков начала развития творческих Способностей

Также сущест¬вует гипотеза, что развивать творческие способности необх... рост количества клеток мозга и анато¬мических связей между ними зависи... Борис Павлович Ники¬тин, в течение многих лет занимающийся проблемой р... Разрыв во времени между моментом созре¬ва¬ния структур, необходимых фо... И от того, насколько были использо¬ваны эти возможности, во многом буд...

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Условия успешного развития творческих способностей. Никитина /18, 15, 16/, и Л.Кэррола /9, 38-39/, мы выделили шесть основ... Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка являет... Роди¬тели не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, есл... Важно постоянно сти¬мулировать ребенка к творчеству проявлять со¬чувст...

Развитие качеств творческого мышления

Однако станет ли такое детское любо¬пытство устойчивым познавательным ... При¬ложение 1). РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышлен... Дьяченко ни Н.Е. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, пл...

Заключение

Заключение Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенно¬сти, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой дея¬тельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих спо¬собностей в дошкольном возрасте являются: 1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характе¬ризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направлен¬ность. 2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышле¬ния. Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.

К сожалению, эти возможности с течением времени необ¬ратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошко¬льном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: 1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей. 2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка. 3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возмож¬ностей. 4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д. 5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целена¬правленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно су¬щест¬вующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направ¬ленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей.

Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не дости¬гают высокого уровня развития. Это подтвердили и результаты диагностики творческих способ¬ностей четырех-пятилетних дошкольников э/ц «Букваренок» ДДК го¬рода Тольятти. Самые низкие результаты дала диагностика творческого во¬ображе¬ния. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для раз¬вития этого компонента творческих способностей. Для исправления сущест¬вующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффек¬тивное развитие творческих способностей дошкольников: 1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей. 2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи да¬вать детям задания творческого характера. 3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей. 4. Использование специальных игр, развивающих творческие способ¬ности детей. 5. Работа с родителями.

Приложение 1 Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев) 1. Методика" Солнце в комнате" Основание.

Реализация воображения. Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответ¬ствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится че¬ловечек и солнце; карандаш. Инструкция к проведению. Психолог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. По¬смотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей из¬ображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нари¬совано в комнате.

Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правиль¬ной". Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объ¬яснить, что нужно сделать для "исправления" картинки. Обработка данных. В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе: 1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл. 2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить сол¬нышко) -2 балла. 3. Содержательное устранение несоответствия: а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - " Солнышко на улице") -3 балла. б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла. 4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от дру¬гих, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нари¬совать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов. 2. Методика "Складная картинка" О с н о в а н и е. Умение видеть целое раньше частей.

Ц е л ь. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

М а т е р и а л. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см) Инструкция к проведению. Психолог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту кар¬тинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслу¬шав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка рас¬правля¬ется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос.

Всего при¬меняется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", " домик", "труба", "гармошка". Обработка данных. В ходе обследования ребенка психолог фиксирует об¬щий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществля¬ется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка.

Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов: 1. Отсутст¬вие ответа, не¬принятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет", "Так не бы¬вает") - 1 балл. 2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находя¬щихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", " Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла. 3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых компози¬ций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д 3 балла. Некото¬рые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, кото¬рую прини¬мает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала по¬хожа на мос¬тик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла. 3. Методика "Как спасти зайку" Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на прео¬бразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги. Инструкция к проведению. Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый ша¬рик и лист бумаги.

Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчи¬ком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут на¬чался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?" Обработка данных.

В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе. Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл. Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега.

В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла. Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала.

Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла. 4. Методика "Дощечка" Основание. Детское экспериментирование. Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами. Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см) Инструкция к проведению.

Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать". Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?" Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: " Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам. Обработка данных.

При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается. Приложение 2. Результаты диагностики универсальных творческих способностей дошкольников (в баллах) э/ц «Букварёнок» ДДК (г. Тольятти) группа «Радость» Фамилии детей Реализм воображения Min 1 балл Max 5 баллов Способность видеть целое раньше частей Min 5 баллов Max 15 баллов Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений Min 1 балл Max 3 балла Экспериментирование Беляева Людмила 2 15 1 10 Бородай Владимир 3 10 1 16 Вакулов Павел 3 10 3 13 Елисеев Сергей 2 12 3 16 Еремина Александра 2 15 3 14 Жидких Станислав 2 10 1 24 Кольцова Евгения 3 15 1 6 Лапина Юлия 1 15 1 10 Макарова Анна 2 13 3 13.