рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Творческие способности детей в игре

Творческие способности детей в игре - раздел Педагогика, Оглавление Введение Глава 1. Психолого-Педагогические Основы Развития Творчес...

Оглавление Введение Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте1. Проблемы развития творческих способностей детей в педагогической теории и практики2. Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте3. Основные формы, методы и средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста Глава 2. Игра как средство развития творческих способностей дошкольников 2.1. Значение игр в формировании личности2. Игра в художественно-творческой деятельности дошкольников 3. Педагогические основы организации творческой игр дошкольников Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у дошкольников в процессе игры1. Диагностика творческих способностей у дошкольников2. Констатирующий этап 3.Формирующий этап исследования 3.4. Результаты экспериментальной работа Заключение Литература Введение Творческие способности - далеко не новый предмет исследования.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена.

Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым.

Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении этих отношений отводится игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления. Этим определяется актуальность исследования тех обстоятельств взаимной координации взрослого и ребенка, благодаря которым игра приобретает социализирующее значение.

Успех реальной социализации дошкольника, таким образом, зависит от того, насколько взрослый осознает собственную необходимость для развития ребенка в игре. Такую позицию взрослого описывает характерный для современной педагогики личностно - ориентированный подход, в рамках которого игра дошкольников рассматривается не только как подготовка к взрослой жизни, но и как реальное творческое так как для ребенка окружающий мир всегда в чем-то новый приобретение социального опыта.

В отечественной психологии богатые традиции изучения игры, опирающиеся на работу Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина. Сегодня научный уровень исследования творческих способностей в игре характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом, обусловлены стремлением исследователей, разрешить исходные противоречия, заложенные в фундаментальных основаниях этой теории Т. А. Маркова, Д. Б. Эльконин. Творчество и социализация выступают здесь как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая, Д. Б. Эльконин и другие. Развитие творческости, креативности рассматривается исследователями как основное направление развития личности.

Исследователи подчеркивают возможность педагогического руководства игровой деятельностью в целях развития творчества ребенка Р. И. Жуковская, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, И. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Я. А. Пономарев и другие. Для этой цели в психолого-педагогической литературе разработаны методики Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, С. Л. Новоселовой и других.

И хотя проблема креативности в игре получила развитие в психолого-педагогических исследованиях Л. С. Выготский, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Д. Б. Эльконин и другие, требует дальнейшего изучения вопрос об особенностях педагогического руководства игрой в целях развития творчества.

На практическую значимость этого вопроса указывают многие авторы, констатируя, что в дошкольном учреждении игра либо пускается на самотек, либо недопустимо регламентируется Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко и другие. В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как развивать творчество ребенка в игре. Они опираются на свою интуицию, свой опыт и часто делают ошибки.

Это обусловливает актуальность темы нашего исследования. Объектом исследования данной работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте в процессе игры. Цель данного исследования - изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родителей.

В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи - выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа научной и методической литературы определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей определение основных направлений и педагогических задач по развитию креативных способностей в дошкольном возрасте определение эффективности работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей детей выявление эффективности игровых форм, методов развития креативных способностей на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта.

Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие развитию креативности дошкольников в игровой деятельности. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитиет ворческих способностей дошкольников в игре может быть успешным, если соблюдать следующие условия 1 создание эмоционально - благополучной атмосферы в группе детского сада 2 гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя 3 специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в сюжетно - ролевой игре. В данной работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования. 1. Изучение, анализ и обобщение научно - теоретических источников по данной теме. 2. Диагностика творческих способностей детей. 3. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческих способностей детей в процессе игры. Экспериментальной базой для исследования стали группы ДОУ Зорька 14 с. Натырбово.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1.

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте 1.1.

Проблемы развития творческих способностей детей в педагогической теории и практики

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, ... 7. 4. Согласно взглядам Л. Гилфорд и др Такие попытки были предприняты даже раньше, чем в отечест...

Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте

Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способно... Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих с... Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности... Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её р... Дьяченко и Н.Е.

Игра как средство развития творческих способностей дошкольников

Игра как средство развития творческих способностей дошкольников 2.1.

Значение игр в формировании личности

Психологи издавна изучают игры детей и взрослых, отыскивая их функции ... Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в са... М. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому явл... 19,8 2.2.

Игра в художественно-творческой деятельности дошкольников

Рассмотрим более подробно некоторые разновидности художественной игры ... Л.С.Выготский доказал, что развитие детского воображения непосредствен... 2.3. Выражается в совершенствовании ребенком своих действий по ходу развити... Для ознакомления родителей с задачами художественного воспитания детей...

Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у дошкольников в процессе игры

Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у дошкольников в процессе игры 3.1.

Диагностика творческих способностей у дошкольников

Я. Для оценки этого задания были выделены три уровня I уровень - высокий ... Оценивается одним баллом. приложение 2 показали, что ролевые действия детей не всегда согласован... Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деяте...

Формирующий этап исследования

На формирующем этапе исследования нам необходимо создать эмоционально-... Предложить вспомнить вместе известную сказку. Если дети забыли часть сказки, можно включиться вне очереди Я вспомнил... По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные событ... Проявление экспериментатора, выражающееся отсутствием жестких оценок, ...

Заключение I. В теоретических исследованиях о развитии творчества у дошкольников в игре мы опирались на следующие положения креативность связана с развитием личности и интеллекта, воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника.

Опираясь на исследования Л.С.Выготского, центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению.

II. Игра может рассматриваться и как условие развития творческих способностей. Хотя достаточным условием она становится тогда, когда взрослый осуществляет педагогическое руководство, создает эмоционально - положительную обстановку, не разрушает инициативу и свободу выбора ребенка.

Для педагогического руководства в игре в целях развития творчества ребенка старшего дошкольного возраста исследователи предлагают использовать специальные методы, необходимые для развития творческих способностей метод постановки игровой задачи, метод мозгового штурма, метод гирлянд и ассоциаций. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предложить. Что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если создать следующие условия 1 Создание эмоционально - благополучной атмосферы в группе детского сада. 2 Гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководств воспитателя. 3 Специальная работа, проводимая взрослым, по развитию творческих способностей старших дошкольников в сюжетно - ролевой игре. III. Для проверки гипотезы нам необходимо было провести опытно - экспериментальное обследование 1. На констатирующем этапе исследования мы выявили особенности проявления творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста выяснили условия, используемые педагогом в работе по развитию креативности.

На основании проведенных наблюдений, а также организации специальной, продуктивной деятельности было определено три уровня развития творчества у детей старшего дошкольного возраста 1 уровень низкий , 2 уровень средний , 3 уровень высокий. Нами был сделан вывод о преобладании у старших дошкольников низкого уровня развития креативности, что связано с отсутствием специальной работы по организации творческой среды.

Было установлено, что взрослый руководствуется чаще либеральным стилем общения.

Детям предоставлена полная свобода действия, т. е. практически не организована творческая деятельность. Взрослые не принимают участия в деятельности детей. 2. На формирующем этапе исследования мы ставили целью проведение целенаправленной работы по организации творческой среды. Была проведена работа по созданию предметно - игровой среды на отрыв ребенка от стереотипов. Использовалось стимулирующее влияние взрослого на игру детей.

Фоном для такого влияния являлись отношения между взрослым и детьми, чтобы ребенок не чувствовал себя скованно, проявляя творческую активность. Под стимулирующим влиянием взрослого мы понимали подбор и использование ряда активизирующих творческий потенциал ребенка методов метод постановки игровой задачи, метод мозгового штурма, метод гирлянд и ассоциаций. 3. Контрольный эксперимент подтверждает эффективность выбранной нами методики. Был отмечен заметный рост по всем показателям развития творческих способностей, дети стали более самостоятельными в выборе темы, проявляли фантазию, придумывая что-то новое, оригинальное. Уже на формирующем этапе исследования мы заметили усиление творческой активности детей, стремление предложить свой вариант замысла.

Таким образом, наше предположение о том, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если соблюдать следующие условия 1 создание эмоционально - благополучной атмосферы в группе детского сада 2 гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя 3 специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в сюжетно - ролевой игре нашло подтверждение в ходе экспериментально - опытной части проведенного исследования.

Литература 1. Анастази А. Психологическое тестирование книга 2 пер. с англ. под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского М. Пед-ка, 1982 336 с. 2. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей Психол.

Журнал 1995 т.16 5 С.49-58. 3. Болотина Л. Р Комарова Т.С Баранов С. П. Дошкольная педагогика М. Академия, 1998. 4. Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей. Дошкольное воспитание 2005 5. 5. Воспитателю о детской игре Пособие для воспитателя дет.сада Под ред. Т. А. Марковой М. Просвещение, 1982 128 с. 6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М 1957. 7. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования М 1956. 8. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте М 1956 С.432-433. 9. Дьяченко О. М Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников М 1984. 10. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре М 1963. 11. Жуковская Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх Дошкольное воспитание 1999 10 с24 12. Запорожец А. В. Избранные психологические труды В 2-х т. т. I. Психологическое развитие ребенка М. Педагогика, 1986 320 с. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры. Дошкольное воспитание 1995 10. 13. Иванова Н. И. Воображение и творчество детей.

Дошкольное воспитание 1997 10. 14. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Пособие для воспитателей детского сада М. Просвещение, 1985 192с ил. 15. Косенко Н. Т. Формирование творческой активности в игре. Дошк. восп 1999 12. 16. Крупская Н. К. Пед. соч М 1959 т. 6 С.54-55. 17. Кудрявцев В Синельников В. Ребенок - дошкольник к диагностике творческих способностей Дошк. воспитание 1995 9. 18. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.

Изд. 2-е М 1965. 19. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры. Психологическая наука и образование М 1996 3. 20. Люблинская А. А. Детская психология.

Учебное пособие для студентов педагогических институтов М. Просвещение, 1971. 21. Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребенка. -М. Просвещение,1965 С. 234-235. 22. Макаренко А. С. Игра. соч М 1957 т. IV С. 376. 23. Михайленко Н. Я Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре. Дошкольное воспитание 2003 4 С.18-23. 24. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры М 1991. 25. Одаренные дети пер. с англ. общ. ред. Бурменской и Слуцкого М 1991. 26. Основы психодиагностики.

