Методика работы социального педагога в конфессиях

ПЛАН Введение ….… 1. Функции (роль) религии … … 1. Функции религии в обществе… 2. Функции религии в жизни человека …. 2. Христианские конфессии как субъект социально- педагогической деятельности … 1. Социальное воспитание в иудаизме … .2. Социальное воспитание в христианстве … 3. Социальное воспитание в ранней церкви … 4. Социальное воспитание в средние века …14 2.5. Социальное воспитание под влиянием реформации ……… 3. Социально-педагогическая деятельность в христианских конфессиях … 1. Русская православная церковь … 2. Протестантизм … 4. Деятельность социального педагога на приходе … 21 Заключение …26 Список используемой литературы ….… 27 Введение Дать точное и однозначное понятие «религия» невозможно. В науке таких определений существует множество.

Они зависят от мировоззрения тех ученых, которые их формулируют.

Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит – «Вера в Бога». Слово «религия» буквально обозначает – связывание, запрягание, повторное обращение к чему-либо. Возможно, что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика I в. до н.э. Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование). Слово «религия» вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало, что новая вера – не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система.

Религия – очень сложное и многоплановое явление, в котором можно выделить главные элементы:  Изначальным элементом всякой религии является вера. Вера всегда была и остается важнейшим свойством человеческого сознания, важнейшим способом его духовной жизни.  Наряду с простой чувственной верой может существовать и более систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение.  Религия не может существовать без какой-нибудь религиозной деятельности.

Миссионеры проповедуют и распространяют свою веру, теологи сочиняют научные труды, преподаватели преподают основы своей религии т.д. Но стержень религиозной деятельности – это культ (с лат. возделывание, уход, почитание). Под культом понимается вся совокупность действий, которые совершают верующие с цель. Поклонения Богу или каким-либо сверхъестественным силам.

Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники. Любой из перечисленных элементов культа – храм, предметы культа, священство – может отсутствовать в некоторых религиях. Существуют такие религии, где культу придается столь малое значение, что он может быть практически незаметен.  В процессе своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями (необходимо отличать понятие церковь как организация от того самого понятия, но в значении церковное здание). Иногда вместо слова церковь или религия употребляют слово конфессия (от лат. прилагательного – церковный). В русском языке к этому термину ближе всего по значению слово «вероисповедание» (говорят, например, «человек православного вероисповедания»). От церквей принять отличать секты.

Это слово несет на себе негативную окраску, хотя в буквальном переводе с греческого оно означает всего лишь учение, направление, школа.

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт и связана соотношением к непознаваемым и нематериальным сущностям. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т.д. Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению сторонников религии, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветленными, святыми и т.п. Большинство религий поддерживается священнослужителями. 1. Функции религии 1. Функции религии в обществе Выделяют следующие основные функции религии в обществе: 1. Интегративная. Она полно раскрыта Э. Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозные символы, ценности, обряды и обычаи способствуют сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ.

Будучи официально признаваемой государством системой идей и ценностей, она своими действиями стремится сохранить и поддержать тот социальный порядок, частью которого сама является.

Если иметь в виду современные общества, в которых действуют признанные мировые религии, то присущие им универсальная направленность, а так же громадное воздействие на моральное сознание общества, его традиции, обычаи, нравы способствуют сохранению данной функции религии. 2. Регулятивная. Она заключается в том, что поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный – через деятельность церковных организаций, так и неформальный, осуществляющий самими верующими как носителями моральных норм по отношению к окружающим людям. 3. Психотерапевтическая (компенсаторная, утешительная). Ее сферой является само религиозное сообщество через отправление религиозного культа – богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п имеющие успокоительное, утешительное воздействие на психику человека.

Она компенсирует его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удаляет ощущения собственного бессилия, тяжелые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью. 4. Коммуникативная.

Она проявляется, прежде всего, по отношению к самим верующим. Общение развертывается для верующих в двух планах: общение с Богом и общение друг с другом.

Богообщение является высшим видом общения, и, соответственно, общение с ближними приобретает второстепенный характер. 5. Мировоззренческая. Данная функция, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом. 6. Культурная.

Содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т.п.) 7. Дезинтегрирующая. В данном случае религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Дезинтегрирующее свойство религии, как правило, распространяется деструктивными последователями, нарушающими основные заповеди своей религии.

По мнению Курцвейл Рэймон «основная роль (функция) религии – это рационализация смерти, т.е. осознание трагедии смерти как хорошего явления». 1.2.

Функции религии в жизни человека

Эти действия (за исключением исповеди) редко бывают запланированными и... Катехизаторское направление подразумевает целенаправленные программы х... Роль религии для всего общества, для отдельной группы людей или для ко... . Христианские конфессии как субъект социально-педагогической деятельнос...

Социальное воспитание в иудаизме

Социальное воспитание в иудаизме. Именно в пределах этого народа Бог решает осуществить свой план по обр... «Если спросит у тебя сын твой в последующее время, говоря: «Что значат... 16:14). Сама же суть закона, который одно поколение должно передать другому — ...

Социальное воспитание в христианстве

Ответственность за воспитание переходит с общества на церковь как общи... В этом его коренное отличие от христианского перевоспитания. Таким образом, в христианстве под социальным перевоспитанием понимаетс... . Социальное воспитание в христианстве.

Социальное воспитание в ранней церкви

2.4. 2:44-45). . В результате в ранних христианских общинах появляется уникальная атмос... Как уже было отмечено, объектами социального воспитания и социального ...

Социальное воспитание в средние века

В связи с ростом церкви, ее огосударствлением в III в. и ее институализацией увеличивается и ее коррумпированность, о чем сви... Монастыри в средневековом христианстве выполняют ту же роль, что и общ... Обычно эту роль выполняют настоятели монастырей, монахи и священники. Таким образом, можно сказать, что институт крестных в церкви был прооб...

Социальное воспитание под влиянием реформации

Социальное воспитание под влиянием реформации. На почве этого расцветает германский пиетизм — стремление к практическ... Таким образом, призыв, к христианскому перевоспитанию всего мира, кото... Церковь идет к людям, которые погрязли как в бедности, так и в своих г... Именно в период поздней реформации и Великого Пробуждения в США начина...

Социально-педагогическая деятельность в христианских конфессиях

Протестантизм. Некоторые традиционные формы протестантизма имеют в Рос... Поэтому в ряде протестантских церквей между членами складываются близк... Автор концепции приходской педагогики Энно Розенбум утверждает, что су... При этом профессиональная квалификация требуется не только от педагого... Практически невозможно описать в одной статье весь спектр возможной со...

Заключение

Заключение Деятельность социального педагога при взаимодействии с различными общинами христианских конфессий должна строится на следующих принципах:  Уважение к свободе вероисповедания личности;  Соблюдение прав и интересов ребенка;  Тщательное изучение процесса и динамики христианского перевоспитания в каждом конкретном случае. Участие социального педагога в деятельности христианской общины может сводиться к консультированию служителей и прихожан, исследованию методик и технологий перевоспитания в церкви, участию в проектах.

Часто совместная работа церкви и социального педагога дает большие результаты, чем в отдельности. Церковное общение также приносит положительный эффект в процессе реабилитации лиц с делинквентным и девиантным поведением. На этих основах может строится плодотворное сотрудничество между церковью и социальным педагогом.

Список используемой литературы

Список используемой литературы : 1. Волков Ю.Г Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с. 2. Галагузова М.А Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию «социальный педагог»). Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с. 3. Мамонтов С.П. Основы культурологи. – М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1994. – 236 с. Мунчаев Ш.Н. Религия: история и современность. – М.: Культура и спо.