рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности реализации информатизации в начальной школе

Особенности реализации информатизации в начальной школе - раздел Педагогика, Условия развития интеллектуальных процессов младших школьников средствами компьютерного обучения Особенности Реализации Информатизации В Начальной Школе. В Связи С Изменением...

Особенности реализации информатизации в начальной школе. В связи с изменением экономической жизни, изменилась и структура образования.

Наряду с основной формой обучения выделился блок, в котором информатику как обязательный предмет начинают изучать с первого класса по одиннадцатый. В этой связи актуальными становятся вопросы создания учебных программ непрерывного обучения информатике с 1 по 11 класс. Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.

И, конечно, простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах. Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования. Поэтому обучение имеет циклический характер. Раскрытие темы одного раздела может быть разнесено по всему курсу обучения и идет поэтапно по мере подготовки учащихся.

Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме. Вот почему очень важна роль курса информатики в начальных классах. Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного алгоритмического. Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.

Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.

В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др. В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок в интересную игру. Компьютер дает возможность намного более полного и глубокого, чем при традиционном обучении, понимания процесса умственного развития ребенка.

Современное обучение развивает в детях только одну сторону - исполнительские способности, а более сложная и важная сторона - творческие способности человека отдаются воле случая. В последнее время ширится признание того, что пространственное мышление играет важную роль в овладении математикой и другими учебными дисциплинами, но до сих пор развитию навыков формального пространственного мышления уделяется мало внимания в учебном процессе. Введение информатизации в начальной школе в значительной мере восполняет этот пробел.

Информатизация несет детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества. Сущность творчества - в предугадывании результата. Учащийся, работая с компьютером, становится исследователем, открывателем. Это означает, что он учится делать выводы и обобщать, исходя из собственного опыта. Для иформатизации обучения поставлены следующие задачи знание возможностей и ограничений использования компьютера как инструмента для практической деятельности умение использовать компьютер на практике только в тех случаях, когда это эффективно формирование операционного стиля мышления умение формализовать задачу, выделить в ней логически самостоятельные части формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер Для обучения можно выделить следующие основные разделы и фундаментальные понятия. 1. ИНФОРМАЦИЯ ВОКРУГ НАС. Понятие об информации.

Информация в нашей жизни.

Информация вокруг нас примеры из окружающего мира. Многообразие форм информации рисунки, тексты, звуки и способов ее обработки. Что можно делать с информацией? Получение преобразование, передача, хранение информации. Общие сведения о двоичном кодировании и представлении информации в компьютерах. Требования к знаниям и умениям. Учащиеся должны знать понятие информации, многообразие ее форм, носители информации, информационные процессы передача, обработка, хранение информации. Учащиеся должны уметь приводить примеры информации и информационных процессов приводить примеры носителей информации. 2. НА ПОРОГЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Компьютер как средство работы с информацией.

Основные устройства компьютера, их функции. Назначение и взаимосвязь устройств компьютера. Начальные навыки работы на клавиатуре и считывание информации с дисплея. Компьютер как вычислительное устройство.

Требования к знаниям и умениям. Учащиеся должны знать назначение основных компонентов компьютера правила техники безопасности при работе на компьютере применение, роль и возможности компьютера в различных отраслях деятельности человека. Учащиеся должны уметь работать в режиме микрокалькулятора пользоваться клавиатурой компьютера вводить с клавиатуры русские, латинские, строчные, заглавные буквы, цифры, специальные символы удалять ошибочно набранные символы исправлять ошибки ввода пользоваться прикладными программами. 3. КОМПЬЮТЕР - УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ. Обработка графической информации на компьютере.

Графический редактор. Система графических меню. Основные возможности по созданию и редактированию изображений. Запись и считывание изображений с диска. Требования к знаниям и умениям. Учащиеся должны знать назначение и основные возможности графического редактора. Учащиеся должны уметь вырезать, склеивать и стирать произвольные части изображения применять для рисования произвольные краски и кисти запоминать рисунки на внешних носителях, осуществлять их поиск и воспроизведение масштабировать изменять размеры рисунки добавлять к рисункам текст. 4. АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ. Понятие об алгоритме.

Исполнитель алгоритмов. Система команд исполнителя. Примеры алгоритмов и исполнителей. Способы описания алгоритмов. Линейный алгоритм. Непосредственный и программный способ исполнения алгоритмов. Процедуры. Условия в алгоритмах. Команды цикла и ветвления.

Требования к знаниям и умениям. Учащиеся должны знать понятие алгоритма, определение исполнителя понятие программы как последовательности команд исполнителя основные управляющие структуры повторения, ветвления, процедуры представление о различных способах записи алгоритмов. Учащиеся должны уметь приводить примеры алгоритмов решать линейные алгоритмические задачи находить ошибки в написанных алгоритмах анализировать команды исполнителя исполнять линейные программы для известных исполнителей указывать реакцию исполнителя на ошибки исполнять и составлять программы, содержащие управляющие структуры повторения, ветвления, процедуры планировать свой действия, работая с программными пакетами. 5. АЛГОРИТМЫ В КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ. Понятие сценария.

Основные типы алгоритмов линейный, разветвляющийся, циклический и их реализация на языке сценариев. Требования к знаниям и умениям. Учащиеся должны знать назначение и функции редактора сценариев. Учащиеся должны уметь загружать и сохранять сценарий компьютерного фильма просматривать сценарий полностью и частично конструировать собственный сценарий.

Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают. ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся. Для решения поставленных задач применяются также и беседы, вводящие детей в мир основных понятий информатики, практические работы с использованием готовых программных продуктов, а также программы, написанные самим учителем, уроки-игры, творческие уроки с элементами логики и дидактических игр, которые рассматриваются как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы.

Особое внимание в курсе информатики уделяется содержанию задач. Подбор задач направлен на развитие абстрактного, пространственного, операционного, ассоциативного и образного видов мышления. Задачи продуманы и подобраны так, чтобы охватить самые разные темы. Опыт работы показал, что гуманитаризация задач порождает подъем интереса детей к информатике. Проблема интереса - это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием учеников.

При всем многообразии подходов к изучению предмета, связанного с различными типами техники, возрастными особенностями учеников, общим является девиз ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ . Программное обеспечение, используемое для обучения в начальной школе это пакеты программ, разработанные в рамках проекта Пилотные школы, а именно программный пакет Знакомство с компьютером, программный пакет Компоненты компьютера, компьютерная среда Кенгуренок и Пылесосик, графический пакет CPEN, а также пакет Роботландия, программы и методические разработки учителей. Итак, учащиеся младших классов должны приобрести умение работать с прикладным программным обеспечением. 2.2. Первый опыт обучения младших школьников с компьютерной поддержкой.

Обзор программ. Какие же цели должен ставить пропедевтический курс информатики? Мы считаем, что основной целью должно стать формирование информационного стиля мышления, который по образному выражению Ю.А. Шафрина должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление физика или бухгалтера и образное мышление художника 6,196 . Нам видятся следующие пути достижения этих целей -освоение общелогических приемов формирования понятий, оперирования понятиями анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение.

Например выявление общих свойств объектов и их различий выявление существенных и не существенных признаков предметов классификация объектов. -развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение логических задач. -изучение основ алгоритмизации деятельности с упором в пошаговую детализацию. -формирование умений построения символьных моделей содержательных задач, постоянно усложняющихся по мере повышения образовательного уровня учащихся.

Например элементарные приемы кодирования и декодирования информации, расшифровка содержимого черного ящика, и т.п. -развитие способностей к рисованию и художественного мышления, формирование начальных представлений о колористике, об анимализме, о правилах геометрических построений. -желательно включать в программу обучения упражнения по развитию элементарных навыков рефлексии осознания процесса собственной деятельности по решению задач. Одна из наиболее актуальных проблем компьютерного обучения - проблема создания педагогически целесообразных обучающих программ.

Так авторская программа дополнительного образования библиотекаря Интернет-класса Узинцевой Т. А. Компьютер - мой друг и помощник! основывается на постоянно совершенствующемся мире компьютерных технологий, накопленном опыте по преподаванию основ новых информационных технологий и уникальном фонде электронных книг, энциклопедий и развивающих игр Медиацентра.

Программа представляет среду для изучения универсальных компьютерных технологий графический, текстовый редакторы, электронные книги и игры на развитие логического мышления, памяти и воображения, используемых для накопления навыков работы с информацией различных видов. Теоретические знания для младших классов даются на уроках в виде беседы с демонстрацией на компьютере или при использовании наглядных пособий.

В программе Компьютер - мой друг и помощник! и назначение, и оформление программ, и их последовательность подчинены одной цели - обеспечить эффективный дидактический инструментарий для решения основных задач курса.

Урок информационной технологии у младших школьников подобно другому уроку в начальной школе использует многочисленные формы беседу, опрос, игры, конкурсы. Однако каждая из традиционных форм проведения урока кроме своего частного назначения, предусмотренного планом урока, служит подготовкой к кульминационному моменту занятия - компьютерному упражнению или творческой работе. Занятия курса Компьютер - мой друг и помощник так же, как и уроки информатики проводятся для групп, равных половине класса и рассчитаны на 2 года обучения. Цель программы предусматривает решение следующих задач дать учащимся общее представление об информационной картине мира, способах получения, хранения, обработки и передачи информации человеком способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления и рефлексии младших школьников выработать навыки культурно-продуктивного общения научить использованию компьютера для получения новых знаний Средства достижения использование проверочных тестов для закрепления пройденного материала проведение творческих работ, стимулирующих интерес и активность ребят применение наглядных пособий и электронных развивающих книг и игр Медиацентра на уроках включение игровых и конкурсных элементов в ходе занятия Принципы, положенные в основу курса - принцип развивающего обучения, индивидуализация и дифференциация обучения, наглядность, доступность подачи информации, принцип последовательности - от простого к сложному, введение игрового элемента в процесс обучения обязательные атрибуты каждого урока. Стимулируется самостоятельность и активность каждого учащегося, им предлагаются задания, направленные на развитие памяти, внимания и логического мышления.

Привлечение компьютера рассматривается не как самоцель, а как способ активизации творческого развития личности.

Продолжительность урока 45 минут 25 минут - повторение пройденного материала, объяснение нового и 20 минут - работа за компьютером, что соответствует санитарным нормам для данного возраста. Периодичность занятий в первый и второй год обучения - 2 раза в месяц. 2.Программный комплекс Путешествие в информатику разработчик компьютерной программы Куликова Т.Н. является прямым дополнением и служит компьютерной поддержкой существующего на сегодня мощного учебно - методического комплекса Информатика в играх и задачах в виде рабочих тетрадей, контрольных работ, методических рекомендаций для учителя, разработанного авторским коллективом под руководством Горячева А.В. Программный комплекс Путешествие в информатику ориентирован на развитие логического мышления и формирование у детей 6-10 лет начальных навыков работы на компьютере, может использоваться как для проведения уроков информатики в школе, так и для индивидуальных занятий родителей с детьми.

Для наиболее полной реализации образовательных и развивающих задач курса Информатика в играх и задачах необходимо совмещение компьютерных уроков с занятиями по рабочим тетрадям, а также - с использованием игр и задач, описанных в пособии для учителя учебно-методический комплекс Информатика в играх и задачах. Необходимо также отметить, что выявить и полноценно реализовать межпредметные связи, используя материал курса, может только учитель начальных классов.

Поэтому в условиях школы наиболее предпочтителен подход, при котором компьютерные уроки проводят преподаватели информатики, а занятия по тетрадям - учителя начальных классов. В состав ПК для 1 класса входит 15 заданий, аналогичных заданиям рабочих тетрадей Информатика в играх и задачах для 1 класса.

В состав ПК для 2 класса входит 21 задание, аналогичных заданиям рабочих тетрадей Информатика в играх и задачах для 2 класса.

ПК для 3 класса находится в стадии апробации и завершающей доработки.

В заданиях реализуется вариативный подход при каждом повторе условие задачи несколько изменяется. При повторном выполнении некоторых заданий ученику предлагается выбрать один из нескольких уровней сложности.

Во всех заданиях обеспечивается дифференцированный контроль результатов их выполнения. Чтобы совместить работу по тетрадям Информатика в играх и задачах с занятиями на компьютере, не увеличивая общую нагрузку с 34-36 учебных часов в год 1 час в неделю, рекомендуется заменять работу с некоторыми заданиями в тетрадях выполнением аналогичных заданий на компьютере. В методических пособиях для использования компьютерной поддержки преподавателем на уроках имеются таблицы для каждого компьютерного задания, где указана самая ранняя возможность его использования в тематическом плане курса.

К выполнению уже знакомого задания на компьютере можно снова вернуться в любое другое время. Путешествие в информатику знакомит школьников с алгоритмами и величинами, множествами и графами, элементами логики и комбинаторики, способствует развитию логического мышления детей, учит описывать свойства и отношения объектов, сравнивать и группировать объекты, составлять и выполнять алгоритмы, выполнять логические операции, составлять и использовать таблицы и схемы.

Образовательные и развивающие цели выполнения всех заданий соответствуют целям, изложенным в описании соответствующих уроков информатика в играх и задачах, методические рекомендации для учителя. Программный комплекс Путешествие в информатику предназначен для использования, как в локальной сети, так и в автономном режиме. 4. Радуга в компьютере. На базе школьного образовательного учреждения 50 г. Калининграда был разработан компьютерный практикум, предназначенный для изучения математики, обучения грамоте, развитию познавательной активности и других психофизических качеств детей.

Для его реализации использовались компьютерные игры программно-методического комплекса Радуга в компьютере. В состав практикума вошли 936 упражнения, предназначенные, в основном, для детей старшей и подготовительной групп. Они распределены по четырем основным разделам Обучение грамоте , Математика , Познавательные занятия и Развитие индивидуальных качеств. Каждое упражнение реализуется посредством использования одной из 38 компьютерных игр, вошедших в состав практикума.

Занятия проводятся два раза в неделю, с использованием двух методик. Первая из них, ставшая уже традиционной для практикумов на основе ПМК Радуга в компьютере, предусматривает подготовку каждого занятия с учетом используемых учебных программ и уровня знаний и развития детей. Занятие можно проводить в одном из двух режимов Пакет или Меню. При использовании первого из них игры выводятся на экран автоматически, по мере их выполнения или завершения отведенного времени при использовании второго - ребенок может самостоятельно выбрать любую из игр из набора.

Вторая методика проведения занятий предусматривает использование специально разработанной компьютерной среды Мышкин дом, предназначенной для развития различных психофизических качеств детей зрительно-моторной координации, внимания, зрительной памяти, ассоциативного, творческого, логического и других видов мышления. В ней предусмотрено сочетание выполнения обязательной учебной программы, включающей 128 упражнения, с выполнением игр из набора по выбору ребенка. В ходе проведения занятия, после выполнения очередного упражнения учебной программы, на экран вызывается следующее, согласно ее содержанию при невыполнении - упражнение необходимо начать снова.

Однако, при выполнении трех упражнений учебной программы на одном занятии, ребенку открывается возможность прервать ход ее выполнения и поиграть в одну из восьми других развивающих игр. Игры практикума строятся по принципу самоконтроля, сам сюжет подсказывает ребенку, какой ход решения он принял верный или неверный.

Понятная детям объективность оценок компьютера, его беспристрастность ведет уже в дошкольном возрасте к становлению способности объективно оценивать результаты и ход собственной деятельности. Сформировавшиеся способности ребенка к замещению реального предмета игровым с переносом на этот предмет реального значения, действия являются необходимым условием его дальнейшего осмысленного оперирования символами и знаками.

Таким образом, введение компьютера в ткань традиционного педагогического процесса детского сада позволяет переложить на него часть дидактической нагрузки, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Компьютер не заменяет традиционное занятие, а только дополняет его. Компьютерные занятия должны проводиться в соответствии с общим планом образовательной программы, взаимно обогащая друг друга, обеспечивая дальнейшее развитие традиционной игровой среды. Для рационального сочетания обучающих, развивающих и развлекательных компонентов компьютерных игр программно-методического комплекса Радуга в компьютере используется следующая методика.

В программу занятия включаются 4-5 игр с дидактическими материалами по русскому языку обучению грамоте и математике и 1-2 развивающих. Порядок использования игр в занятии зависит в основном от их сложности и актуальности, а также степени насыщения развлекательными элементами - чем она выше, тем порядковый номер игры больше.

Подобная методика проведения позволяет поддерживать интерес ребенка и сохранять высокую интенсивность его деятельности на протяжении всего занятия. Компьютерное занятие можно проводить в двух режимах Пакет и Меню. При работе в режиме Пакет игры последовательно выводятся на экран компьютера согласно программе занятия.

Для перехода к следующей игре необходимо выполнение одного из двух условий 1 все задания текущей игры выполнены 2 истекло отведенное для их выполнения время. Такой подход позволяет ребенку довольно часто достигать наиболее привлекательных для него игр, расположенных в конце программы проведения занятия, и, таким образом, поддерживать устойчивый интерес к подобным занятиям. При использовании режима Меню ребенок может самостоятельно выбрать очередную игру из предлагаемой программы занятия, однако сделать это можно не со всеми играми - наиболее привлекательная часть игр становится доступной только при выполнении заданий всех остальных игр. Это режим предъявляет более жесткие требования к выполнению программы занятия, однако предоставляет определенную свободу при выборе очередной игры, а также возможность ее неоднократного использования, например, с целью выполнения всех необходимых заданий для последующего проведения пока еще недоступной игры. При подготовке занятия с помощью специальной компьютерной программы Конструктор урока создаются одновременно два запускающих эти режимы файла packet.bat и menu.bat. Таким образом, наличие возможности оперативного выбора режима проведения занятия в зависимости от уровня подготовки учащегося позволяет дифференцировать процесс обучения с использованием компьютерных технологий, а рациональное сочетание обучающих, развивающих и развлекательных компонентов компьютерных игр повышает эффективность его использования. 2.3

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Условия развития интеллектуальных процессов младших школьников средствами компьютерного обучения

Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или… Поэтому, без участия интеллектуальных способностей человеческая деятельность… Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности реализации информатизации в начальной школе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике
Анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике. Об использовании информационных технологий для решения проблемы информатизации образования говорилось еще в конце 70-х -80-

Компьютер в жизни младшего школьника. Результаты констатирующего этапа эксперимента
Компьютер в жизни младшего школьника. Результаты констатирующего этапа эксперимента. Мышление младшего школьника отличается от мышления дошкольника Во-первых, более высокими темпами развития

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги