рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Формирующий этап исследования

Формирующий этап исследования - раздел Педагогика, Сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста Формирующий Этап Исследования. На Формирующем Этапе Исследования Нам Необходи...

Формирующий этап исследования. На формирующем этапе исследования нам необходимо создать эмоционально-благополучную атмосферу для детей.

В понятие эмоционально-благополучная атмосфера мы включим налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений. Для этого следует внести необходимые изменения в воспитательный процесс. Отказаться от прямых указаний и больший акцент перенести на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использование средств литературы и искусства в непосредственном общении большое внимание уделять становлению нравственных качеств. Ты знаешь, какой доброй была Золушка, ты можешь поступить также хорошо, как поступала она. Участвовать в играх детей в качестве партнера.

В игре брать на себя одну из ролей не обязательно главную и выполнять игровые действия в соответствии с ней. Например Я - бабушка. Я приехала к вам из Москвы. Внучка, чем ты меня угостишь? А у вас есть клубничный пирог? Нет? Тогда давайте сходим в магазин за продуктами и испечем его Не навязывать детям свое мнение о развитии сюжета и поведении героев, но принимать участие в обсуждении и планировании дальнейшего хода игры. Например А можно я буду играть с вами в больницу. Я буду пациентом.

У меня заболит голова, и врач выпишет мне лекарства. Я пойду за ними в аптеку В ходе формирующего эксперимента нам следует вовлекать в игру малоактивных детей, которые предпочитают отмалчиваться, придерживаться того, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения и правильными могут оказаться разные ответы, иногда не похожие друг на друга.

Стимулировать как можно большее число разнообразных ответов, но, прежде всего, поощрять оригинальные, творческие решения. В работе с этими детьми выявлять их особенности, попытаться вывести их из состояния малоактивности путем организации совместной с педагогом игровой деятельности. Предложить ребенку поиграть с набором голышей, с игрушками из киндер-сюрприза. Главным условием проведения формирующего эксперимента и развития творчества у дошкольников явилось руководство игрой со стороны воспитателя и при этом предоставление детям свободы и самостоятельности в игре. Для развития диалога ввести телефонные разговоры персонажей.

Например Ситуация 1. Здравствуйте, вам звонит доктор. А у нас ни кто не болен. Я знаю, но вашей дочери пора сделать прививку. А когда мы к вам должны придти? Завтра утром Ситуация 2. Здравствуйте! Вам звонит ваша бабушка.

Как у вас дела? хорошо. Может быть, вы приедете ко мне в гости в деревню? Там отдохнете на природе, попьете парного молока. Для развития сюжетосложения провести с детьми старшего дошкольного возраста игру - придумывания. При этом постави следующий вопрос Что и как придумывать? В совместной игре с детьми мы будем постепенно переводить их ко все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Для этого сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера.

Предложить вспомнить вместе известную сказку. Пересказ должен происходить в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Важного чтобы ребенок передал общий смысл очередного события. После его изложения предложить передать ход другому ребенку. Если дети забыли часть сказки, можно включиться вне очереди Я вспомнила, дальше было так Тем же детям предложить новую игру. Давайте играть по-новому. Будем вместе придумывать общую сказку, про Ивана Царевича и Серого Волка, но немного не такую. Игра - придумывания каждый раз должна занимать не более десяти - пятнадцати минут.

Желательно участников посадить так, чтобы они видели друг друга. Постепенно в игру можно включать до 3-х детей. Большее число участников пока не целесообразно, т. к. дети не могут долго ждать своей очереди высказаться, теряют нить сюжета, и в результате их интерес падает. По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события стимулировать детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием.

С этой целью включить детей в игру, где участником предложить роли, принадлежащие разным смысловым сферам - разно-контекстные роли Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, Баба Яга и продавец. Чтобы не закрывать предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру осуществить в форме телефонных разговоров персонажей. В дальнейшем предложить придумывать настоящие истории.

При этом опираться на детские интересы, но одновременно стимулировать участников к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов. Придумывание историй осуществлять в группах по четыре - пять человек. Обсудив с детьми начальный эпизод истории выбор героя, ситуацию, в которой он оказался, цель и т.д в дальнейшем уменьшить свой вклад в игру. Для снятия эмоционального напряжения у старших дошкольников использовать 1 метод мозгового штурма 2 метод гирлянд.

Перед началом мозгового штурма поставить задачу - начинать высказывание идей с самых молчаливых, с самых малоактивных детей, чтобы не давил страх перед авторитетом. Последним будет высказываться руководитель. При этом запрещается критика словесная, жестовая, мимическая и поощряется любая идея, даже шуточная или явно нелепая. Мозговой штурм можно будет провести не запланировано при решении какой-либо задачи бытовой или сказочной, во время игры занятие, при обсуждении какого-либо поступка, случая или события из художественного произведения.

Например. Мебель для кукол есть, но очень большая, места для нее нет. Необходима мебель небольшого размера, но тогда не поместятся все куклы. Противоречие мебель для кукол должна быть большой, чтобы куклы в ней помещались, и мебель должна быть маленькая, чтобы она помещалась в игровом уголке. Дети сами, по ходу, обсуждая, будут корректировать высказанные идеи, анализировать их что хорошего и что плохого в них, какую идею можно реализовать наиболее быстро, легко. Гирлянды аналогий будут формироваться, в виде списка слов - это могут быть все части речи, а также сочетания слов. Отталкиваясь от исходного слова, необходимо составить цепочку каждая новая ассоциация находится не по первому, а по последнему слову. Цепочка слов может закончиться произвольно или тем словом, от которого тянули гирлянду.

Например дорога - извилистая - крутая - яйцо - скользкая - горка - снег - пустыня - сахар - вкусно - компот - фрукты - много - заболеешь - больница - лекарства -горькая - лук - грядка - огород - дорога Играть индивидуально или с двумя - тремя детьми, так как в большой группе дети склонны подхватывать высказывания товарищей, отвлекаясь от своих ассоциаций.

Основные трудности при проведении эксперимента были связаны с принятием ребенком взрослого как партнера в деятельности. Так, дети, участвующие в эксперименте, первоначально недоверчиво относились к изменившейся позиции взрослого и воспринимали его поведение как игру, которая скоро закончится.

По нашим наблюдениям дети достаточно часто настороженно воспринимают любого водящего в группу взрослого, а тем более того, который идет на непосредственный контакт с ним. Выяснилось, что дети сдерживают свои проявления, боясь быть замеченным воспитателем. Вхождение экспериментатора в детскую деятельность и развертывание в ней партнерских отношений постепенно меняло позицию детей. Мы заметили, что дети стали часто обращаться ко взрослому, искренность в общении, особенно в тех случаях, когда экспериментатор поддерживал беседу детей о героях мультфильмов, находился в курсе детских интересов, включался в обсуждение детского замысла, считался с мнением других детей, подчеркивал достоинства замысла ребенка.

Экспериментатор реально оказывал помощь ребенку в случае его затруднений или обращений за советом. В ходе формирующего эксперимента значительное место занимала индивидуальная работа с детьми, в которой мы стремились показать свою доброжелательность, заинтересованность в каждом, без исключения ребенке, особое значение такая работа имел для малоактивных, часто конфликтующих детей, замкнутых детей, которые не могли удовлетворить потребность в принятии их детьми и взрослыми.

Больших усилий, например, потребовало налаживание контакта с Вадимом Б практически не принимавшим, по нашим наблюдениям, участия в совместной с другими детьми деятельности. Стремясь расположить мальчика к себе, экспериментатор предлагал ему поиграть с набором голышей, с игрушками из киндер-сюрприза, сам ненавязчиво вступал в игру часто рассматривал с Вадимом иллюстрации имеющихся в группе книг обычное занятие мальчика предлагал обсуждать содержание иллюстраций пытался в разговоре выяснить причины стремления ребенка к уединению.

Выяснилось, что другие дети не принимают Вадима в свои занятия, а почему, он не знает. Экспериментатор стал чаще предлагать мальчику поручения оказать помощь взрослому или детям, что-либо принести, к кому-либо обратиться с вопросом, подключал к деятельности детей.

Внутри совместной деятельности старших дошкольников со взрослым экспериментатор высказывался о достоинствах Вадима, обращался к нему при обсуждении замысла, демонстрировал его достижения. Через некоторое время экспериментатор заметил, что мальчик стал проявлять большую активность в общении с другими детьми, начал самостоятельно подключаться к совместной деятельности, правда, предпочитал те занятия, в которых участвовал экспериментатор.

В эксперименте взрослый специально демонстрировал свой эмоционально-положительный настрой как в индивидуальном общении, так и по отношению к различным детским группа объединенных, например, совместной деятельностью. Для развития ролевого диалога вводился телефонный разговор персонажей. Видя, что игра угасает, экспериментатор брал на себя роль доктора, бабушки и звонил играющим по тому или другому поводу. В результате игра принимала иной оборот, развивалась, вовлекались другие персонажи.

Дети радовались интересному повороту событий, увлекались совместной деятельностью. Для развития сюжетосложения с детьми старшего дошкольного возраста была проведена игра-придумывание. Экспериментатор предлагал вспомнить известную сказку. Например Саша, Вика, вы какую сказку больше всего любите? Про Серого Волка? Что-то я ее немножко забыла. Давайте вместе ее вспомним немножко расскажет Саша, потом Настя, потом - я, а затем Саша. Пересказ проходил в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа.

Для нас было важным, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события. Затем экспериментатор предложил этим детям Давайте играть по-новому! Будем вместе придумывать одну общую сказку про Ивана Царевича и Серого Волка, но немного не такую. По мере овладения умением совместно комбинировать разнообразные события, стимулировали детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием например, Баба-Яга звонит продавцу чтобы узнать, можно ли купить в магазине метолу, так как ее сломалась. В процессе этих заданий дети были сориентированы на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера.

В результате дошкольники смогли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно. Дети научились выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров-сверстников обозначать для них пояснять, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров ведь они могут предложить другие события умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры. Эмоциональное поведение экспериментатора, его увлеченность, способность к импровизации, гибкому реагированию на любые предложения детей во многом повлияли на радость сотворчества, партнерских отношений, сотрудничества.

В поведении детей были замечены следующие изменения появление доверия к взрослому, большая уверенность в себе в процессе участия в совместной деятельности. Проявление экспериментатора, выражающееся отсутствием жестких оценок, резких обращений, желанием совместно действовать позволили ребенку увидеть взрослого как интересующего субъекта.

Это выражалось в частых обращениях к воспитателю по поводу организации совместной деятельности, решения конфликтных ситуаций и т.д. С целью снятия эмоционального напряжения у старших дошкольников создавалась обстановка разрешения. Для этого использовали метод мозгового штурма и метод гирлянд. Мозговой штурм возникал незапланированно при решении какой-либо задачи, при обсуждении поступка, случая или события из художественного произведения.

Дети сами по ходу, обсуждая, корректировали высказанные идеи, анализировали их что хорошего и что плохого в них, какую идею можно реализовать наиболее быстро, легко и т.д В такие моменты, наблюдая за детьми, можно было отметить более внимательное отношение их друг к другу в условиях совместной деятельности, что связано с появлением интереса к партнеру-сверстнику как носителю нового.

Гирлянды аналогий формировались в виде списка слов. Это могли быть все части речи, а также сочетания слов. Отталкиваясь от исходного слова, дети составляли цепочку, которая могла закончиться произвольно или тем словом, от которого тянули гирлянду. Например дорога - извилистая- крутая - яйцо - скользкое - горка - снег - пустыня - сахар - вкусно - компот - фрукты - много - заболеешь - больница - лекарство - горькое - лук - грядка- огород - дорога.

Или яблоко - сладкое - мороженое - холодное - снег - мокрый - дорога - длинная - сказка - Баба Яга - метла - улица - весело - день рождения - праздник - гости - вечер Метод гирлянд позволили дошкольникам творчески мыслить, проводить параллели между предметами, не отвлекаться от своих ассоциаций, выявлять сходства предметов по каким-либо свойствам или отношениям. Интерес к совместной деятельности толкал их к обсуждению ассоциаций. В результате проведенной работы на формирующем этапе, мы установили, что сократилась конфликтность между детьми, активизировался внутренний потенциал ребенка, было снято эмоциональное напряжение. 3.3. Результаты экспериментальной работа Для того, чтобы проверить эффективность нашей экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы.

Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования развития креативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня развития творческих способностей детей.

Результаты оценки выполнения контрольных заданий выражены в таблице. Оценки выполнения контрольных заданий. зад. Баллы Экспериментальная группа Контрольная группа 1 2 3 1 2 3 1 балл 2 2 2 2 балла 3 6 3 5 4 4 3 балла 7 4 7 3 4 4 Данные таблицы показывают, что создание эмоционально-положительной обстановки позволило в экспериментальной группе уменьшить диапазон колебания баллов по сравнению с этапом констатации.

Дети легче адаптировались в условиях поставленной задачи. Нетрадиционные отношения взрослого с ребенком, нестандартная обстановка проведения эксперимента - все это способствовало легкости принятия детьми контрольных заданий, появлению эпизодических выходов за рамки стереотипических способов выполнения задания, желанию выполнить задание с положительным результатом см. Приложение. Активизирующее вмешательство взрослого толкало детей к новым решениям возникающих в деятельности задач.

Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствовало налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети меньше конфликтовали друг с другом, более того, пытались участвовать в решении общих проблем. Их объединяла и общая идея создать интересную игру, и эмоциональный подъем, связанный с ощущением причастности к тому, чего невозможно достичь в индивидуальной деятельности.

Сравнительный анализ оценок выполнения заданий на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал тенденцию к снижению низких оценок 1 балл и увеличению высоких 2, 3 баллов. Характеризуя творческие проявления детей при выполнении заданий на контрольном этапе исследования, необходимо отметить быстроту, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации, и гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта, свойственные большему количеству детей по сравнению с результатами констатирующего эксперимента.

У тех детей, чьи результаты на констатирующем этапе исследования были низкими, гибкость проявилась при выборе пути решения задач. Тем не менее, дети использовали привычные пути решения задач, что позволяет сказать о привязанности их к привычному, реалистичному. Проявления детей характеризовались эпизодическими выходами за рамки стереотипных сюжетов, способов деятельности. Так, оригинальность как способность находить свой собственный, самостоятельный путь выполнения задания, проявилась лишь у 5 детей экспериментальной группы, а вариативность, как способность придумывать несколько вариантов решения одной задачи проявилась у 4 детей.

Можно отметить повышение у детей активности, стремления при выполнении задания действовать самостоятельно, желание изменить привычный сюжет найти другой способ решения задач, действовать согласованно с другими детьми и взрослыми. И хотя специальной задачи - сформировать способы творческой деятельности - на этом этапе не ставилось, дети осваивали их в процессе совместной деятельности и общения ребенка со взрослым.

Контрольный этап исследования показал, что детям доступно освоение способов комбинирования предложенных идей. Так, в совместной деятельности можно было наблюдать попытки детей придумать новый сюжет, решить сложную задачу, использовать свой опыт для решения задачи по-новому и т.д. Подобные творческие проявления можно было заметить и в самостоятельной деятельности детей, особенно ближе к концу эксперимента.

Использовались такие способы решения задач, как воспоминание ситуаций из сюжетов, заимствованных из книг и мультфильмов и т.д. На основе полученных оценок выполнения контрольных заданий детьми экспериментальной и контрольной групп были определены уровни развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. Уровни развития у детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего эксперимента.

Уровни развития креатив-ности Экспериментальная группа Контрольная группа До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента Абсолютное число Абсолютное число Абсолютное число Абсолютное число Низкий 2 20 0 0 3 20 2 20 Средний 6 60 2 20 5 50 4 40 Высокий 2 20 8 80 2 20 4 40 Контрольный эксперимент позволил прийти к выводу о том, что в игре у старших дошкольников необходимо использовать проблемные методы и методы активизации творческого мышления введение игровой задачи, метод гирлянд и ассоциаций, метод мозгового штурма. В результате подтвердилось наше предположение о том, что развитие творческих способностей у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия 1 создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада 2 гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства ею 3 специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в игровой деятельности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста

В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная… Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, ее… К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Формирующий этап исследования

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности развития творческих способностей дошкольников
Особенности развития творческих способностей дошкольников. В данном параграфе мы попытаемся выяснить влияние игры на развитие творчества у дошкольников. Для этого нам необходимо дать характе

Диагностика творческих способностей у дошкольников
Диагностика творческих способностей у дошкольников. Гипотеза Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, ес

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги