О природе детского рисования

О природе детского рисования. Детское рисование - хорошо знакомое всем явление, но именно оно вызывает массу вопросов у родителей и педагогов.

Почему дети предпочитают рисование многим другим занятиям? Какое значение оно имеет в развитии детей? Как организовать детское рисование и как им руководить? Как развивать художественные способности детей? Как понимать и оценивать детские рисунки? Ответы на эти вопросы для многих оказываются затруднительными. Не доверяя себе, иные мамы, бабушки, воспитательницы собирают детские рисунки и обращаются к людям авторитетным, знающим и понимающим - психологам, педагогам, художникам Однако часто бывают обескуражены их абсолютно противоречивыми оценками - Нормальные рисунки нормального ребенка, но есть проблемы - скажет психолог Ничего особенного, обычное стереотипное детское рисование, но способности есть, и если есть желание, то надо учить - посоветуют педагоги в детской художественной школе Гениально! Сколько фантазии, какая смелость изображения, какая живость цвета! Не трогайте его, дайте полную свободу творчеству и ни в коем случае ничему не учите воскликнет восторженный художник.

Чем же привлекательно для детей рисование? Что делает его для них столь желанным? Во-первых, рисование доступно поводил палочкой по песку - уже рисунок взял бумагу, карандаш или фломастер и рисуй, где угодно - дома, в гостях, у мамы на работе, с бабушкой, например, в сберкассе во-вторых, оно чувственно волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и переживается все происходящее в рисунке, волнуют сами рисунки в-третьих, оно познавательно помогает разглядеть, узнать, уточнить, освоить, понять многое, да и проверить и показать свои знания в-четвертых, оно выразительно рисуя, можно многое выразить, порою больше и с меньшими трудностями, чем в словах, особенно маленьким детям можно изобразить и выразить свои восторги, желания, мечты, фантазии, предчувствия, страхи, знания, суждения, открытия и многое другое в-пятых, рисование продуктивно рисуешь, и обязательно что-то получается. Рисунок - это сделанная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно их или повесить на стенку, или подарить, или отложить, а потом вновь достать и рассматривать.

Рисование увлекательно, приятно и интересно.

Истинная же ценность детского рисования заключается не в том, какого качества рисунки выставочные, конкурсные, на оценку создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни.

Процесс рисование как деятельная жизнь не менее важен для ребенка, чем результат рисунок. А рисунок, отделенный от автора, обретает новое значение - не только как продукт детского творчества, но и как объект иной, новой деятельности объект показа, изучения, коллекционирования. Итак, детское рисование - это феномен творческой активности детей в возрасте от 1-2 до 10-11 лет, имеющий двигательно-зрительную основу и реализующий многие психические функции, важные для целостного личностного развития ребенка.

Необходимо поэтому при рассматривании и оценке детских рисунков обсуждать с ребенком рисунок, а не его самого, его личность например способный, неспособный, неряха, аккуратист, глупый, слабый, средний, гениальный ребенок и т. п. оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития движется ли ребенок в своем творчестве или остановился, повторяет освоенное, репродуцирует сам себя, а не в сравнении с другими детьми необходимо точно определять цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этими обстоятельствами оценивать работу задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана собственными побуждениями, нашла она отзвук в душе ребенка или исполнена по принуждению пользовался ребенок вспомогательным зрительным материалом или работал по памяти, по воображению был ли достаточный выбор изобразительных средств и т. д. выделять и оценивать его общее настроение, сюжет, смысловую и эмоциональную трактовку, композиционное решение выбор размера рисунка, расположение изображения в формате, выражение степени подчиненности отдельных фигур - режиссура, масштабные отношения, конфигурация форм, ритмическое и колористическое решение, свободу владения изобразительным языком поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, активность авторской позиции в отношении к изображаемому, искренность эмоциональных переживаний в творчестве, чуткость к природе изобразительных материалов и возможностям инструментов, изобретательность в поиске приемов изображения и способов выражения образов и настроений, работу по совершенствованию своего изобразительного языка важно определять и учитывать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образца, калькирование с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствуют творчеству и художественному развитию ребенка, а приводят к механическому воспроизведению чужих решений, служат распространению в детском рисовании безликих шаблонов и стереотипов в самой оценке должно быть явлено доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содержание рисунка она должна быть обстоятельно аргументирована и иметь позитивный характер, чтобы даже при определении недостатков открыть ребенку возможность для их преодоления, исключая при этом прямую подсказку в делании в оценке также может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и формулирование новых задач - тогда она будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием.

В педагогической практике нельзя забывать, что дети творят соответственно собственным потребностям, а не напоказ и неверно ориентировать их только на результат, подменяя поиск образцом, творчество - исполнением, желание - принуждением.

В оценке работ должно поощряться искреннее, оригинальное творчество ребенка, а не послушное репродуцирование.

Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребенок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушаются творческие права ребенка, неверно ориентируется его художественная деятельность и наносится ущерб его целостному личностному развитию.

Это необходимо понимать и помнить всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей. 2.