Цвет как художественно-выразительное средство

Цвет как художественно-выразительное средство. В творчестве любого художника есть периоды, в которые он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме. Так, испанский художник П. Пикассо в одно время работал с холодными цветами, в другой период - с теплыми так называемый голубой и розовый периоды в его творчестве. Одни художники пишут красками теплого оттенка Рембрандт, Рубенс, Д. Левицкий, Тициан, В. Тропинин, другие отдают предпочтение холодным цветам Э. Греко, Мурильо, В. Борисов - Мусатов. Цвет - важнейшее изобразительное средство. Изучение цвета велось уже в глубокой древности, и особенно интенсивно после открытия, сделанного Ньютоном.

Он доказал, что солнечный свет состоит из разноцветных лучей. Разложив его с помощью призмы на составные части, ученый получил цветную полоску - спектр, ставший основным средством классификации цветов.

Если полоску спектра изобразить красками в виде цветового круга, то каждый цвет в нем займет строго определенное место. Все цвета этого круга назвали хроматическими. Они обладают тремя основными свойствами цветовым тоном, насыщенностью и светлотой. Цветовой тон - это оттенок, характеризующий цвет как красный, оранжевый, желтый и т. д. Это главный признак отличающий хроматические цвета. Насыщенность - это степень выраженности цветового тона. Насыщенными называют цвета цветового круга, малонасыщенными - осветленные или затемненные цвета. Насыщенные цвета получают растворением в воде такого количества акварельной краски, которое не дает ни осветленных, ни затемненных цветов я наилучшим образом выявляет цветовой тон Данного цвета.

Малонасыщенный осветленный цвет получают растворением небольшого количества акварельной краски в большом количестве воды добавлением белил в гуашевую краску ослаблением нажима на цветной карандаш. Малонасыщенный затемненный цвет получают соединением данного цвета с другими темными цветами, и в первую очередь с черным.

Светлота - это признак, определяющий цвет как светлый или темный. В цветовом круге наибольшей светлотой обладает желтый цвет, а наименьшей - фиолетовый. Светлота остальных цветов определяется их близостью к желтому или к фиолетовому. Кроме хроматических, входящих в цветовой круг, есть цвета ахроматические - черный, белый, серый. Они обладают только одним свойством - светлотой. Серый цвет содержит три основных оттенка темно-серый, средне-серый и светло-серый.

Эти оттенки серого получают из черной краски, которую разбавляют водой в акварели или белой краской в гуаши, или ослаблением нажима на простой и черный карандаш. Для получения других цветов и различных оттенков пользуются смешением красок. Наиболее частыми видами смешения в практике бывают слагательное и вычитательное. Вычитательное смешение основано на создании одного или нескольких красочных слоев, через которые проходят все цветные лучи белого светового потока при этом цветные лучи преломляются, поглощаются и отражаются, а в глаз попадают лишь те лучи, которые были вычтены красочным слоем из всего цветового потока.

Вычитательное смешение выполняют двумя способами лессировкой и алла прима. Лессировка - это прием живописной техники, позволяющий получить нужные цвета и оттенки наложением одного прозрачного красочного слоя на другой. Первый красочный слой хорошо просушивают, затем поверх него легким прикосновением кисти чтобы не повредить первый красочный слой наносят второй тонкий прозрачный слой краски другого цвета.

Он, как цветное стекло, изменит цвет нижнего красочного слоя, даст новый цвет или новый оттенок цвета. Этот способ смешения красок часто называют работой по-сухому. Алла прима это прием получения цвета механическим смешением красок на палитре или вливанием одной красочной смеси в другую. Нужные краски помещают на палитру. Помешивая кистью, соединяют их в однородную красочную смесь, дающую новый цвет, который наносят на бумагу.

Для получения оттенков в невысохший красочный слой вводят другую краску или красочную смесь. Они плавно соединяются. Этот способ смешения иногда называют работой по-сырому. Слагателъное смешение основано на особенностях нашего зрительного восприятия. Человек на определенном отдалении многоцветную поверхность видит одноцветной. Разные цвета как бы сливаются в один цвет. Сложение цветов происходит на расстоянии, почему слагательное смешение иногда называют пространственным.

Им пользуются текстильная промышленность, производящая цветные ткани, монументально-декоративное искусство при создании живописных панно и мозаичных произведений, набираемых из разноцветных камней. К слагательному смешению красок прибегают живописцы, но пространственно-цветовое изображение в картине получают не ровным наложением одной краски, а нанесением красок нескольких цветов мелкими мазками. Поверхность, окрашенная раздельными мазками, становится живой, подвижной от мерцающих и вспыхивающих цветных пятен и переливающихся цветных масс. Такой вид смешения художники называют техникой разделения.

Три краски - красную, синюю и желтую - называют основными смешивая их, получают многие другие цвета. Например, при смешении красной и желтой красок получается оранжевый цвет, красно-оранжевые и желто- оранжевые оттенки при смешении красной и синей получают фиолетовый цвет, красно-фиолетовые и фиолетово-красные оттенки при смешении синей и желтой получается зеленый цвет, зелено-желтые и желто-зеленые оттенки.

Цвета, полученные от смешения нескольких разноцветных красок, называют производными или сложными. При смешении некоторых красок хроматических цветов образуется не новый хроматический цвет, а серый, ахроматический. Это означает, что данные краски, смешиваясь, взаимно уничтожили свои цветовые оттенки. Однако положенные рядом, эти же краски зрительно усиливают свое цветовое звучание. Такие парные цвета называют дополнительными.

Они находятся в противоположных зонах цветового круга. При смешении красок дополнительного цвета, взятых в не равной, пропорции, получают оттенок того цвета, краски которого взято больше. При смешении красок не дополнительных получают новый, производный хроматический цвет, который будет находиться в цветовом круге между смежными цветовыми зонами. Смешение одной краски с разным количеством воды, смешение двух и более красок, взятых в разных пропорциях и разбавленных разным количеством воды, дает новые цвета и оттенки и тем самым обогащает живописную палитру.

Бесконечное цветовое разнообразие природы заставляло художника, подражая ей, искать новые более тонкие оттенки в изображениях природных форм через усложнение красочных смесей, создавать новые цветосочетания и находить такие технические приемы письма, которые позволяли приблизиться к цветовому богатству предметного мира. Это не только расширяло изобразительные и выразительные возможности живописи, но и способствовало воспитанию чувства цвета, необходимого для того, чтобы видеть красоту окружающего мира. 4.