Под. ред. А. Г. Шмелева Ростов на Дону, 1996. 27. Панов В. И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности. Прикладная психология 1998 3 С.33-48. 28. Педагогический словарь в 2-х томах.

Т.1 - М 1960. 29. Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В Исследователь игры детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание 1995 12 c-41 30. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика М. Педагогика, 1976. 31. Проблемы дошкольной игры психолого-педагогический аспект. Под ред. Н. Н. Подьякова, Н. Я. Михайленко М 1987. 32. Психология и педагогика игры дошкольника. Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой М 1966. 33. Психологический словарь, Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. Научн. -исслед.

Ин-т общей и педагогической психологии. Акад. Пед. наук СССР М. Педагогика, 1983 448 с ил. 34. Пчелкина В. Книга - источник детского творчества. Дошк. восп 1991 6. 35. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е М, 1946. 36. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях из опыта работы Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова Под ред. М. А. Васильевой. -М. Просвещение, 1986 112 с. 37. Савенков Л. И. Детская одаренность в познавательной сфере.

Дошк. восп 1998 5-6 С.14 38. Сухомлинский В. А. Избр. Пед. соч М 1979 Т. I С.104. 39. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника Практикум М 1999. 40. Усова А. П. К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими Ученые записки ЛГПИ им. Герцена Л 1947 Т. 56. 41. Флерина Е. А, Эстетическое воспитание дошкольника М 1961 С.140. 42. Хазратова Н. В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста.

Индивидуальность и способности М. 1994 С.93-114, Приложения с.114-117 . 43. Художественное творчество и ребенок. Под. ред. Н. А. Ветлугиной М 1972. 44. Чернов А. В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей Ростов на Дону, 1962. 45. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка - дошкольника Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию М 1949. 46. Эльконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей. Дошкольное воспитание 1976 5. 47. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры. В сб. психология и педагогика игры дошкольника М 1966. 48. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры. В сб. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста М 1948. 49. Эльконин Д. Б. Психология игры М 1978. ?1 Экспериментальная группа 1. Акулов Артем 5 лет 7 месяцев 2. Бачурин Вадим 5 лет 2 месяца 3. Гайдуков Марк 5 лет 9 месяцев 4. Гусев Саша 6 лет 1 месяц 5. Коноплева Рита 5 лет 3 месяца 6. Першиков Саша 5 лет 8 месяца 7. Пищулина Вика 5 лет 5 месяцев 8. Саввина Настя 6 лет 2 месяца 9. Степанов Артем 5 лет 4 месяца 10. Феодори Саша 5 лет 11 месяцев Контрольная группа 1. Абрамов Коля 5 лет 3 месяца 2. Белых Настя 6 лет 4 месяца 3. Есина Настя 5 лет 9 месяцев 4. Кривоносова Лена 6 лет 7 месяцев 5. Купавцев Саша 5 лет 11 месяцев 6. Мазин Витя 6 лет 1 месяц 7. Редникин Коля 5 лет 4 месяца 8. Соловьева Маша 5 лет 5 месяцев 9. Урюпин Максим 5 лет 10 месяцев 10. Филин Сережа 5 лет 3 месяца ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРОТОКОЛ 1 Школа Вика П Давайте играть в школу.

Я буду учительница.

Настя С А я - ученица.

Рита К Можно я тоже буду играть? Я буду ученицей. Вика П Ладно. Сейчас будем учиться. Садитесь за парты. У нас урок математики. Настя С А я не хочу урок математики. Пусть будет чтения! Вика П. Я учитель и я лучше знаю, какой должен быть урок. Сейчас мы будем решать примеры. Задумывается. Сколько будет 3 1? Настя. поднимая руку - Четыре. Вика П А сколько будет 8-2? Рита К Я знаю, я знаю, можно я! Шесть! Вика П. Чтобы ответить, надо поднять руку. Рита К. поднимает руку и отвечает 8-2 6. Вика П Молодец.

Теперь будем решать задачу. Настя С А я хочу читать. Вика П. Хорошо, у нас звонок звонит в колокольчик. Урок математики закончен. Следующий урок - чтение. А сейчас перемена. Затем звонит в колокольчик. Звонок на урок, звонок на урок! Настя С. Теперь я буду учительницей. Рита К. перебивая - Нет, я! Настя С. Давай сначала я, а потом ты. Вика П. Раз так, то я с вами не играю. Играйте вдвоем.

Настя С. Ну и я не буду. Пойдем лучше играть в куклы. ПРОТОКОЛ 2 Семья Рита К Давайте играть в семью. Я буду мамой. А ты показывает на Вику будешь моя дочка. Согласна? Вика П Да. Саша Ф А я буду папой. Марк Г Ладно я тоже буду папой? Рита К Нет, ты будешь сыночком. Два папы не бывает. Марк Г Ну, хорошо, я буду сыночком. Мам, пойдем в магазин за игрушкой. Рита К У меня нет денег. Я пошла готовить обед. Саша Ф Я пойду на работу делает вид, что одевается. Где мои ключи от машины? Рита К Посмотри на столе.

Вика П Пап, я нашла твои ключи. Возьми меня с собой на работу. Саша Ф Нет, там надо работать. Берет ключи и уходит. Рита К. Дочка, или в спальню, играй в куклы, не мешайся под ногами. Марк Г Я тогда пойду на улицу играть в ребятами. Рита К Подожди, надо поесть. Накрывает на стол. Ешь суп! Марк Г Не буду, я такой не люблю. Рита К Тогда не пойдешь гулять. Вика П. выходит - Мам, я хочу есть. Рита К. ставит на стол еще одну тарелку - Ешь. Вика П. делает вид, что ест - Вкусно! Марк Г. Ну, если вкусно, то я немного съем берет ложку и делает вид, что ест. Рита К Ну, что, поели? Дети - Да. Вита К Тогда вместе идите гулять, а я буду мыть посуду и подожду вашего папу. Саша Ф Давайте, как будто я уде пришел домой.

Рита К Давай, или садись на диван и читай газету. Воспитатель Дети, собираем игрушки и подходим ко мне. ПРОТОКОЛ 3 Дом Саша П Давайте играть в дом спрашивает у воспитателя, можно ли взять конструктор для постройки дома. Вадим Б Я буду с тобой строить дом. А потом буду работать строителем.

Если сломается что-нибудь, говорите мне. Вика П В доме должны быть мама и папа. Ты указывает на Настю будешь моей сестрой. Берет куклы. Это наши дочки. Настя С Я не буду сестрой. Я буду сторожить дом, я охранник взяла пистолет и стоит в входа в дом. Саша П. И Вадим Б Дом готов. Заходите все, будем все в этом доме жить. Зашли все дети - 5 человек. Вика П Все живут в своей квартире. Отделяет стульчиком квартиры. Садитесь и занимайтесь своими делами.

Саша П Я работаю шофером, если что-то на работу пойдет, заходите ко мне, я вас подожду. Вадим Б. задумчиво - Я строитель. Вика П Я ухожу в зоопарк с детьми выходит, Настя ее пропускает и дает пропуск-листик. Настя С Это пропуск. Будете проходить в дом по нему. Саша П Я уезжаю на работу, буду возить грузы. Артем А Я с тобой буду их возить. Возьмем эту машину показывает на самую большую и погрузим кирпичи. Настя С Я библиотекарь берет книги и раздает всем. Завтра принесите. Вадим Б. продолжает подстраиваться дом. Саша П. И Артем А. крича всем - Теперь будет ночь. Все в дом. Настя С Да пора спать.

Все заходят в дом по квартирам и имитируют сон. Воспитатель - Ну, вот и поспали, теперь занятие. ПРОТОКОЛ 4 Больница Воспитатель - Дети, поиграйте в больницу. Артем С. Я буду врачом одевает халат, садится за стол. А кто будет медсестрой? Рит, будешь? Рита К Буду тоже одевает халат. Я буду принимать больных. Артем С Медсестра, вызывайте больных. Рита К Входите, больной.

Заходит Саша Г придерживая руку, и говорит - Я сломал руку. Помогите, доктор. Артем С Садитесь, пожалуйста. Давайте посмотрим, что у вас осматривает руку, нажимая на нее, говорит Где больно, скажите. Саша Г Ой, больно. Артем С Да у вас не перелом, а вывих. Саша Г Нет, перелом. Артем С Я лучше знаю. У вас вывих. Рита К Да, больной. Не спорьте. У вас вывих. Артем С Медсестра, держите больного за плечи. Берет руку и дергает ее. Саша Г Ой, больно! Вы что? У меня не по-настоящему вывих! Артем С Терпите, больной.

Медсестра выпишет таблетки, и вы будете их пить. А сейчас забинтую руку бинтует руку. Походите с перевязкой недельку, а потом придете. Рита К. подает листок Саше - Вот рецепт, по нему получите таблетки. Артем С Идите, больной. Саша Г. выходит. Рита К Теперь я доктор садится за стол. Артем С. снимает халат - Я не хочу быть медсестрой. Играй одна. Уходит. ПРОТОКОЛ 5 Строители Артем А Ребята, давайте поиграем в строителей. Будем строить бензоколонку. Саша Ф Давай. Артем, ты будешь строитель, а я беде на КамАЗе возить кирпичи.

Настя С А можно я буду играть с вами? Я буду работать в столовой и готовить вам обед. Артем А Ладно. Испеки нам пирог. Настя С. подходит к газовой плите и ставит в духовку форму. Вика П. подходит к телефону, берет трубку и набираем какой-то номер - Строители, идите обедать. Заходят Артем А, Саша Ф. и Марк Г. Настя С Ребята, обед готов, идите мыть руки и садитесь за стол. Поев, ребята сказали спасибо и занялись своей работой.

Марк Г. прилетел на вертолете - Я тоже буду возить вам кирпичи. А вы мне за это построите гараж. Артем А Мы не строим для вертолетов гаражи. Мы строим для машин. Если хочешь себе гараж, то приезжай на машине. Марк Г Хорошо, приеду. Вот привезу еще кирпичей. Ой, за мной папа пришел! До свидания! Уходит. Саша Ф И за мной мама пришла. Завтра доиграем. Убегает. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Экспериментальная группа Критерии развития креативности Дети Задания Оригинальность Быстрота Гибкость Вариативность Общ. балл 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1. Акулов Артем 2 2 2 3 2 2 1 1 1 2 1 2 21 2.Бачурин Вадим 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 13 3.Гайдуков Марк 2 2 3 3 3 3 2 1 1 2 1 1 24 4.Гусев Саша 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 14 5.Коноплева Рита 2 2 2 3 2 2 2 1 1 1 1 1 23 6. Першиков Саша 2 3 3 3 3 3 2 1 2 1 1 2 26 7. Пищулина Вика 2 2 2 3 3 3 2 2 2 2 3 2 28 8.Саввина Настя 3 2 2 3 3 3 2 2 1 1 2 1 25 9. Степанов Артем 3 3 3 3 3 3 1 1 1 2 1 2 26 10. Феодори Саша 3 3 3 3 3 3 3 2 3 2 3 3 34 Контрольная группа Критерии развития креативности Дети Задания Оригинальность Быстрота Гибкость Вариатив-ность Общ. балл 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1. Абрамов Коля 2 1 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 24 2. Белых Настя 3 2 2 3 3 2 2 3 3 3 3 3 32 3. Есина Настя 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 2 1 15 4. Кривоносова Лена 2 2 3 3 2 2 2 1 2 2 1 2 24 5. Купавцев Саша 3 2 3 3 3 3 2 3 3 3 2 3 33 6. Мазин Витя 2 3 2 3 2 3 2 1 2 3 2 2 27 7. Редникин Коля 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 14 8. Соловьева Маша 2 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 26 9. Урюпин Максим 1 2 2 1 1 1 1 1 2 2 1 1 16 10. Филин Сережа 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 25 Низкий уровень 1 баллу 12-19 баллам Средний уровень 2 баллам 20-27 баллам Высокий уровень 3 баллам 28-36 баллам ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Способность оригинально обыграть игрушку примеры протоколов 1. Воспитатель видя, что Вика сидит одна, подходит к ней и достает из-за спины игрушку Лису Алису и говорит - Вика, к нам в гости пришла Лиса Алиса, ей очень скучно, она хочет с тобой поиграть.

Вика П. с интересом смотрит на новую игрушку, оживляется - Пойдем, Алиса, я тебя покормлю.

Сегодня я испекла очень вкусный пирог.

Вот ты его и попробуешь.

Кормит лису. Ой, Алиса, а что у тебя с лапой? Ты, наверное, ушиблась? Марк, давай ты будешь врачом и полечишь Алису? Марк Г Давай одевает халат. Вика П Доктор, Лиса Алиса разбила лапу. Полечите ее. Марк Г. рассматривает лапу, делает вид, что мажет, выписывает рецепт лекарства - Не переживайте, до свадьбы заживет. Вика П Спасибо, доктор. До свидания. А сейчас, Алиса, я уложу тебя спать.

Укладывает. Спокойной ночи. Уходит. 2. Воспитатель - Вадим, посмотри, какую я принесла игрушку. Ее зовут Лиса Алиса. Поиграй с ней. Вадим Б. рассматривает игрушку не торопясь, берет на руки, поглаживает, начинается ходить с ней по комнате. Затем подходит к столу, сажает лису на стул, ставит тарелку на стол, делает вид, что кормит. Покормив, укладывает спать. Уходит. 3. Воспитатель - К нам в гости сегодня пришла Лиса Алиса. Рита, ей очень скучно, она хотела поиграть с тобой. Рита К. медленно подходит к игрушке, неторопливо рассматривает ее, трогает уши, нос, хвост, берет на руки - Ты будешь мой дочкой.

Несет в игровой уголок Я пойду на работу, а ты сиди, играй в комнате. Никуда не уходи. Я скоро приду. Сажает лису на кровать и уходит. Приходит через несколько минут с покупками. Алиса, я пришла, принесла много вкусненького. Иди скорее столу, будем ужинать. Приносит игрушку, сажает за стол. Вот торт, вот пирожки. Это все я тебе принесла. Кушай. кормит лису. О, уже очень поздно, тебе, наверное, пора домой.

Отдает игрушку воспитателю. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Придумай сюжет по условию примеры протоколов 8. Воспитатель - Саша, как ты будешь играть, если в твою семью придет Доктор Айболит? Саша П Если ко мне в гости придет Доктор Айболит, то сначала я познакомлю его со своим медведем Мишей. Мы сядем к нему на спину Это очень большой медведь. Он больше меня. и поедем кататься. Сначала Миша отвезет нас ко мне в спальню, там мы поиграем в мои игрушки. Потом он нас повезет в зал. Там мы с Доктором Айболитом посмотрим мультфильм Ну, погоди! и сказку про Ивана Царевича.

А когда мы устанем смотреть, то нас Миша отвезет в спальню, и мы ляжем спать. 9. Воспитатель - Настенька, расскажи мне, как ты будешь играть, если в твою семью придет Доктор Айболит? Настя С. задумавшись - Он будет меня лечить. У меня будет болеть животик, а он мне его посмотрит, помнет, потом даст таблетку. Я ее съем и выздоровею. Мама скажет ему спасибо и проводит до двери. 10. Воспитатель - Артем, как ты будешь играть, если в твою семью придет Доктор Айболит? Артем С Я буду шофером такси и буду возить Доктора Айболита к больным.

Он их будет лечить. Сначала он вылечит мою собаку. У меня есть собака. Зовут ее Динга. У нее болит лапа. Вот, значит, Айболит вылечит ей лапу, потому он полечит птичку. У нас на крыше живет птичка. У нее сломано крыло, и она не летает. Я кормлю ее. Доктор Айболит вылечит птичку, и он снова станет летать. А потом я отвезу его домой, потому что будет вечер и ему пора будет спать. 7. Воспитатель - Рита, представь себе, что в твою семью пришел Доктор Айболит.

Как ты с ним будешь играть? Рита К. задумавшись В семью. Он будет папой, я мамой, а Катя кукла - дочкой. Папа будет ходить на работу, он будет работать врачом и лечить больных. Я буду готовить обед, а потом кормить его и Катю. А когда Катя заболеет, мы приедем к нему на работу, и он полечит свою дочку. А потом наступит ночь, и мы пойдем спать. ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Экспериментальная группа Критерии развития креативности Дети Задания Оригинальность Быстрота Гибкость Вариатив-ность Общ. балл 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1. Акулов Артем 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 2 3 31 2.Бачурин Вадим 2 1 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 22 3.Гайдуков Марк 3 2 3 2 3 3 2 2 2 3 3 3 32 4.Гусев Саша 2 3 2 2 2 2 3 2 3 2 2 2 26 5.Коноплева Рита 3 2 3 2 2 3 3 3 3 3 3 3 33 6. Першиков Саша 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 35 7. Пищулина Вика 3 2 3 3 3 3 3 2 3 2 3 3 31 8.Саввина Настя 2 3 3 3 2 3 3 2 3 3 3 3 33 9. Степанов Артем 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 2 3 34 10. Феодори Саша 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 36 Контрольная группа Критерии развития креативности Дети Задания Оригинальность Быстрота Гибкость Вариатив-ность Общ. балл 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1. Абрамов Коля 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 24 2. Белых Настя 3 2 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 34 3. Есина Настя 1 1 1 2 2 1 2 1 1 1 2 1 16 4. Кривоносова Лена 2 2 3 3 2 2 2 2 2 2 1 2 25 5. Купавцев Саша 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 36 6. Мазин Витя 2 3 2 3 2 3 2 2 3 3 3 2 30 7. Редникин Коля 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 14 8. Соловьева Маша 2 3 3 3 2 3 2 3 3 3 2 2 31 9. Урюпин Максим 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 23 10. Филин Сережа 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 25 Низкий уровень 1 баллу 12-19 баллам Средний уровень 2 баллам 20-27 баллам Высокий уровень 3 баллам 28-36 баллам ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Способность оригинально обыграть игрушку примеры протоколов 2. Воспитатель - Саша, посмотри, кто к нам пришел.

Это Лиса Алиса. Она хотела бы с тобой поиграть.

Саша Ф. рассматривает игрушку - А почему она такая грустная? Воспитатель - Никто с ней не играет.

Ей очень скучно.

Саша Ф Алиса, я с тобой буду играть. Хочешь, покатаю тебя на машине. Покажу все, что находится у нас в садике. Воспитатель - Конечно, она очень хочет познакомиться с детским садом. Саша Ф. подвозит грузовую машину, сажает лису в кузов и везет ее по групповой комнате - Вот здесь, Алиса, у нас уголок природы. Тут живут попугай, хомячок и черепашка. Проезжает дальше. А здесь у нас столовая. Девочки здесь готовят обед. А здесь у нас магазин.

Хочешь, я тебе чего-нибудь куплю? покупает торт. Ешь торт, очень вкусный. Мама мне всегда такой печет. Поела? А теперь я покажу тебе раздевалку. Вот мой шкафчик показывает, затем везет снова в группу. Татьяна Васильевна, Лиса Алиса развеселилась. Я ей показал все. Отдает игрушку. 5. Воспитатель - Настя, к нам сегодня в гости пришла Лиса Алиса. Настя С. с огромным интересом смотрит на игрушку и перебивая воспитателя, говорит А можно я с ней поиграю? Воспитатель - Конечно, играй.

Настя С. с радостью берет игрушку - Сейчас я с тобой буду играть. Я буду мамой, а ты - моей дочкой. Я буду готовить обед, а ты пока поиграешь. Накрывает на стол, делает вид, что накладывает в тарелку пищу. Алиса, доченька, иди кушать. Обед готов. И не забудь помыть руки. Кормит игрушку. А после обеда ты должна поспать. Укладывает лису в постель, поет колыбельную песенку и идет убирать со стола. Помыв посуду, будит Алису. Сейчас мы с тобой пойдем в зоопарк. Несет в уголок природы.

Вот это черепашка. Видишь, какая она красивая. А вот попугай. Ой, за мной пришла мама. Ладно, Алиса, я пойду домой, а завтра мы с тобой поиграем еще. Уходит. 9. Воспитатель - Артем, к нам сегодня в гости пришла Лиса Алиса. Она мне сказал, по секрету, что очень хочет с тобой поиграть. Артем И. оживляется - Я тоже очень хочу с ней поиграть. Пойдем говорит лисе, я тебя покатаю на вертолете, и с высоты ты посмотришь на нашу группу. Сажает лису на вертолет. Держись крепче, мы взлетаем. Поднимает вертолет и издает звуки работающего вертолета.

Вот, видишь, лисичка, как красиво сверху! Вон там показывает на живой уголок у нас зоопарк, а там - столовая, здесь - больница. А видишь лисонька, какие маленькие люди - вон там с кирпичами сидит Сашка, а девочка с косичкой - это Вика, а там, вдалеке, видишь, в полосатой футболке - это Марк. А теперь полетели к Татьяне Васильевне. А то она, наверное, волнуется. Привозит лису к воспитателю, отдает, говорит спасибо, уходит, возвращается, говорит До свидания, Алиса. Приходи еще. Уходит.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Придумай сюжет по условию примеры протоколов 1. Воспитатель - Вика, как бы ты играла, если бы в твою семью приехал Доктор Айболит? Вика П Если ко мне придет Доктор Айболит, мы с ним будем играть очень весело. Сначала я покажу ему свои игрушки и мою любимую куклу Сонечку, мне ее папа из Москвы привез. А Москва - это большой город. Да, а играть мы с ним будем в больницу. Я буду медсестрой, а Доктор Айболит будет врач. Я ему буду назначать пациентов и приносить карточки.

Он будет смотреть карточки и по рецепту будет их лечить, ну, пациентов. Пауза. Воспитатель - А кто будет пациентами? Вика П Как то? Конечно, мои друзья слон, Машка - это моя кошка, а еще Сонечка. Сонечка будет приходить и жаловаться на головную боль, а вот у меня голова никогда не болит. А когда мы поиграем, я скажу Доктору Айболиту спасибо и провожу до двери. И потом я его еще приглашу в гости. Вот. 2. Воспитатель - Марк, расскажи мне, как ты будешь играть, если в твою семью придет Доктор Айболит? Марк Г Я буду строитель и построю ему больницу.

А мой брат, Владик, будет работать на КамАЗе и возить кирпичи. Когда мы построим больницу, красивую больницу, то Доктор Айболит захочет в ней работать. К нему будут приходить больные мой кошка Мурка, и попугай Кеша. А потом мы все вместе пойдем пить чай с пирогом, который испекла мама. Она печет вкусные пироги. Увидев маму. Ура! Мама пришла. До свидания. Уходит. 3. Воспитатель - Сашенька, как ты будешь играть, если в твою семью приедет Доктор Айболит? Саша Ф. оживляясь - Ну, сначала я ему покажу свою комнату.

Я посажу его на ковер-самолет он у меня в комнате лежит и буду с высоты ее показывать. Я знаю, Доктору Айболиту у меня понравится, потому что у меня много разных красивых игрушек медведь, собака Шарик, Бетмен, много роботов, машин, даже есть танк, красивый такой. А когда Айболит рассмотрит мои игрушки, мы с ним поиграем в больницу, только врачом буду я, а он - пациент.

У него очень сильно болит рука. Она даже опухла, мне станет очень жалко Айболита и я ему полечу руку. Я ее забинтую и выпишу лекарства. А когда рука у него пройдет, он будет доктором, а я - больным. Приложение 9Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет авторы В. Синельников, В. Кудрявцев 1. Методика Солнце в комнате Основание. Реализация воображения. Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию нереального в реальное в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Материал.

Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце карандаш. Инструкция к проведению. Психолог, показывая ребенку картинку Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано. По перечислении деталей изображения стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д. психолог дает следующее задание Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной. Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для исправления картинки.

Обработка данных. В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе 1. Отсутствие ответа, непринятие задания Не знаю, как исправить , Картинку исправлять не нужно - 1 балл. 2. Формальное устранение несоответствия стереть, закрасить солнышко -2 балла. 3. Содержательное устранение несоответствия а простой ответ Нарисовать в другом месте - Солнышко на улице -3 балла. б сложный ответ переделать рисунок - Сделать из солнышка лампу - 4 балла. 4. Конструктивный ответ отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации Картинку сделать , Нарисовать окно , Посадить солнышко в рамку и т.д. -5 баллов. 2. Методика Складная картинка О с н о в а н и е. Умение видеть целое раньше частей.

Ц е л ь. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

М а т е р и а л. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба размер 10 15 см Инструкция к проведению. Психолог, предъявляя ребенку картинку Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано? Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так? После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - угол, мостик, домик, труба, гармошка. Обработка данных.

В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла.

Всего - 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов 1. Отсутствие ответа, непринятие задания Не знаю , Ничего не станет , Так не бывает - 1 балл. 2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения У утки нет головы , Утка сломалась , Утка разделилась на части и т. д 2 балла. 3. Ответы комбинирующего типа сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию Утка нырнула , Утка заплыла за лодку, построение новых композиций Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку и т. д 3 балла.

Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения привязано не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании Утка стала домиком , Стала похожа на мостик и т. д Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла. 3. Методика Как спасти зайку Основание.

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги. Инструкция к проведению. Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика Познакомься с этим зайчиком.

Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе. Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика? Обработка данных. В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование.

Данные оцениваются по трехбалльной системе. Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка - 1 балл. Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора.

Оценка - 2 балла. Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик Зайка на шарике может улететь или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка.

Оценка - 3 балла. 4. Методика Дощечка Основание. Детское экспериментирование. Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами. Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев размер каждого звена 15 15 см Инструкция к проведению. Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа.

Попробуй это сделать. Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска? Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз. И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам. Обработка данных. При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка называние формы получившегося предмета в результате складывания доски гараж, лодочка и т.д по одному баллу за каждое название.

Максимальное количество баллов изначально не ограничивается. Приложение 10 Игры на развитие ассоциативности мышления Игра Что на что похоже 3-4 человека отгадчики выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает То, что я загадал похоже на и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой 8 , которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.

Сюрреалистическая игра рисунок в несколько рук Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого наброска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка. Волшебные кляксы Перед игрой изготавливают несколько клякс на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам.

Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов. Игра Словоассоциации Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется - с хлебобулочными изделиями с созвучными словами барон, бекон с рифмующимися словами кулон, салон.

Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме. Ассоциативность мышления можно развивать что называется на ходу. Гуляя с детьми можно вместе подумать на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу. Приложение 11. Игры на развитие диалектичности мышления. Игра Хорошо - Плохо Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций.

Ребёнку предлагается проанализировать данный объект предмет и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например карандаш Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий Хорошо, что он длинный плохо, что он остро заточен - можно уколоться Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.

Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал. Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъективной оценке конфеты - хорошо, лекарство - плохо. Обсуждение идёт также как и в варианте 1. Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению положительных и отрицательных качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления.

Например громкая музыка Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть. Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно драка, дружба, мама. Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная цепочка. Например - Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот - Живот болит - это хорошо, можно в детский сад не ходить - Сидеть дома - плохо, скучно - Можно пригласить гостей - и т.д. Одним из возможных вариантов игры Хорошо - плохо стала может быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных измерений в качественные.

Например, конфеты если съесть одну конфету - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить.

Желательно, чтобы игра Хорошо - плохо стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном. Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет выработка у детей умения чётко формулировать противоречие.

Сначала пусть ребёнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий толстый, ленивый трудолюбивый, острый тупой. Затем можно взять любую пару слов, например, острый - тупой, и попросить детей найти такой объект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае острый - тупой - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На последнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать противоречия, используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий всего их более сорока. Приложение 12. Системность мышления Игра Теремок Детям раздаются картинки различных предметов гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в теремке например, ребенок с рисунком гитары. Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина.

Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

Собери фигурки Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок кругов, квадратов, треугольников и т.д. примерно 5-7 фигурок. Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

Нелепицы Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

– Конец работы –

Используемые теги: Творческие, Способности, детей, игре0.076

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Творческие способности детей в игре

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического… Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния,… Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию…

Развитие творческих способностей детей в дошкольном возрасте
Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали… В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху… Если учесть тот факт, что доля умст¬венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть…

Теоретические основы формирования творческой активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности с художественным содержанием
В своей деятельности, и прежде всего в своих играх, которые теперь вышли за узкие рамки мани-пулирования с окружающими предметами и общения с… Именно в динамику игры вплетено психическое разви-тие ребенка. Художественная… Художественная игра играет большую роль в развитии индивидуальности ребенка, его нравственных качеств, по-буждает к…

ДОКЛАД по дисциплине Теория игр и исследование операций На тему: Теория игр, графический метод в теории игр
МИНОБРНАУКИ РОССИИ... ФГБОУ ВПО ВОСТОЧНО СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙИ УПРАВЛЕНИЯ...

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Однако, кто может сказать, какие именно качества потребуются ребенку в будущем? И что окажется важнее успешное освоение школьной программы или… То, что при этом не только не учитываются интересы самого ребенка, но зачастую… Родители, являясь самыми главными людьми в жизни своих детей, напрямую способствуют формированию тех или черт…

История болезни (гепатит B, дискенезия желчевыводящих путей у детей, ИБС, неонатология, пневмония у детей, сахарный диабет у детей)
Диагноз направившего учереждения острый аппендицит. Жалобы Больная поступила с жалобами на слабость, постоянные боли в эпигастральной области и… Анамнез заболевания Начало заболевания постепенное. Боли у больной появились в… Боли купировались. 12-03-2000 больная обратилась к участковому педиатору с жалобами на умеренные, тупые боли в…

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей… Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский,…

Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности
Творческие личности требовались всегда, так как они определяли прогресс человечества. Исследования современных педагогов и психологов указывают на то, что… Выготский Л.С. считает, что одним из важных вопросов детской педагогики и психологии является вопрос о творчестве у…

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного
Это вопрос о развитии умственных способностей человека, об его одаренности.И самое главное — какое влияние на эти способности оказывает развитие… Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходиться говорить о… В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по…

Программа курса "Развитие творческих способностей детей" для обучения студентов филологических факультетов и отделений педагогических учебных заведений
Различные творческие объединения детей собирают под крыло творческих единомышленников, направляют поток их фантазии и вдохновения в нужное русло,… Целью данного курса является становление готовности учителя-словесника к… Реализация курса предусматривает решение следующих задач 1. Формирование представлений о психологических основах и…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам