рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста - раздел Педагогика, Оглавление Глава 1. Теоретические Основы Развития Креативности Детей Старшего...

Оглавление Глава 1. Теоретические основы развития креативности детей старшего дошкольного возраста в игре 1. Проблемы развития креативности детей в психолого-педагогической литературе 2. Особенности развития творческих способностей дошкольников 3. Роль педагога в развитии креативности старших дошкольников в игре Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у дошкольников в процессе игры 1. Диагностика творческих способностей у дошкольников 1. Диагностика творческих способностей у детей дошкольного возраста 2. Формирующий этап исследования 3. Результаты экспериментальной работа Заключение Литература Приложения Глава 1. Теоретические основы развития креативности детей старшего дошкольного возраста в игре 1. Проблемы развития креативности детей в психолого-педагогической литературе В данном параграфе мы попытаемся разобраться в понимании творчества, выяснить, как определяется творчество взрослого и ребенка в психолого-педагогической литературе, рассмотреть различные подходы к характеристике творчества и особо остановится на понимании креативности и связанных с этой категорией понятий.

В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика.

Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, ее способности 7 19 . В Педагогике Сластенина под творческой понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.

К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной. Психологи, при характеристике творчества, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний.

При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез Выготский Л. С Пономарев Я. А Давыдов В. В Шмелев А. Г Среди предпосылок и оснований, характерных для проявлениятворческих способностей, отечественные психологи выделяют перцептивные особенности личности, обладающие творческим потенциалом, которые выражаются в необыкновенной напряженности внимания, огромной впечатлительности, восприимчивости.

К числу интеллектуальных проявлений относят интуицию, могучую фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность знаний. Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность. Особенности мотивации деятельности усматривают в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе.

Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности 31 27 . Л. С. Выготский, обращаясь к творчеству, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства. В работах Пономарева Я. А. отмечается, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых не возможно подлинное творчество 31 . Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, что обеспечивает творчество, многие исследователи указывают на воображение Выготский Л. С Кабалевский Д. и др. Хотя в психологии существует и другой взгляд, утверждающий, что центральным компонентом творчества является познавательная активность человека Матюшкин, для нас важна точка зрения, в которой утверждается, что творчество обеспечивается развивающимся воображением и, соответственно, креативность во многом зависит от воображения 6 поэтому мы обращаемся к этой характеристике.

В философском словаре под воображением фантазией понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов представлений путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Различают воображение воссоздающее и творческое.

Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т. е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях Л. С. Выготский, Д. Б.Эльконин, А. В.Запорожец, А. И. Леонтьев, А. В.Петровский, Д. В. Менджерицкая и др. Так, концепция Л. С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на комбинирующей способности мозга 6 .Отсюда продукты творческой деятельности выступают как кристаллизованное воображение. Л. С. Выготский выделил четыре формы, связывающие воображение с действительностью Воображение опирается на опыт, новое создается из элементов действительности.

Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображения. Воображение выступает как средство расширения опыта.

Это высшая форма связи воображения с реальностью, которая возможна только благодаря чужому или социальному опыту. Эмоциональная связь, которая проявляется двояко Воображение руководствуется эмоциональным фактором - внутренней логикой чувств, чувства влияют на воображение. Это наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения. Воображение влияет на чувства, проявляется закон эмоциональной реальности воображения. Воображение становится действительностью, когда оно кристаллизируется, воплощается, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Это полный круг творческой деятельности воображения, возможный также и для субъективного воображения, опирающегося на эмоции.

Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов творчество, как и способность к нему, выраженная понятием креативность, развивается.

Развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта. По этому нашей задачей в данном параграфе и является рассмотрение креативности в детстве. Развитие креативности тесно связано, как было показано выше, с развитием воображения ребенка, поэтому мы остановимся на развитии воображения у дошкольников. Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом 6 8 .Отсюда автор делает вывод о необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Развитие воображения в детском возрасте зависит не только опыта, но и от потребностей и интересов в которых эти потребности выражаются от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности от воплощения продуктов воображения в материальную форму от технического умения от традиций развитие тех образцов творчества, которые влияют на человека, а также от окружающей среды стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды. Детское воображение имеет образный характер, его функционирование - это особого типа переструктурирование образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ 6 . Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению, переструктурированию опыта.

Так происходит обобщение опыта деятельности, которое у ребенка выражается в способности комбинирования.

Важную роль в процессе комбинирования играет основной механизм мышления, анализ через синтез, т.к. преобразование объекта осуществляется на основе новых свойств объекта через включение его в новые связи с другими предметами 36 . А. В. Петровский выделяет такие приемы комбинирования в воображении соединение частей разнородных объектов и изменения количества частей предмета и смещения. Подобные, присущие детям приемы воображения, называет и Я. А.Дудецкий - включение объекта в новую ситуацию, изменение условий действия объекта, одушевление неживой природы, придание объекту несвойственных ему качеств.

В исследованиях О.М. Дьяченко установлено, что воображение у дошкольников имеет два компонента порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. Автор отмечает, что при построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, в отличии от них дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями 9 . Таким образом, обращаясь к характеристике творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии.

Психологи утверждают также, что развитие творчесрва качественно меняет личность человека. Поэтому логично обращение исследователей к рассмотрению творчества как свойство личности.

Личность - термин, обозначающий человеческого индивида как субъекта отношений и социальной деятельности или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности 34 . Согласно взглядам Л. С. Выготского, В. В. Давыдова и других авторов личность рассматривается как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества.

Креативность - это характеристика личности, свидетельствующая о способности личности к творчеству.

Поэтому ряд исследователей, как отечественных, так и зарубежных, определяют креативность как способность или свойство личности Л. С. Выготский, Гилфорд, Торранс. Так, Е.П. Торранс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии и т.д. Автор считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата 1 . Фромм понятие креативности трактует, как способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта 26 . В ряде исследований креативность связывают с интеллектом Ж. Плаже, В. Штерн. Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

В некоторых психологических концепциях интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни В. Штерн, Ж. Плаже. Попытка изучения продуктивных творческих компонентов интеллекта была предпринята представителями гештальт-психологии М. Вертхеймер, В. Келер, разработавшими понятие инсайта.

Существует как минимум три основных подхода к, отношению интеллекта и креативности 27 . Представители первого подхода утверждают, что как таковой креативности нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности.

Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация ценности, личностные черты А. Дж. Танненбаум, А. Маслоу, О. Б. Богоявленская и др К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений в неопределенных и сложных ситуациях.

Другой подход предполагает характеристику креативности как творческой способности, которая является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я. А. Пономарев. В более мягком варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция, т. е. связь. Третий подход строится на связи уровня развития интеллекта и уровня творческих способностей.

Эту точку зрения разделяют практически все специалисты в области интеллекта Г. Айзенк, Д. Векслер, А. Термен и др В концепции Торренса, названной теория интеллектуального порога, автор считает, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому, чем выше коэффициент интеллекта, тем выше творческая способность.

Многие отечественные исследователи обращались к определению критериев креативности в связи с изучением творческих проявлений человека в различных видах деятельности в речевой, изобретательной, музыкальной. Для большинства авторов характерно выделение среди критериев оригинальности, вариативности, гибкости и многих других, что объединяет исследователей Т. Г. Комарова, Р. Г. Казакова, Н. А. Витлугина и др Так, О. М. Дьяченко к основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относит Оригинальность выполнения детьми творческих задач.

Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других 9 . Зарубежные исследователи также пытались охарактеризовать критерии креативности Дж. Гауэн, Дж. Гилфорд и др Такие попытки были предприняты даже раньше, чем в отечественной психологии. Так Дж. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы семантическая гибкость - способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.

Общий интеллект не включается в структуру креативности. Позже Дж. Гилфорд упоминает шесть параметров креативности способность к обнаружению и постановки проблем способность к генерированию большого числа идей гибкость - способность к продуцированию различных идей оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно способность усовершенствовать объект, добавляя детали способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу 27 . Примеры показателей Дж. Гилфорда свидетельствуют о том, что автор делает акцент на связи как с интеллектом, так и личностью.

Джон Гауэн рассматривает креативность в связи с проблемой одаренности детей.

С этих позиций автор не только дает определение креативности, но и выделяет ее критерии, которые важны для нашей исследовательской работы. Джон Гауэн считает, что одной из сфер одаренности является креативность. Такой ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующие его знания, работу демонстрирует высокий энергетический уровень высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей часто делает все по-своему независим, некомфортен изобретателен в изобразительно деятельности, в играх, в использовании материалов и идей часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации способен по разному подойти к проблеме или к использованию материалов гибкость способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх 26 . Таким образом, проведенный в данном параграфе анализ взглядов различных исследователей на проблему развития творческих способностей позволил нам выяснить, что креативность - это способность к творчеству.

В данном случае творчество понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся.

Исследования психологов и педагогов позволяют нам связать креативность с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника.

Опираясь на исследования Л. С. Выготского, мы можем утверждать, что центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению. Для нашей экспериментальной работы важно выделить критерии творчества. Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволили нам выделить следующие основные критерии оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры быстрота - способность быстро адаптироваться в сложной ситуации гибкость - способность предложить новое использование для известного объекта вариативность - умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Для нашего исследования важно не только остановиться на характеристике творчества, но также рассмотреть, как развивается способности к творчеству на этапе дошкольного детства и какую роль имеет игровая деятельность в этом развитии. 1.2.

Особенности развития творческих способностей дошкольников

Так, сначала игровые действия с игрушками носят развернутый характер, ... Эльконина, уже само принятие роли является актом творчества, поскольку... Поэтому совершенно оправдана, на наш взгляд, ситуация, когда исследова... Одни обращают внимание на детали костюма и стремятся только к их воспр... Зарубежные исследователи Джон Гауэн, Треффингер и др говоря о креативн...

Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у дошкольников в процессе игры

Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у дошкольников в процессе игры 3.1.

Диагностика творческих способностей у дошкольников

Оценка уровней обыгрывания игрушки проводилась по критериям развития к... III уровень - низкий. . В предложенных заданиях Способность оригинально обыграть игрушку и При... В группу вносилась игрушка лиса Алиса и воспитатель предлагал ребенку ...

Формирующий этап исследования

Главным условием проведения формирующего эксперимента и развития творч... Для этого сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рас... Большее число участников пока не целесообразно, т. Гирлянды аналогий будут формироваться, в виде списка слов - это могут ... Интерес к совместной деятельности толкал их к обсуждению ассоциаций.

Заключение В теоретических исследованиях о развитии креативности у старших дошкольников в игре мы опирались на следующие положения креативность связана с развитием личности и интеллекта, воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника.

Опираясь на исследования Л.С.Выготского, центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению. Игра может рассматриваться и как условие развития творческих способностей. Хотя достаточным условием она становится тогда, когда взрослый осуществляет педагогическое руководство, создает эмоционально - положительную обстановку, не разрушает инициативу и свободу выбора ребенка.

Для педагогического руководства в игре в целях развития творчества ребенка старшего дошкольного возраста исследователи предлагают использовать специальные методы, необходимые для развития креативности метод постановки игровой задачи, метод мозгового штурма, метод гирлянд и ассоциаций. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предложить.

Что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если создать следующие условия Создание эмоционально - благополучной атмосферы в группе детского сада. Гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководств воспитателя. Специальная работа, проводимая взрослым, по развитию творческих способностей старших дошкольников в сюжетно - ролевой игре. Для проверки гипотезы нам необходимо было провести опытно - экспериментальное обследование На констатирующем этапе исследования мы выявили особенности проявления творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста выяснили условия, используемые педагогом в работе по развитию креативности.

На основании проведенных наблюдений, а также организации специальной, продуктивной деятельности было определено три уровня развития творчества у детей старшего дошкольного возраста 1 уровень низкий , 2 уровень средний , 3 уровень высокий. Нами был сделан вывод о преобладании у старших дошкольников низкого уровня развития креативности, что связано с отсутствием специальной работы по организации творческой среды.

Было установлено, что взрослый руководствуется чаще либеральным стилем общения. Детям предоставлена полная свобода действия, т. е. практически не организована творческая деятельность. Взрослые не принимают участия в деятельности детей. На формирующем этапе исследования мы ставили целью проведение целенаправленной работы по организации творческой среды.

Была проведена работа по созданию предметно - игровой среды на отрыв ребенка от стереотипов. Использовалось стимулирующее влияние взрослого на игру детей. Фоном для такого влияния являлись отношения между взрослым и детьми, чтобы ребенок не чувствовал себя скованно, проявляя творческую активность. Под стимулирующим влиянием взрослого мы понимали подбор и использование ряда активизирующих творческий потенциал ребенка методов метод постановки игровой задачи, метод мозгового штурма, метод гирлянд и ассоциаций.

Контрольный эксперимент подтверждает эффективность выбранной нами методики. Был отмечен заметный рост по всем показателям развития творческих способностей, дети стали более самостоятельными в выборе темы, проявляли фантазию, придумывая что-то новое, оригинальное. Уже на формирующем этапе исследования мы заметили усиление творческой активности детей, стремление предложить свой вариант замысла.

Таким образом, наше предположение о том, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если соблюдать следующие условия создание эмоционально - благополучной атмосферы в группе детского сада гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в сюжетно - ролевой игре нашло подтверждение в ходе экспериментально - опытной части проведенного исследования.

Литература 1. Анастази А. Психологическое тестирование книга 2 пер. с англ. под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского М. Пед-ка, 1982 336 с ил. 2. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей Психол. Журнал 1995 т.16 5 С.49-58. 3. Болотина Л. Р Комарова Т.С Баранов С. П. Дошкольная педагогика М. Академия, 1998. 4. Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей. Дошкольное воспитание 1965 5. 5. Воспитателю о детской игре Пособие для воспитателя дет.сада Под ред. Т. А. Марковой М. Просвещение, 1982 128 с ил. 6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.

Изд. 2-е, М 1957. 7. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования М 1956. 8. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте М 1956 С.432-433. 9. Дьяченко О. М Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников М 1984. 10. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре М 1963. 11. Жуковская Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх Дошкольное воспитание 1988 10. 12. Запорожец А. В. Избранные психологические труды В 2-х т. т. I. Психологическое развитие ребенка М. Педагогика, 1986 320 с ил. 13. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры. Дошкольное воспитание 1965 10. 14. Иванова Н. И. Воображение и творчество детей.

Дошкольное воспитание 1987 10. 15. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Пособие для воспитателей детского сада М. Просвещение, 1985 192с ил. 16. Косенко Н. Т. Формирование творческой активности в игре. Дошк. восп 1989 12. 17. Крупская Н. К. Пед. соч М 1959 т. 6 С.54-55. 18. Кудрявцев В Синельников В. Ребенок - дошкольник к диагностике творческих способностей Дошк. воспитание 1995 9. 19. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.

Изд. 2-е М 1965. 20. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры. Психологическая наука и образование М 1996 3. 21. Люблинская А. А. Детская психология.

Учебное пособие для студентов педагогических институтов М. Просвещение, 1971. 22. Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд М 1965 С. 234-235. 23. Макаренко А. С. Игра. соч М 1957 т. IV С. 376. 24. Михайленко Н. Я Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре. Дошкольное воспитание 1993 4 С.18-23. 25. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры М 1991. 26. Одаренные дети пер. с англ. общ. ред. Бурменской и Слуцкого М 1991. 27. Основы психодиагностики.

Под. ред. А. Г. Шмелева Ростов на Дону, 1996. 28. Панов В. И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности. Прикладная психология 1998 3 С.33-48. 29. Педагогический словарь в 2-х томах. Том первый М 1960. 30. Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В Исследователь игры детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание 1995 12. 31. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика М. Педагогика, 1976. 32. Проблемы дошкольной игры психолого-педагогический аспект.

Под ред. Н. Н. Подьякова, Н. Я. Михайленко М 1987. 33. Психология и педагогика игры дошкольника. Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой М 1966. 34. Психологический словарь, Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. Научн. -исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. Акад. Пед. наук СССР М. Педагогика, 1983 448 с ил. 35. Пчелкина В. Книга - источник детского творчества. Дошк. восп 1981 6. 36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.

Изд. 2-е М, 1946. 37. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях из опыта работы Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова Под ред. М. А. Васильевой. -М. Просвещение, 1986 112 с. 38. Савенков Л. И. Детская одаренность в познавательной сфере. Дошк. восп 1998 5-6. 39. Сухомлинский В. А. Избр. Пед. соч М 1979 Т. I С.104. 40. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника Практикум М 1999. 41. Усова А. П. К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими Ученые записки ЛГПИ им. Герцена Л 1947 Т. 56. 42. Флерина Е. А, Эстетическое воспитание дошкольника М 1961 С.140. 43. Хазратова Н. В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста.

Индивидуальность и способности М. 1994 С.93-114, Приложения с.114-117 . 44. Художественное творчество и ребенок. Под. ред. Н. А. Ветлугиной М 1972. 45. Чернов А. В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей Ростов на Дону, 1962. 46. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка - дошкольника Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию М 1949. 47. Эльконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей. Дошкольное воспитание 1976 5. 48. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры. В сб. психология и педагогика игры дошкольника М 1966. 49. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры. В сб. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста М 1948. 50. Эльконин Д. Б. Психология игры М 1978. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Экспериментальная группа 1. Акулов Артем 5 лет 7 месяцев 2. Бачурин Вадим 5 лет 2 месяца 3. Гайдуков Марк 5 лет 9 месяцев 4. Гусев Саша 6 лет 1 месяц 5. Коноплева Рита 5 лет 3 месяца 6. Першиков Саша 5 лет 8 месяца 7. Пищулина Вика 5 лет 5 месяцев 8. Саввина Настя 6 лет 2 месяца 9. Степанов Артем 5 лет 4 месяца 10. Феодори Саша 5 лет 11 месяцев Контрольная группа 1. Абрамов Коля 5 лет 3 месяца 2. Белых Настя 6 лет 4 месяца 3. Есина Настя 5 лет 9 месяцев 4. Кривоносова Лена 6 лет 7 месяцев 5. Купавцев Саша 5 лет 11 месяцев 6. Мазин Витя 6 лет 1 месяц 7. Редникин Коля 5 лет 4 месяца 8. Соловьева Маша 5 лет 5 месяцев 9. Урюпин Максим 5 лет 10 месяцев 10. Филин Сережа 5 лет 3 месяца ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРОТОКОЛ 1 Школа Вика П Давайте играть в школу.

Я буду учительница.

Настя С А я - ученица.

Рита К Можно я тоже буду играть? Я буду ученицей. Вика П Ладно. Сейчас будем учиться. Садитесь за парты. У нас урок математики. Настя С А я не хочу урок математики. Пусть будет чтения! Вика П. Я учитель и я лучше знаю, какой должен быть урок. Сейчас мы будем решать примеры.

Задумывается. Сколько будет 3 1? Настя. поднимая руку - Четыре. Вика П А сколько будет 8-2? Рита К Я знаю, я знаю, можно я! Шесть! Вика П. Чтобы ответить, надо поднять руку. Рита К. поднимает руку и отвечает 8-2 6. Вика П Молодец. Теперь будем решать задачу. Настя С А я хочу читать. Вика П. Хорошо, у нас звонок звонит в колокольчик. Урок математики закончен. Следующий урок - чтение. А сейчас перемена.

Затем звонит в колокольчик. Звонок на урок, звонок на урок! Настя С. Теперь я буду учительницей. Рита К. перебивая - Нет, я! Настя С. Давай сначала я, а потом ты. Вика П. Раз так, то я с вами не играю. Играйте вдвоем. Настя С. Ну и я не буду. Пойдем лучше играть в куклы. ПРОТОКОЛ 2 Семья Рита К Давайте играть в семью. Я буду мамой. А ты показывает на Вику будешь моя дочка. Согласна? Вика П Да. Саша Ф А я буду папой. Марк Г Ладно я тоже буду папой? Рита К Нет, ты будешь сыночком. Два папы не бывает.

Марк Г Ну, хорошо, я буду сыночком. Мам, пойдем в магазин за игрушкой. Рита К У меня нет денег. Я пошла готовить обед. Саша Ф Я пойду на работу делает вид, что одевается. Где мои ключи от машины? Рита К Посмотри на столе. Вика П Пап, я нашла твои ключи. Возьми меня с собой на работу. Саша Ф Нет, там надо работать. Берет ключи и уходит. Рита К. Дочка, или в спальню, играй в куклы, не мешайся под ногами. Марк Г Я тогда пойду на улицу играть в ребятами. Рита К Подожди, надо поесть.

Накрывает на стол. Ешь суп! Марк Г Не буду, я такой не люблю. Рита К Тогда не пойдешь гулять. Вика П. выходит - Мам, я хочу есть. Рита К. ставит на стол еще одну тарелку - Ешь. Вика П. делает вид, что ест - Вкусно! Марк Г. Ну, если вкусно, то я немного съем берет ложку и делает вид, что ест. Рита К Ну, что, поели? Дети - Да. Вита К Тогда вместе идите гулять, а я буду мыть посуду и подожду вашего папу. Саша Ф Давайте, как будто я уде пришел домой. Рита К Давай, или садись на диван и читай газету.

Воспитатель Дети, собираем игрушки и подходим ко мне. ПРОТОКОЛ 3 Дом Саша П Давайте играть в дом спрашивает у воспитателя, можно ли взять конструктор для постройки дома. Вадим Б Я буду с тобой строить дом. А потом буду работать строителем. Если сломается что-нибудь, говорите мне. Вика П В доме должны быть мама и папа. Ты указывает на Настю будешь моей сестрой. Берет куклы. Это наши дочки. Настя С Я не буду сестрой. Я буду сторожить дом, я охранник взяла пистолет и стоит в входа в дом. Саша П. И Вадим Б Дом готов.

Заходите все, будем все в этом доме жить. Зашли все дети - 5 человек. Вика П Все живут в своей квартире. Отделяет стульчиком квартиры. Садитесь и занимайтесь своими делами. Саша П Я работаю шофером, если что-то на работу пойдет, заходите ко мне, я вас подожду. Вадим Б. задумчиво - Я строитель. Вика П Я ухожу в зоопарк с детьми выходит, Настя ее пропускает и дает пропуск-листик. Настя С Это пропуск. Будете проходить в дом по нему. Саша П Я уезжаю на работу, буду возить грузы.

Артем А Я с тобой буду их возить. Возьмем эту машину показывает на самую большую и погрузим кирпичи. Настя С Я библиотекарь берет книги и раздает всем. Завтра принесите. Вадим Б. продолжает подстраиваться дом. Саша П. И Артем А. крича всем - Теперь будет ночь. Все в дом. Настя С Да пора спать. Все заходят в дом по квартирам и имитируют сон. Воспитатель - Ну, вот и поспали, теперь занятие. ПРОТОКОЛ 4 Больница Воспитатель - Дети, поиграйте в больницу. Артем С. Я буду врачом одевает халат, садится за стол. А кто будет медсестрой? Рит, будешь? Рита К Буду тоже одевает халат. Я буду принимать больных.

Артем С Медсестра, вызывайте больных. Рита К Входите, больной. Заходит Саша Г придерживая руку, и говорит - Я сломал руку. Помогите, доктор. Артем С Садитесь, пожалуйста. Давайте посмотрим, что у вас осматривает руку, нажимая на нее, говорит Где больно, скажите. Саша Г Ой, больно. Артем С Да у вас не перелом, а вывих. Саша Г Нет, перелом.

Артем С Я лучше знаю. У вас вывих. Рита К Да, больной. Не спорьте. У вас вывих. Артем С Медсестра, держите больного за плечи. Берет руку и дергает ее. Саша Г Ой, больно! Вы что? У меня не по-настоящему вывих! Артем С Терпите, больной. Медсестра выпишет таблетки, и вы будете их пить. А сейчас забинтую руку бинтует руку. Походите с перевязкой недельку, а потом придете. Рита К. подает листок Саше - Вот рецепт, по нему получите таблетки. Артем С Идите, больной. Саша Г. выходит. Рита К Теперь я доктор садится за стол. Артем С. снимает халат - Я не хочу быть медсестрой.

Играй одна. Уходит. ПРОТОКОЛ 5 Строители Артем А Ребята, давайте поиграем в строителей. Будем строить бензоколонку. Саша Ф Давай. Артем, ты будешь строитель, а я беде на КамАЗе возить кирпичи. Настя С А можно я буду играть с вами? Я буду работать в столовой и готовить вам обед. Артем А Ладно. Испеки нам пирог. Настя С. подходит к газовой плите и ставит в духовку форму. Вика П. подходит к телефону, берет трубку и набираем какой-то номер - Строители, идите обедать.

Заходят Артем А, Саша Ф. и Марк Г. Настя С Ребята, обед готов, идите мыть руки и садитесь за стол. Поев, ребята сказали спасибо и занялись своей работой. Марк Г. прилетел на вертолете - Я тоже буду возить вам кирпичи. А вы мне за это построите гараж. Артем А Мы не строим для вертолетов гаражи. Мы строим для машин. Если хочешь себе гараж, то приезжай на машине. Марк Г Хорошо, приеду. Вот привезу еще кирпичей. Ой, за мной папа пришел! До свидания! Уходит.

Саша Ф И за мной мама пришла. Завтра доиграем. Убегает. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Экспериментальная группа Критерии развития креативности Дети Задания Оригинальность Быстрота Гибкость Вариатив-ность Общ. балл 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1. Акулов Артем 2 2 2 3 2 2 1 1 1 2 1 2 21 2.Бачурин Вадим 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 13 3.Гайдуков Марк 2 2 3 3 3 3 2 1 1 2 1 1 24 4.Гусев Саша 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 14 5.Коноплева Рита 2 2 2 3 2 2 2 1 1 1 1 1 23 6. Першиков Саша 2 3 3 3 3 3 2 1 2 1 1 2 26 7. Пищулина Вика 2 2 2 3 3 3 2 2 2 2 3 2 28 8.Саввина Настя 3 2 2 3 3 3 2 2 1 1 2 1 25 9. Степанов Артем 3 3 3 3 3 3 1 1 1 2 1 2 26 10. Феодори Саша 3 3 3 3 3 3 3 2 3 2 3 3 34 Контрольная группа Критерии развития креативности Дети Задания Оригинальность Быстрота Гибкость Вариатив-ность Общ. балл 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1. Абрамов Коля 2 1 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 24 2. Белых Настя 3 2 2 3 3 2 2 3 3 3 3 3 32 3. Есина Настя 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 2 1 15 4. Кривоносова Лена 2 2 3 3 2 2 2 1 2 2 1 2 24 5. Купавцев Саша 3 2 3 3 3 3 2 3 3 3 2 3 33 6. Мазин Витя 2 3 2 3 2 3 2 1 2 3 2 2 27 7. Редникин Коля 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 14 8. Соловьева Маша 2 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 26 9. Урюпин Максим 1 2 2 1 1 1 1 1 2 2 1 1 16 10. Филин Сережа 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 25 Низкий уровень 1 баллу 12-19 баллам Средний уровень 2 баллам 20-27 баллам Высокий уровень 3 баллам 28-36 баллам ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Способность оригинально обыграть игрушку примеры протоколов 1. Воспитатель видя, что Вика сидит одна, подходит к ней и достает из-за спины игрушку Лису Алису и говорит - Вика, к нам в гости пришла Лиса Алиса, ей очень скучно, она хочет с тобой поиграть.

Вика П. с интересом смотрит на новую игрушку, оживляется - Пойдем, Алиса, я тебя покормлю.

Сегодня я испекла очень вкусный пирог.

Вот ты его и попробуешь. Кормит лису. Ой, Алиса, а что у тебя с лапой? Ты, наверное, ушиблась? Марк, давай ты будешь врачом и полечишь Алису? Марк Г Давай одевает халат. Вика П Доктор, Лиса Алиса разбила лапу. Полечите ее. Марк Г. рассматривает лапу, делает вид, что мажет, выписывает рецепт лекарства - Не переживайте, до свадьбы заживет.

Вика П Спасибо, доктор. До свидания. А сейчас, Алиса, я уложу тебя спать. Укладывает. Спокойной ночи. Уходит. 2. Воспитатель - Вадим, посмотри, какую я принесла игрушку. Ее зовут Лиса Алиса. Поиграй с ней. Вадим Б. рассматривает игрушку не торопясь, берет на руки, поглаживает, начинается ходить с ней по комнате. Затем подходит к столу, сажает лису на стул, ставит тарелку на стол, делает вид, что кормит.

Покормив, укладывает спать. Уходит. 3. Воспитатель - К нам в гости сегодня пришла Лиса Алиса. Рита, ей очень скучно, она хотела поиграть с тобой. Рита К. медленно подходит к игрушке, неторопливо рассматривает ее, трогает уши, нос, хвост, берет на руки - Ты будешь мой дочкой. Несет в игровой уголок Я пойду на работу, а ты сиди, играй в комнате. Никуда не уходи. Я скоро приду. Сажает лису на кровать и уходит. Приходит через несколько минут с покупками.

Алиса, я пришла, принесла много вкусненького. Иди скорее столу, будем ужинать. Приносит игрушку, сажает за стол. Вот торт, вот пирожки. Это все я тебе принесла. Кушай. кормит лису. О, уже очень поздно, тебе, наверное, пора домой. Отдает игрушку воспитателю. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Придумай сюжет по условию примеры протоколов 8. Воспитатель - Саша, как ты будешь играть, если в твою семью придет Доктор Айболит? Саша П Если ко мне в гости придет Доктор Айболит, то сначала я познакомлю его со своим медведем Мишей. Мы сядем к нему на спину Это очень большой медведь.

Он больше меня. и поедем кататься. Сначала Миша отвезет нас ко мне в спальню, там мы поиграем в мои игрушки. Потом он нас повезет в зал. Там мы с Доктором Айболитом посмотрим мультфильм Ну, погоди! и сказку про Ивана Царевича. А когда мы устанем смотреть, то нас Миша отвезет в спальню, и мы ляжем спать. 9. Воспитатель - Настенька, расскажи мне, как ты будешь играть, если в твою семью придет Доктор Айболит? Настя С. задумавшись - Он будет меня лечить.

У меня будет болеть животик, а он мне его посмотрит, помнет, потом даст таблетку. Я ее съем и выздоровею. Мама скажет ему спасибо и проводит до двери. 10. Воспитатель - Артем, как ты будешь играть, если в твою семью придет Доктор Айболит? Артем С Я буду шофером такси и буду возить Доктора Айболита к больным. Он их будет лечить. Сначала он вылечит мою собаку. У меня есть собака. Зовут ее Динга. У нее болит лапа. Вот, значит, Айболит вылечит ей лапу, потому он полечит птичку. У нас на крыше живет птичка.

У нее сломано крыло, и она не летает. Я кормлю ее. Доктор Айболит вылечит птичку, и он снова станет летать. А потом я отвезу его домой, потому что будет вечер и ему пора будет спать. 7. Воспитатель - Рита, представь себе, что в твою семью пришел Доктор Айболит. Как ты с ним будешь играть? Рита К. задумавшись В семью. Он будет папой, я мамой, а Катя кукла - дочкой. Папа будет ходить на работу, он будет работать врачом и лечить больных.

Я буду готовить обед, а потом кормить его и Катю. А когда Катя заболеет, мы приедем к нему на работу, и он полечит свою дочку. А потом наступит ночь, и мы пойдем спать. ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Экспериментальная группа Критерии развития креативности Дети Задания Оригинальность Быстрота Гибкость Вариатив-ность Общ. балл 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1. Акулов Артем 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 2 3 31 2.Бачурин Вадим 2 1 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 22 3.Гайдуков Марк 3 2 3 2 3 3 2 2 2 3 3 3 32 4.Гусев Саша 2 3 2 2 2 2 3 2 3 2 2 2 26 5.Коноплева Рита 3 2 3 2 2 3 3 3 3 3 3 3 33 6. Першиков Саша 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 35 7. Пищулина Вика 3 2 3 3 3 3 3 2 3 2 3 3 31 8.Саввина Настя 2 3 3 3 2 3 3 2 3 3 3 3 33 9. Степанов Артем 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 2 3 34 10. Феодори Саша 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 36 Контрольная группа Критерии развития креативности Дети Задания Оригинальность Быстрота Гибкость Вариатив-ность Общ. балл 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1. Абрамов Коля 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 24 2. Белых Настя 3 2 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 34 3. Есина Настя 1 1 1 2 2 1 2 1 1 1 2 1 16 4. Кривоносова Лена 2 2 3 3 2 2 2 2 2 2 1 2 25 5. Купавцев Саша 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 36 6. Мазин Витя 2 3 2 3 2 3 2 2 3 3 3 2 30 7. Редникин Коля 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 14 8. Соловьева Маша 2 3 3 3 2 3 2 3 3 3 2 2 31 9. Урюпин Максим 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 23 10. Филин Сережа 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 25 Низкий уровень 1 баллу 12-19 баллам Средний уровень 2 баллам 20-27 баллам Высокий уровень 3 баллам 28-36 баллам ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Способность оригинально обыграть игрушку примеры протоколов 2. Воспитатель - Саша, посмотри, кто к нам пришел.

Это Лиса Алиса. Она хотела бы с тобой поиграть.

Саша Ф. рассматривает игрушку - А почему она такая грустная? Воспитатель - Никто с ней не играет.

Ей очень скучно. Саша Ф Алиса, я с тобой буду играть. Хочешь, покатаю тебя на машине. Покажу все, что находится у нас в садике. Воспитатель - Конечно, она очень хочет познакомиться с детским садом. Саша Ф. подвозит грузовую машину, сажает лису в кузов и везет ее по групповой комнате - Вот здесь, Алиса, у нас уголок природы.

Тут живут попугай, хомячок и черепашка. Проезжает дальше. А здесь у нас столовая. Девочки здесь готовят обед. А здесь у нас магазин. Хочешь, я тебе чего-нибудь куплю? покупает торт. Ешь торт, очень вкусный. Мама мне всегда такой печет. Поела? А теперь я покажу тебе раздевалку. Вот мой шкафчик показывает, затем везет снова в группу. Татьяна Васильевна, Лиса Алиса развеселилась.

Я ей показал все. Отдает игрушку. 5. Воспитатель - Настя, к нам сегодня в гости пришла Лиса Алиса. Настя С. с огромным интересом смотрит на игрушку и перебивая воспитателя, говорит А можно я с ней поиграю? Воспитатель - Конечно, играй. Настя С. с радостью берет игрушку - Сейчас я с тобой буду играть. Я буду мамой, а ты - моей дочкой. Я буду готовить обед, а ты пока поиграешь. Накрывает на стол, делает вид, что накладывает в тарелку пищу. Алиса, доченька, иди кушать. Обед готов. И не забудь помыть руки. Кормит игрушку.

А после обеда ты должна поспать. Укладывает лису в постель, поет колыбельную песенку и идет убирать со стола. Помыв посуду, будит Алису. Сейчас мы с тобой пойдем в зоопарк. Несет в уголок природы. Вот это черепашка. Видишь, какая она красивая. А вот попугай. Ой, за мной пришла мама. Ладно, Алиса, я пойду домой, а завтра мы с тобой поиграем еще. Уходит. 9. Воспитатель - Артем, к нам сегодня в гости пришла Лиса Алиса. Она мне сказал, по секрету, что очень хочет с тобой поиграть.

Артем И. оживляется - Я тоже очень хочу с ней поиграть. Пойдем говорит лисе, я тебя покатаю на вертолете, и с высоты ты посмотришь на нашу группу. Сажает лису на вертолет. Держись крепче, мы взлетаем. Поднимает вертолет и издает звуки работающего вертолета. Вот, видишь, лисичка, как красиво сверху! Вон там показывает на живой уголок у нас зоопарк, а там - столовая, здесь - больница. А видишь лисонька, какие маленькие люди - вон там с кирпичами сидит Сашка, а девочка с косичкой - это Вика, а там, вдалеке, видишь, в полосатой футболке - это Марк. А теперь полетели к Татьяне Васильевне.

А то она, наверное, волнуется. Привозит лису к воспитателю, отдает, говорит спасибо, уходит, возвращается, говорит До свидания, Алиса. Приходи еще. Уходит. ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Придумай сюжет по условию примеры протоколов 1. Воспитатель - Вика, как бы ты играла, если бы в твою семью приехал Доктор Айболит? Вика П Если ко мне придет Доктор Айболит, мы с ним будем играть очень весело. Сначала я покажу ему свои игрушки и мою любимую куклу Сонечку, мне ее папа из Москвы привез.

А Москва - это большой город. Да, а играть мы с ним будем в больницу. Я буду медсестрой, а Доктор Айболит будет врач. Я ему буду назначать пациентов и приносить карточки. Он будет смотреть карточки и по рецепту будет их лечить, ну, пациентов. Пауза. Воспитатель - А кто будет пациентами? Вика П Как то? Конечно, мои друзья слон, Машка - это моя кошка, а еще Сонечка. Сонечка будет приходить и жаловаться на головную боль, а вот у меня голова никогда не болит.

А когда мы поиграем, я скажу Доктору Айболиту спасибо и провожу до двери. И потом я его еще приглашу в гости. Вот. 2. Воспитатель - Марк, расскажи мне, как ты будешь играть, если в твою семью придет Доктор Айболит? Марк Г Я буду строитель и построю ему больницу. А мой брат, Владик, будет работать на КамАЗе и возить кирпичи. Когда мы построим больницу, красивую больницу, то Доктор Айболит захочет в ней работать. К нему будут приходить больные мой кошка Мурка, и попугай Кеша. А потом мы все вместе пойдем пить чай с пирогом, который испекла мама. Она печет вкусные пироги.

Увидев маму. Ура! Мама пришла. До свидания. Уходит. 3. Воспитатель - Сашенька, как ты будешь играть, если в твою семью приедет Доктор Айболит? Саша Ф. оживляясь - Ну, сначала я ему покажу свою комнату. Я посажу его на ковер-самолет он у меня в комнате лежит и буду с высоты ее показывать. Я знаю, Доктору Айболиту у меня понравится, потому что у меня много разных красивых игрушек медведь, собака Шарик, Бетмен, много роботов, машин, даже есть танк, красивый такой.

А когда Айболит рассмотрит мои игрушки, мы с ним поиграем в больницу, только врачом буду я, а он - пациент. У него очень сильно болит рука. Она даже опухла, мне станет очень жалко Айболита и я ему полечу руку. Я ее забинтую и выпишу лекарства. А когда рука у него пройдет, он будет доктором, а я - больным.

– Конец работы –

Используемые теги: Сюжетно-ролевая, Игра, детей, старш, дошкольного, возраста0.094

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Воспитание целеустремленности в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач: • Во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную… В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое… А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.…

Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения
Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Через активное пение у детей… У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические… Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается…

Использования дидактических игр для ознакомления с окружающим детей старшего дошкольного возраста
Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре… Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них… Е.И.Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, заявила о новом…

Игра – как вид деятельности у детей дошкольного возраста
Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на… Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре Цель курсовой работы Теоретически обосновать и…

Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного… Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого.

Использование игровых приемов при коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
Игра - единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и… Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических…

Теоретические основы формирования творческой активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности с художественным содержанием
В своей деятельности, и прежде всего в своих играх, которые теперь вышли за узкие рамки мани-пулирования с окружающими предметами и общения с… Именно в динамику игры вплетено психическое разви-тие ребенка. Художественная… Художественная игра играет большую роль в развитии индивидуальности ребенка, его нравственных качеств, по-буждает к…

Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста
По мнению авторов Л.И. Божович, А.А. Бодалв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других ребнок как самая чувствительная часть социума подвержен… В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные… Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалв, А.И. Захаров,…

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в… Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное…

Сократический (воспитательный) диалог как психолого-педагогическое условие развития спонтанных мировоззренческих понятий детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Особую остроту, актуальность проблема содержания, методов и форм воспитания приобретает в драматические, переломные моменты развития общества, в… Ребенок считает свою точку зрения, свои представления относительно способов… Свою собственную душевную, духовную организацию ребенок принимает за тождественную ценностям других людей. Под…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам