рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблемы развития творческих способностей детей в педагогической теории и практики

Проблемы развития творческих способностей детей в педагогической теории и практики - раздел Педагогика, Творческие способности детей в игре Проблемы Развития Творческих Способностей Детей В Педагогической Теории И Пра...

Проблемы развития творческих способностей детей в педагогической теории и практики. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием творчество, творческая деятельность. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом.

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. В данной работе будет рассмотрена проблема развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, техническая и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления.

В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление 6, 436 . Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями 1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей в данном случае важно не их качество, а их количество . 2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей. 3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми . 4. Законченность - способность совершенствовать свой продукт или придавать ему законченный вид. Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности 14,6-36 1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие. 2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы. 3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой. 4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части. 5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия. 6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту. 7. Гибкость мышления. 8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки. 9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний. 10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. 11. Лёгкость генерирования идей. 12. Творческое воображение. 13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории 12, 55 1. Релизм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. 2. Умение видеть целое раньше частей. 3. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу. 4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности поведения предметов в этих условиях. Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ теория решения изобретательских задач и АРИЗ алгоритм решения изобретательских задач считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности 9,86 1. Способность рисковать. 2. Дивергентное мышление. 3. Гибкость в мышлении и действиях. 4. Скорость мышления. 5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые. 6. Богатое воображение. 7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений. 8. Высокие эстетические ценности. 9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей 1. Развитие воображения. 2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика.

Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, ее способности 7 19 . В Педагогике Сластенина под творческой понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.

К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной. Психологи, при характеристике творчества, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний.

При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез Выготский Л. С Пономарев Я. А Давыдов В. В Шмелев А. Г Среди предпосылок и оснований, характерных для проявления творческих способностей, отечественные психологи выделяют перцептивные особенности личности, обладающие творческим потенциалом, которые выражаются в необыкновенной напряженности внимания, огромной впечатлительности, восприимчивости.

К числу интеллектуальных проявлений относят интуицию, могучую фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность знаний.

Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность. Особенности мотивации деятельности усматривают в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе.

Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности 31 27 . Л. С. Выготский, обращаясь к творчеству, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства. В работах Пономарева Я. А. отмечается, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых не возможно подлинное творчество 31 . Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, что обеспечивает творчество, многие исследователи указывают на воображение Выготский Л. С Кабалевский Д. и др. Хотя в психологии существует и другой взгляд, утверждающий, что центральным компонентом творчества является познавательная активность человека Матюшкин, для нас важна точка зрения, в которой утверждается, что творчество обеспечивается развивающимся воображением и, соответственно, креативность во многом зависит от воображения 6,141 поэтому мы обращаемся к этой характеристике.

В философском словаре под воображением фантазией понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов представлений путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Различают воображение воссоздающее и творческое.

Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу.

Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т. е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.

Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях Л. С. Выготский, Д. Б.Эльконин, А. В.Запорожец, А. И. Леонтьев, А. В.Петровский, Д. В. Менджерицкая и др. Так, концепция Л. С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на комбинирующей способности мозга 6,98 .Отсюда продукты творческой деятельности выступают как кристаллизованное воображение. Л. С. Выготский выделил четыре формы, связывающие воображение с действительностью 1. Воображение опирается на опыт, новое создается из элементов действительности.

Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображения . 2. Воображение выступает как средство расширения опыта. Это высшая форма связи воображения с реальностью, которая возможна только благодаря чужому или социальному опыту . 3. Эмоциональная связь, которая проявляется двояко 1 Воображение руководствуется эмоциональным фактором - внутренней логикой чувств, чувства влияют на воображение. Это наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения . 2 Воображение влияет на чувства, проявляется закон эмоциональной реальности воображения . 4. Воображение становится действительностью, когда оно кристаллизируется, воплощается, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Это полный круг творческой деятельности воображения, возможный также и для субъективного воображения, опирающегося на эмоции.

Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов творчество, как и способность к нему, выраженная понятием креативность, развивается.

Развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта. По этому нашей задачей в данном параграфе и является рассмотрение креативности в детстве. Развитие креативности тесно связано, как было показано выше, с развитием воображения ребенка, поэтому мы остановимся на развитии воображения у дошкольников.

Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом 6 8 .Отсюда автор делает вывод о необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Развитие воображения в детском возрасте зависит не только опыта, но и от потребностей и интересов в которых эти потребности выражаются от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности от воплощения продуктов воображения в материальную форму от технического умения от традиций развитие тех образцов творчества, которые влияют на человека, а также от окружающей среды стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды. Детское воображение имеет образный характер, его функционирование - это особого типа переструктурирование образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ 6 . Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению, переструктурированию опыта.

Так происходит обобщение опыта деятельности, которое у ребенка выражается в способности комбинирования.

Важную роль в процессе комбинирования играет основной механизм мышления, анализ через синтез, т.к. преобразование объекта осуществляется на основе новых свойств объекта через включение его в новые связи с другими предметами 36 . А. В. Петровский выделяет такие приемы комбинирования в воображении соединение частей разнородных объектов и изменения количества частей предмета и смещения. Подобные, присущие детям приемы воображения, называет и Я. А.Дудецкий - включение объекта в новую ситуацию, изменение условий действия объекта, одушевление неживой природы, придание объекту несвойственных ему качеств.

В исследованиях О.М. Дьяченко установлено, что воображение у дошкольников имеет два компонента порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. Автор отмечает, что при построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, в отличии от них дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями 9,142 . Таким образом, обращаясь к характеристике творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии.

Психологи утверждают также, что развитие творчества качественно меняет личность человека. Поэтому логично обращение исследователей к рассмотрению творчества как свойство личности.

Личность - термин, обозначающий 1 человеческого индивида как субъекта отношений и социальной деятельности или 2 устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности 34,94 . Согласно взглядам Л. С. Выготского, В. В. Давыдова и других авторов личность рассматривается как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества.

Креативность - это характеристика личности, свидетельствующая о способности личности к творчеству. Поэтому ряд исследователей, как отечественных, так и зарубежных, определяют креативность как способность или свойство личности Л. С. Выготский, Гилфорд, Торранс. Так, Е.П. Торранс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии и т.д. Автор считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата 1,45 . Фромм понятие креативности трактует, как способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта 26,31 . В ряде исследований креативность связывают с интеллектом Ж. Пиаже, В. Штерн. Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

В некоторых психологических концепциях интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни В. Штерн, Ж. Пиаже. Попытка изучения продуктивных творческих компонентов интеллекта была предпринята представителями гештальт-психологии М. Вертхеймер, В. Келер, разработавшими понятие инсайта.

Существует как минимум три основных подхода к, отношению интеллекта и креативности 27,95 . Представители первого подхода утверждают, что как таковой креативности нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности.

Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация ценности, личностные черты А. Дж. Танненбаум, А. Маслоу, О. Б. Богоявленская и др К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений в неопределенных и сложных ситуациях.

Другой подход предполагает характеристику креативности как творческой способности, которая является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я. А. Пономарев. В более мягком варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция, т. е. связь. Третий подход строится на связи уровня развития интеллекта и уровня творческих способностей.

Эту точку зрения разделяют практически все специалисты в области интеллекта Г. Айзенк, Д. Векслер, А. Термен и др В концепции Торренса, названной теория интеллектуального порога, автор считает, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому, чем выше коэффициент интеллекта, тем выше творческая способность.

Многие отечественные исследователи обращались к определению критериев креативности в связи с изучением творческих проявлений человека в различных видах деятельности в речевой, изобретательной, музыкальной.

Для большинства авторов характерно выделение среди критериев оригинальности, вариативности, гибкости и многих других, что объединяет исследователей Т. Г. Комарова, Р. Г. Казакова, Н. А. Витлугина и др Так, О. М. Дьяченко к основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относит 1. Оригинальность выполнения детьми творческих задач. 2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других 9,159 . Зарубежные исследователи также пытались охарактеризовать критерии креативности Дж. Гауэн, Дж. Гилфорд и др Такие попытки были предприняты даже раньше, чем в отечественной психологии.

Так Дж. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности 1 оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы 2 семантическая гибкость - способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование 3 образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования 4 семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.

Общий интеллект не включается в структуру креативности. Позже Дж. Гилфорд упоминает шесть параметров креативности 1 способность к обнаружению и постановки проблем 2 способность к генерированию большого числа идей 3 гибкость - способность к продуцированию различных идей 4 оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно 5 способность усовершенствовать объект, добавляя детали 6 способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу 27 . Примеры показателей Дж. Гилфорда свидетельствуют о том, что автор делает акцент на связи как с интеллектом, так и личностью.

Джон Гауэн рассматривает креативность в связи с проблемой одаренности детей. С этих позиций автор не только дает определение креативности, но и выделяет ее критерии, которые важны для нашей исследовательской работы.

Джон Гауэн считает, что одной из сфер одаренности является креативность. Такой ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующие его знания, работу демонстрирует высокий энергетический уровень высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей часто делает все по-своему независим, некомфортен изобретателен в изобразительно деятельности, в играх, в использовании материалов и идей часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации способен по разному подойти к проблеме или к использованию материалов гибкость способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх 26,301 . Таким образом, проведенный в данном параграфе анализ взглядов различных исследователей на проблему развития творческих способностей позволил нам выяснить, что креативность - это способность к творчеству.

В данном случае творчество понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся.

Исследования психологов и педагогов позволяют нам связать креативность с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Опираясь на исследования Л. С. Выготского, мы можем утверждать, что центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению.

Для нашей экспериментальной работы важно выделить критерии творчества. Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволили нам выделить следующие основные критерии 1 оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры 2 быстрота - способность быстро адаптироваться в сложной ситуации 3 гибкость - способность предложить новое использование для известного объекта 4 вариативность - умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Для нашего исследования важно не только остановиться на характеристике творчества, но также рассмотреть, как развивается способности к творчеству на этапе дошкольного детства и какую роль имеет игровая деятельность в этом развитии. 1.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Творческие способности детей в игре

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении… В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблемы развития творческих способностей детей в педагогической теории и практики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте
Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческ

Значение игр в формировании личности
Значение игр в формировании личности. Психологи издавна изучают игры детей и взрослых, отыскивая их функции специфическое содержание сравнивая с другими видами деятельности. Необходимость в

Игра в художественно-творческой деятельности дошкольников
Игра в художественно-творческой деятельности дошкольников. Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразитель

Диагностика творческих способностей у дошкольников
Диагностика творческих способностей у дошкольников. Гипотеза Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, ес

Формирующий этап исследования
Формирующий этап исследования. На формирующем этапе исследования нам необходимо создать эмоционально-благополучную атмосферу для детей. В понятие эмоционально-благополучная атмосфера мы вклю

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги