Разработка плана-конспекта занятия по технологическому практикуму

Разработка плана-конспекта занятия по технологическому практикуму. Для повторения и углубления знаний студентов, их самостоятельной исследовательской работы на занятиях по технологическому практикуму используются лабораторные и лабораторно-практические работы.

В ходе изучения декоративно-прикладного искусства и художественной обработки материалов таких работ пока мало. К ним, разве что, можно отнести лабораторно-практические работы по изучению свойств обрабатываемого материала древесину, кожа, металл, береста, ткань и другие и отдельных характеристик отделочных материалов краски, лаки, морилка и т.д Лабораторная работа Принципы композиции предназначена для получения более глубоких и осмысленных знаний по такому сложному вопросу теории искусства как композиция, закрепления принципов композиции, обучения умению оценивать предметы декоративно-прикладного искусства и вообще художественного произведения через определенные критерии, формирование умения высказывать учащимися своего личного мнения о какой-либо композиции, ориентируясь на существующие критерии принципы. Среди лабораторных и лабораторно-практических работ, используемых в технологических практикумах, можно выделить следующие студенты изучают свойства различных материалов, измеряют и рассчитывают отдельные характеристики, анализируют структуру данного объекта и т.д. Работ, в которых присутствует оценочная деятельность, практически нет. Хотя сегодня в содержании образования отмечается недостаточность историко-научных, оценочных и экологических знаний Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер, И.К. Журавлев и др Поэтому разработка и внедрение в образовательную область Технология различных методов и форм обучения, связанных с оценкой каких-либо процессов, явлений или объектов, является необходимым и важным компонентом содержания нашего предмета.

Широко распространенная в когнитивной области таксономия Б. Блума рассматривает педагогические учебные цели как шесть основных категорий знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Категория оценка является самой высшей и обозначает умение оценивать значение того или иного материала для конкретных целей, причем суждения студента должны основываться на четких критериях.

Перед проведением данной работы студенты должны быть знакомы с общими теоретическими вопросами - определением композиции, тремя видами композиции фронтальная, глубинно-пространственная и объемно-пространственная, применением различных видов композиции в действительности и особенностями данного направления декоративно-прикладного искусства, принципами композиции целостностью, соподчинением, соразмерностью, равновесием и единством. Для подготовки к лабораторной работе преподаватель должен выбрать изделия желательно для каждого студента данного направления декоративно-прикладного искусства, композицию которых будут изучать и оценивать студенты.

Вместо изделий можно использовать другие наглядные образцы - схемы, чертежи, эскизы, фотографии - если это позволяет ваш вид декоративно-прикладного искусства. Например, для оценивания композиции, украшенной геометрической резьбой по дереву, можно выбрать чертеж, а для вязания или вышивки применить схемы вязания или эскизы вышивки крестом, сохраняющие общее композиционное расположение различных элементов и пропорциональные размеры изделия.

При выборе изделий или заменяющих их наглядных образцов должно соблюдаться следующее правило грамотно построенные композиций дополняются теми, у которых явно нарушен один из принципов и его можно четко оценить и выделить.

Это правило поможет учителю проверить эффективность понимания всех принципов композиции по отдельности и вмести необходимые изменения в ход урока, если какой-либо из принципов понимается неправильно или неполно.

Перед выполнением лабораторной работы каждый студент должен получить изделие, которое он будет оценивать с точки зрения композиции, и схему выполнения лабораторной работы, которую можно раздать в виде отдельного листка каждому студенту или написать на доске сразу для всего класса. Данная схема имеет следующий вид. Лабораторная работа.

Тема Принципы композиции. Задание проанализировать представленную композицию и дать ее оценку в соответствии с принципами композиции.

Оснащение композиционно оформленное изделие, форма для оценивания композиционного решения.

Алгоритм выполнения работы 1 повторить принципы композиции 2 ответить на вопросы 3 провести оценку композиции по ее принципам и занести результаты в таблицу 4 сделать выводы по композиционному решению.

Вопросы 1 Что подразумевается под термином композиция ? Дайте его определение. 2 Охарактеризуйте принципы композиции целостность, соподчинение, соразмерность, равновесие и единство.

Насколько они выполняются в данном изделии. 3 Как вы думаете, какого принципа или условия не хватает для анализа и оценки данного композиционного решения? Форма оценивания композиционного решения. Каждый композиционный принцип оценивается одной из четырех оценок в зависимости от его выполнения 25 баллов - отлично, 20 баллов - хорошо, 15 баллов - удовлетворительно, 5 баллов - неудовлетворительно.

Принципы композиции Оценка студента Суммарная оценка студента Суммарная оценка преподавателя Разность оценок Целостность Соподчинение Соразмерность Равновесие единство Выводы Так как композиция один из основных и самых сложных вопросов теории искусства, ее принципы различными авторами, работающими в разных областях, выделяются по-разному.

В данной лабораторной работе оставлены только те, которые признаются всеми и на основе которых можно легко оценить композиционное решение изделия.

Для того чтобы оценивание происходило по достаточно четким критериям, мною были выделены оценочные характеристики для каждого принципа композиции. 11 Принцип целостности характеризуется следующими критериями общее целостное представление композиции когда в произведении нет ничего лишнего и не возникает желание что-либо добавить или убрать, соответствие формы и назначения изделия, соответствие стиля изделия.

Принцип соподчинение характеризуется в первую очередь наличием композиционного центра, который определяет стиль изделия и с которым должны взаимоувязываться все остальные части изделия. Соразмерность связана с пропорцией, размерами, масштабностью и т.д. В ее оценочные характеристики входят размеры и форма изделия, соразмерность контрастных полей и поверхностей насыщенных мест - свободному пространству, крупных форм - мелким, теплых цветов - холодным и т.д соразмерность геометрических элементов или фигурных форм. 11 Равновесие достигается приемами симметрии и ритмики.

В случае с асимметричными композициями рассматривается зрительное равновесие фигур, масс, цветовых и контрастных пятен. Единство считается синтезирующим принципом композиции и в школе его можно рассматривать как комплексное выполнение всех предыдущих принципов.

К тому же единство отражается субъективную личностную оценку к данному изделию, выражающее единение, согласие с автором по поводу конкретного композиционного решения. Таким образом, выделенные оценочные характеристики помогут учителю не только познакомить студентов с принципами композиции, но и научить их применять данные критерии для выражения своего мнения и оценки изделий как декоративно-прикладного характера, так и произведений искусства.

Более глубокое изучения композиции и ее принципов, на наш взгляд, нецелесообразно, так как это сложный вопрос, который должен изучаться в образовательных учреждениях с художественного профиля.