рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Знания и труд - основа мышления

Знания и труд - основа мышления - раздел Педагогика, Развитие творческого мышления в практике обучения Знания И Труд - Основа Мышления. Беру На Себя Смелость Предположить, Ч...

Знания и труд - основа мышления.

Беру на себя смелость предположить, что и талант, и предрасположение к творчеству в решающей мере тоже предопределены генетически. Человек еще не родился, а членство его в союзе композиторов уже записано в его генетическом коде в такой обнаженной форме высказал свою точку зрения одаренный популяризатор науки в дискуссии под названием Всем ли быть творцами? 3.стр42 В храме творчества скамеек всегда меньше, чем желающих разместиться на них Призвание человека в том, чтоб развить свои истинные потенции. Важно, какие способности достались тебе в жизни. Миф творцами быть хорошо, а не творцами - плохо.

В истории не существовало раньше представления об исключительной почетности или выгодности творческого труда . 3,стр.51 В истории, конечно, раньше такого представления не существовало - в этом автор статьи под афористичным названием Власть мифа прав. Но на то она и история, чтобы менять представления о престижности той или иной человеческой деятельности.

Так же как и о возможностях самого человека, творящего эту самую историю своими руками. Наука о мышлении писал Ф.Энгельс в Диалектике природы как и всякая другая наука, есть историческая наука, наука об историческом развитии человеческого мышления. А это имеет важное значение также и для практического применения мышления к эмпирическим областям. Ибо, во-первых, теория законов мышления отнюдь не есть какая-то раз навсегда установленная вечная истина, как это связывает со словом логика филистерская мысль . 14,стр65 Эмпирический здравый смысл на природу человеческой одаренности и таланта стойко держит свои позиции.

Очевидность, наглядность различий в творческих способностях людей застилают глаза на истинные причины этих различий, а следовательно, тормозят решение важнейшей задачи современности - воспитание творческих способностей. Известный генетик академик Н.Дубинин утверждает, что никто еще не смог доказать, будто различия нормальных людей по интеллекту зависят от генов.

По мнению Н.Дубинина, никаких генов духовного содержания личности не существует и существовать не может человеческая психика формируется под влиянием общественно-исторического опыта. 5,стр23 Человеческий мозг и биологическое тело человека универсальны. Эта универсальность и служит предпосылкой способности всех нормальных людей к неограниченному духовному развитию. Ложные представления о связи генетического и социального, считает П.Рокицкий, покоятся на некорректных попытках своеобразие социального развития индивида выдать за генетическую предопределенность.

Но даже серьезные физические недостатки отсутствие зрения, слуха, речи, как показывают психологические исследования, при определенных условиях компенсируются целенаправленным воспитанием. Фатальности нет даже для слепоглухонемого от рождения ребенка. 1.стр23 Ибо его развитие определяется не анатомо-физиологическими задатками неспецифическими и универсальными по отношению к любым способностям и даже не просто социальной средой, задающей нормы культуры и способы овладения ими, а деятельностью самого человека.

Психологическая наука подтверждает своими исследованиями личность формируется в той мере, в какой проявляет активность. Ребенка могут окружать с детства величайшие творения человеческой мысли, но если он не осуществит по отношению к этим творениям работы собственной души, он так и останется невеждой. В том, что человек творит себя в своей деятельности суть ответственности человека перед самим собой и перед обществом.

Прямолинейный биологический или социологический детерминизм снимает с него эту ответственность. Как показывают социально-психологические исследования, такая научная позиция вполне устраивает некоторых закоренелых тунеядцев. Если им приходится держать ответ за свои антиобщественные действия, они ссылаются на якобы плохую наследственность в век средств массовой информации грамотными становятся все, а другие, становясь в позу, демагогически требуют а вы перевоспитайте меня В самотворении человека - ответ на вопрос о великом разнообразии человеческих способностей.

Очевидные факты появления одаренных людей с высоким общим уровнем интеллектуального развития вне системы обучения свидетельствуют лишь о той простой истине, что жизненная практика шире любой системы образования. Разумное начало нужно ведь не только в решении теоретических задач, но и в повседневной жизни.

Здесь отражается общая современная тенденция, когда стихийно воспитываются способности, которые мы должны научиться формировать целенаправленно. Прав был поэтому С.Рубинштейн, который считал, что при отрыве от родовых свойств человека а таким родовым свойством является его способность к труду вообще выдающиеся способности неизбежно мистифицируются и путь для их изучения обрывается. Изучению различий надо предпослать изучение природы общечеловеческих задатков. Тогда и талант будет понят не как количественное различие в уровнях людей, а как качественно новое свойство психики, связанное с коренным, принципиальным изменением в типе и характере труда - пишет Э.Ильенков Это качество - результат гармонического и всестороннего развития человека личности, сосредоточенной на решении больших, общественно значимых задач . 6,стр.34 То есть талант воспитывает не всякий труд, а только тот, где есть действительные возможности творческой самостоятельности.

Труд органично связан с творчеством, как дыхание с кислородом.

И если человека лишают этого кислорода, то виновата в этом не природа, а исторические обстоятельства, в которых он живет. В творческом труде как раз и обнаруживаются не случайные различия между людьми, а подлинно человеческие. Они лежат не в генетической обусловленности способных - неспособных, а в сущности самовыражения личности как уникальной, ни на что не похожей. В творческом труде человек создает и внешний уникальный новый, небывалый до него продукт, и собственную индивидуальность непохожесть, небывалость. Нетворческий, рутинный труд стесывает индивидуальность, ограничивает возможности ее внутреннего развития.

И тогда различия переносятся вовне - в одежду, в манеру поведения, в моду. В основе таланта лежит тяжелый труд. Но эту каторгу настоящего труда ни на что не променяют люди, познавшие ее вкус. Я столяр Вооруженный топориком, долотом и стамеской, с рубанком в руках, я царю за моим верстаком, над дубом узлистым, над кленом лоснистым Сколько в них дремлет форм, таящихся и скрытых! Чтобы разбудить спящую красавицу, стоит только, как ее возлюбленный, проникнуть в древесную глубь Радость разума, который повелевает силами земли, который запечатлевает в дереве, в железе и в камне стройную прихоть своей благородной фантазии утверждал роллановский Кола Брюньон.

Для поэта творчество, конечно не миф. Его не удовлетворяет внешняя поверхностная форма существования недаром еще Шекспир утверждал Сведя к необходимости всю жизнь, и человек сравняется с животным. Он понимает и чувствует, что за ней лежат истинные причины, закономерности. Он хочет проникнуть в механизм процесса во всем. Сквозь обманчивый глянец оболочки заглянуть внутрь вещи, не скрывая детского желания сломать игрушку, чтобы узнать, что есть внутри. .Таким образом, действительная проблема заключается не в способности или неспособности людей овладеть достижениями культуры.

А в том, чтобы каждый человек получил практическую возможность вступить на путь ничем не ограниченного развития.

Обществу XXI века нужны творцы во всех сферах жизни, люди с активной жизненной позицией. Найти пути воспитания таких людей - важнейшая задача психологической и педагогической науки. И они будут найдены, ибо ничто так не способствует развитию науки, как действительные потребности общества. Афоризм Декарта Мыслю, следовательно, существую уже сегодня можно было бы выразить по-иному Разумно мыслю, действую, творчески преобразую мир и самого себя на благо Человека, следовательно, действительно существую на нашей прекрасной Земле. Творческий уровень знаний-это такие знания и умения, которые приобретены в ходе самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

Приемы мышления, которые обеспечивают этот уровень знаний, также являются творческими ученики определяют тему и задачи работы, формулируют гипотезу и план поиска, осуществляют поиск, обосновывают гипотезу, превращая ее в решение, вывод, затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня достигаются эвристическими и исследовательскими методами, которые и побуждают учащихся к самостоятельной творческой деятельности изучение истории родного села улицы, колхоза, завода, творческого пути писателя-земляка, написание сценария ученического кинофильма, комментариев к диа кино фильму, дикторского текста и т. п. Этот уровень достигается, как правило, в старших классах.

А в средних и младших возможны лишь элементы исследования. Поэтому нельзя без необходимого багажа опорных знании и приемов приступать к освоению высшего уровня знаний-творческого.

На этом уровне вся цепочка мыследеятельности актуализируется для решения проблем, выполнения исследований. Например, к обобщающему уроку на тему Как жили древнейшие люди ученики могут прочитать замечательную книгу Димитра Ангелова Когда человека не было М 1969 . Художественно выписанные живые сцены жизни дополнят систему обобщенных знании учащихся на данную тему. Учитель может составить познавательные задачи по этой книге или каким-либо другим источникам, провести на их основе обобщающий урок. Мыслительная деятельность учащихся на таком уроке при условии соблюдения принципа оптимальности будет творческой деятельностью. 1,стр54 Учителю важно понимать взаимосвязь закономерностей мыследеятельности и уровней усвоения знаний чем выше программируемый уровень знаний, тем более отработанной должна быть вся цепочка исходных, тактических приемов мыследеятельности.

Знания должны возбуждать активную мыследеятельность, быть проблемными, т. е. такими, которыми ученики овладели в результате разрешения каких-то проблем или которые ученики используют для решения проблем, побуждающих к поиску.

Такие знания должны актуализироваться учителем в проблемной ситуации. Например, обыденное знание Листья дерева зеленые еще проблемным не является, но оно станет проблемным, если поставить вопрос Почему листья дерева зеленые предложить познавательную задачу или задание. В практике отработано немало действенных способов создания проблемных ситуаций столкновение противоречивых информаций, экскурс в историю науки, постановка эксперимента, противоречащего известной теории, и т. д. Итак, в основе творческого мышления лежит неистребимое желание дойти до самой сути. Как это чудесно, когда тебе открывается единая природа комплекса явлений, которые при непосредственном чувственном восприятии кажутся совершенно независимыми друг от друга говорил Эйнштейн.

И конечно, стремление к постижению мира, в котором мы живем, было присуще людям, творившим всесторонне, показавшим своим собственным примером, какие возможности заложены историей в каждом разумном человеческом существе. 1.3. Взаимосвязь творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников Чтобы полнее и глубже понять взаимосвязь между перцепцией и творчеством, необходимо выяснить, какие функции восприятия находят свое выражение в творческой деятельности. В поисках ответа на этот вопрос мы проанализировали природу, структуру и механизмы творчества и восприятия и попытались найти то общее, что объединяет эти две психические реальности.

Анализ показал, что восприятие в процессе познания выполняет не только репродуктивные, но и продуктивные функции, играющие важную роль на различных этапах творческой мыслительной деятельности.

Мы выделили следующие продуктивные функции восприятия, которые проявляются в процессе творчества целеобразующая, моделирующая, преобразующая, эвристическая, регулирующая.

Целеобразующая функция - выделение в визуальном поле объекта, отвечающего цели и задачам деятельности. Образ восприятия, возникший в проблемной ситуации, является предметом исследовательской деятельности человека. Моделирующая функция - упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы предметов или явлений, которые выступают в качестве идеальных объектов преобразовательной деятельности человека в процессе творчества. Творческая деятельность предполагает преобразование исходной ситуации, наличной информации.

С точки зрения Е.А. Ретановой, В. П. Зинченко, Н.Ю. Вергилеса 4 , роль объекта, пригодного для преобразования, должна выполнять не реальная ситуация, а образ этой ситуации. Реальная ситуация не может служить объектом непосредственных мыслительных преобразований. Объектом такого рода преобразований является образ предмета, который можно включить в новые отношения, которым можно манипулировать 4 45 . Преобразующая функция - способность зрительной системы манипулировать образами, находящимися в зрительном поле. На эту способность восприятия указывает В.П. Зинченко 3 . Он считает, что видимое поле в условиях стабилизации непрерывно трансформируется.

Возможны фрагментарные выпадения элементов поля, а также их восстановление в целом или по частям. В результате манипулятивных действий с образами восприятия исходная ситуация видоизменяется, что способствует выдвижению разнообразных гипотез решения творческой задачи. Эвристическая функция - возникновение нового смысла образа восприятия.

Появление нового смысла перцептивного образа есть результат увеличения количества альтернативных схем для восприятия одного и того же объекта. В основе такого восприятия лежат включение объекта познания в разные системы связей для обнаружения различных его свойств и сторон, рассмотрение предмета с различных точек зрения, усмотрение в одном предмете признаков других предметов и т.п. Отсюда вытекает, что смыслообразующая функция восприятия играет решающую роль в обеспечении новизны продукта творческой деятельности.

Регулирующая функция - соотнесение результатов отражения внешнего мира с самим же внешним миром. Она основывается на таком свойстве восприятия, как предметность, которая выражается в так называемом акте объективации, т.е. отнесении сведений, получаемых из внешнего мира к этому миру. Регулирующая функция восприятия, обеспечивая адекватное отражение действительности, дает возможность на основе оценок промежуточных результатов определять направление поиска решения творческой задачи, отбрасывая одни гипотезы и принимая другие.

Продуктивные функции восприятия избирательно реализуются на всех этапах творческого процесса. Мы соотнесли выделенные продуктивные функции восприятия с этапами творческого процесса табл. 1 . Таблица 1 Соотношение этапов творческого процесса и продуктивных функций восприятия Этапы творческого процесса Функции восприятия 1. Принятие или постановка цели 2. Анализ ситуации 3.Выдвижение гипотез и их проверка 4. Нахождение решения Целеобразуюшая Моделирующая Преобразующая и регулирующая Эвристическая и регулирующая Таким образом, связь между перцепцией и творчеством выражается в том, что с одной стороны, восприятие включает в себя творческие процессы, с другой - перцептивные процессы выступают в качестве элементов творческой деятельности.

В то же время при достаточно высоком уровне теоретической разработки данного вопроса имеется мало экспериментальных данных, характеризующих соотношение восприятия и творческого мышления.

В еще большей степени это относится к выявлению взаимосвязи перцепции и творчества в различных возрастных группах. Цель нашего исследования состояла в выявлении особенностей взаимосвязи зрительного восприятия и творческого мышления в младшем школьном возрасте, когда активно формируются механизмы творческой и учебно-познавательной деятельности. Были поставлены следующие задачи 1 выявить характер связей между творческим мышлением и особенностями восприятия цветных пятен Роршаха у младших школьников 2 изучить особенности взаимосвязи творческого мышления и способностей зрительного восприятия целостно и адекватно отражать объект в младшем школьном возрасте.

В экспериментальном исследовании участвовало 126 учащихся I, II. III классов, соответственно 40, 40 и 46 человек. Диагностика творческого мышления осуществлялась при помощи тестДля а Торранса в адаптации Е.Е. Туник, использовались следующие задания Нарисуй картину , Незаконченные фигуры , Повторяющиеся фигуры вербальной креативности - Вопросы , Причины , Следствия , Улучшение предмета. Необычное использование , Необычная ситуация. Оценка образной креативности включала в себя такие показатели, как беглость, оригинальность, разработанность, абстрактность названий, сопротивление замыканию оценка вербальной креативности - беглость, оригинальность и гибкость.

Для диагностики зрительного восприятия использовался тест Роршаха 1 и методика С.В. Филиной анкета и изучение зрительного восприятия на материале художественного произведения 5 . Тест Роршаха применялся в качестве перцептивного теста для оценки особенностей зрительного восприятия.

При обработке результатов использовались следующие показатели общее количество ответов К , процент целостных ответов У , процент целостных ответов с хорошей формой У , процент ответов на детали 0 , процент ответов с четкой формой Р , количество ответов по движению М , показатель суммы цвета 2-С , формоцветовые ответы РС , цветоформовые ответы СР . Анкета С. В. Филиной направлена на диагностику четырех свойств способностей зрительного восприятия свойство целостно и адекватно отражать объект при отсутствии его детализации, свойство отражать многообразные детали объекта в их полноте и точности, свойство отражать незаметные и замаскированные детали в их полноте и точности, свойство адекватно отражать объект целостным на основе полноты его детализации.

В качестве экспертов выступала группа учителей основной учитель и учитель труда, которые по семибалльной шкале оценивали у каждого учащегося свойства способностей зрительного восприятия.

Коэффициенты корреляции оценок учителей по классам варьировали от 0,53 до 0,78. Все показатели статистически значимы. Эти данные говорят о том, что эксперты имели относительно близкое понимание свойств зрительного восприятия. Оценка способностей зрительного восприятия на материале художественной картины Н.В. Невреев Смотрины осуществлялась на основе следующих показателей а общее количество воспринятых деталей объекта, в том числе малозаметных б количество правильно воспринятых незаметных деталей объекта.

Соотнесение результатов методик Торранса и Роршаха показывает, что в случае восприятия пятен в тесте Роршаха наблюдается наибольшее количество значимых корреляционных связей показателей зрительного восприятия с вербальной креативностью по сравнению с образной креативностью. Анализ полученных результатов показывает, что отсутствуют устойчивые значимые корреляционные связи между особенностями восприятия пятен теста Роршаха и показателями образной креативности, отражающие динамику их взаимосвязи у учеников 1-3 классов.

Выявленные в эксперименте корреляционные связи представляют собой частные случаи взаимозависимости зрительного восприятия и образной креативности и не отражают ее закономерный характер. Наличие устойчивых значимых корреляционных связей между особенностями восприятия пятен Роршаха и вербальной креативностью можно объяснить тем, что в основе восприятия неопределенных пятен Роршаха и вербальной креативности лежит один и тот же механизм интеллектуальной деятельности - механизм возникновения разнообразных образных ассоциаций на предъявляемый стимул и трансформации образной информации в словесную форму.

Поэтому выявленная значимая связь между общим количеством ответов в тесте Роршаха и всеми свойствами вербальной креативности младших школьников свидетельствует о том, что дети, которые могут увидеть в неопределенном объекте большое количество конкретных зрительных образов и выразить их в речи соединить образ со словом, проявляют По Роршаху целостные ответы - один из важных признаков интеллекта.

Однако в большинстве дальнейших исследований было обнаружено, что целостные ответы могут служить значимой характеристикой интеллекта только в том случае, если они представляют собой ответы с хорошей формой и при этом являются не банальными, а либо комбинаторными, либо оригинальными по особенностям восприятия 1 46-47 . Следовательно, целостные ответы с хорошей формой можно оценить только в единстве с другими показателями.

Наиболее информативными с этой точки зрения являются показатели ответов по движению М и персеверации. По нашим данным, у испытуемых в ответах часто встречаются персеверации, которые являются отражением инертности представлений. Количество персевераций составляет около 17 в каждом классе, что примерно в два раза больше возрастных показателей, полученных в исследовании И. Г. Беспалько и М.Н. Раевой 2 . Кроме того, в эксперименте получена положительная корреляционная связь вербальной креативности с показателями персевераций в I и II классах.

Наличие этой связи можно рассматривать как отражение несформированности у младших школьников механизмов зрительного восприятия. В отношении ответов по движению существуют различные интерпретации. Сам Г. Роршах - ответы рассматривал как меру внутренней жизни, или интроверсию, которая может проявляться в творчестве 8стр5 . Однако, как указывает Б. И. Белый I стр12 , специальное изучение связи между М-продукцией и творчеством не выявило значимых корреляций.

В нашем эксперименте обнаружены только две значимые корреляционные связи ответов по движению с вербальной креативностью. Таким образом, практическое отсутствие ответов по движению и большое количество персевераций у испытуемых указывают на то, что целостные ответы с хорошей формой в большинстве своем не являются комбинаторными и оригинальными и поэтому имеют отрицательную корреляционную связь с творческим мышлением.

В этом случае целостные ответы с хорошей формой не могут рассматриваться в качестве показателя творческого потенциала ребенка. Креативные дети. как показывает проведенный эксперимент, дают больше, чем некреативные, ответов в тесте Роршаха. Однако эти ответы чаще являются детализированными ответами с плохой формой, т.е. в редко встречающихся ответах наблюдается несоответствие между концепцией образа, которую предлагает испытуемый, и конфигурацией пятна, которое он при этом использует.

Ответы креативных детей не привязаны к пятну. Ребенок видит в пятне такие образы, которые мало напоминают конфигурацию предъявляемого стимула и редко встречаются в протоколах испытуемых. В процесс восприятия таких детей активно вплетаются различные элементы воображения, благодаря чему увеличивается количество ассоциаций при восприятии пятен Роршаха или, как пишет М.А. Холодная, происходит увеличение альтернативных схем восприятия одного и того же объекта б, что находит выражение в повышении показателя общего количества ответов на предъявляемый стимул.

Полученные данные позволяют нам рекомендовать тест Роршаха для практической деятельности психологов в качестве инструмента, с помощью которого по общему количеству ответов можно оценить вербальную креативность младших школьников. Анализ возрастной динамики взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия показывает, что общее количество корреляционных связей от I к III классу увеличивается и составляет соответственно 6 и 12. Связь зрительного восприятия и вербальной креативности выявлена только в III классе.

Выявленная связь способностей зрительного восприятия с образной креативностью свидетельствует о том. что способность детально разрабатывать придуманные идеи и сопротивляться образованию привычных гештальтов в некоторой степени определяется тем, насколько у младшего школьника развиты такие свойства зрительного восприятия, как способность целостно и адекватно отражать объект, а также многообразные незаметные и замаскированные детали объекта в их полноте и точности.

Итак, корреляционная связь между творческим мышлением и зрительным восприятием у младших школьников проявляется по-разному. Особенности восприятия пятен Роршаха коррелируют преимущественно с вербальной креативностью, особенности восприятия зритель ной информации учебного характера учебные тексты, плакаты, картины, схемы и художественной картины - с образной креативностью.

Выявленные особенности корреляционной связи между творческим мышлением и зрительным восприятием отражают механизм влияния специфики объекта познания на процесс восприятия. В. Д. Шадриков отмечает, что содержание восприятия определяется не только спецификой функционирования сенсорных систем, но и особенностями самого объекта восприятия 7стр26 . Кроме того, несовпадение типов взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия также можно объяснить тем, что используемые в эксперименте методики диагносцируют разные механизмы восприятия.

Тест Роршаха выявляет характер ассоциаций, возникающих при восприятии детьми пятен неопределенного содержания. Метод экспертных оценок и методика изучения восприятия художественной картины направлены на диагностику свойств способностей зрительного восприятия целостно и адекватно отражать объект. Проведенное нами экспериментальное исследование показывает, что между творческим мышлением и зрительным восприятием у младших школьников существует взаимосвязь, но сила и характер связи между ними проявляется по-разному в отношении разных показателей творческого мышления. У одних школьников при высоком уровне зрительного восприятия формируется высокий уровень творческого мышления, у других детей между этими процессами существуют более сложные типы взаимосвязи как отсутствие, так и наличие корреляционных зависимостей между зрительным восприятием и отдельными свойствами творческого мышления.

Таким образом, выявленная в эксперименте взаимосвязь зрительного восприятия и творческого мышления может рассматриваться как важный фактор развития творческого мышления в младшем школьном возрасте. Зрительное восприятие является той детерминантой, воздействуя на которую можно существенным образом влиять на развитие творческого мышления младших школьников.

Однако в условиях традиционной образовательной школы, где преобладает информационная модель обучения, недостаточно используются возможности учебного процесса в развитии когнитивных способностей детей, в том числе и зрительного восприятия, хотя обучение детей строится преимущественно на основе визуальной репрезентации.

Развитие зрительного восприятия особенно важно в младшем школьном возрасте, так как этот период является сензитивным для формирования способов интеллектуальной деятельности. С целью развития творческого мышления необходимо научить детей целостному и адекватному отражению объекта, а также таким способам обработки визуального материала, которые обеспечивают новизну целостного перцептивного образа.

В этом смысле восприятие должно рассматриваться учителем не только как репродуктивный, но и как продуктивный процесс, включенный в любую творческую деятельность в качестве ее элемента. На основе экспериментального исследования были сделаны следующие выводы. 1. Существует связь между отдельными характеристиками творческого мышления и особенностями восприятия пятен Роршаха младшими школьниками.

Наибольшее количество значимых корреляционных связей наблюдается между показателями зрительного восприятия и вербальной креативности. Характер связей между ними неоднороден суммарный показатель вербальной креативности положительно связан с общим количеством ответов в тесте Роршаха и отрицательно связан с количеством целостных ответов с хорошей формой. Выявленные особенности взаимосвязи вербальной креативности и восприятия пя тен Роршаха можно рассматривать как результат активного подхода творческих детей к восприятию, т.е. включения элементов воображения в перцептивный процесс, благодаря чему увеличивается количество ассоциаций при восприятии пятен Роршаха, что находит выражение в повышении показателя общего количества ответов на предъявляемый стимул.

Общее количество ответов в тесте Роршаха имеет не только диагностическое показатель продуктивности зрительного восприятия, но и прогностическое значение показатель уровня вербальной креативности младших школьников . 2. Способности зрительного восприятия целостно и адекватно отражать объект связаны преимущественно с образной креативностью и в первую очередь с такими ее характеристиками, как сопротивление замыканию и разработанность.

Способность детально разрабатывать придуманные идеи и сопротивляться при этом образованию привычных гештальтов в некоторой степени определяется тем, насколько у младшего школьника сформированы операциональные механизмы зрительного восприятия, т.е. умение целостно и адекватно отражать объект, замечать многообразные малозаметные и замаскированные детали объекта в их полноте и точности. 3. Выявленная в эксперименте взаимосвязь творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников может рассматриваться как важный фактор развития творческого мышления в младшем школьном возрасте.

Разработка методов формирования творческого мышления у младшего школьника должна осуществляться с учетом индивидуальных особенностей зрительного восприятия учащихся.

При работе с творческими детьми необходимо учитывать особенности их зрительного восприятия. которое характеризуется активностью и способностью целостно и адекватно отражать объект. С этой точки зрения формирование творческого мышления младшего школьника должно включать в себя развитие таких операциональных механизмов зрительного восприятия, как механизмы целостного и адекватного отражения объекта и механизмы. обеспечивающие новизну целостного перцептивного образа. Глава 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Развитие творческого мышления в практике обучения

Школа, стоящая на позициях воспитывающего и развивающего обучения, за последние годы делает многое для того, чтобы успешно решать задачу подготовки… Каждый учитель понимает, что научить школьников творчески мыслить - это значит… Целью работы было найти ответы на вопросы что значит мыслить? Что значит учить мыслить? Каковы главные направления…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Знания и труд - основа мышления

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Формирование творческого мышления как единый педагогический процесс
Формирование творческого мышления как единый педагогический процесс. Единство обучения и воспитания - фундаментальный принцип педагогики. Но как часто в педагогической практике действительно единый

Умственная активность в процессе усвоения знаний и навыков как средство развития мышления
Умственная активность в процессе усвоения знаний и навыков как средство развития мышления. Целью учебных заданий является их использование учителем для развития активного, самостоятельного,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги