Тревожная молодость

Тревожная молодость. Рассмотрим теперь наш вопрос с точки зрения возрастной психологии. Любой взрослый человек, а педагог — особенно, отлично знает, что возраст от 12-13 до 17-18 лет — переломный для молодого человека. Его наступления взрослые ждут тревогой, а окончание встречают, хотя и не всегда, со вздохом облегчения. В этот период происходит резкое, порой ради¬кальное изменение личности человека. Собственно говоря, относительно закон¬ченная и цельная личность в это время и формируется.

Чем отличается этот возрастной период от других? В первую очередь, стремитель¬ным развитием новых психологических качеств, появлением чувства взрослости, желанием самому все попробовать, по¬знать, оценить, даже если взрослые от чего-то предостерегают. Именно поэтому ранее тихий, послушный ребенок часто становится вспыльчивым, упрямым, взрыв¬ным, не признающим старых авторитетов, склонным в большей степени слушать сво¬их друзей, чем родителей и учителей, — отсюда и резкое увеличение числа право¬нарушений, алкоголизм, наркомания.

Под¬ростковый и юношеский возраст — это еще и время социального эксперименти¬рования, когда ребенок пытается найти свою социальную группу, утвердиться в ней. И здесь мы снова возвращаемся к проблеме субкультур. Общество негативно воспринимает те молодежные субкультуры, которые тор¬мозят или ограничивают личностное раз¬витие человека, прививают ему интерес к примитивной или криминальной деятель¬ности, требуют подавления в себе соци¬ально одобряемых качеств (вежливости, демократичности, трудолюбия, самостоя¬тельности) и развития неприемлемых (лени, равнодушия, склонности к прими¬тивным развлечениям, преступных наклон¬ностей, агрессивности, фанатизма, интел¬лектуальной и культурной отсталости). Подобные группы очень легко распо¬знаются по особенностям одежды (демон¬стративной, кричащей, агрессивной, не¬опрятной), по поведению участников груп¬пы Субкультуры, способные положительно влиять на молодого человека, характери¬зуются демократичностью отношений между участниками и предоставлением им широ¬ких возможностей для социально полезно¬го (а не антисоциального) развития.

Как видим, еще одна из причин недо¬вольства взрослых некоторыми атрибута¬ми молодежной моды связана с их эле¬ментарной тревогой за своих учеников.

Дурная компания может незаметно под¬толкнуть молодого человека на пагубный жизненный путь (путь преступника, ал¬коголика, наркомана или просто интеллек¬туального и морально деградирующего человека), лишить его многих возможно¬стей для социального развития (привить уверенность в бессмысленности жизни, безволие, безынициативность, отвращение к школе, к семье, к работе), сделать пси¬хологическим рабом.

Тревогу взрослых усиливает еще и тот факт, что многие субкультуры, разруши¬тельно действующие на молодого челове¬ка, имеют свойство быстро затягивать в себя, подобно болоту. Чем это объясня¬ется? Тем, что из новичков постепенно вытравливают те способности и качества, развитие которых делает ребенка взрос¬лым, как-то: чувство собственного досто¬инства, независимость, способность к са¬мостоятельному мышлению и принятию решений, стремление к саморазвитию в широком смысле.

НОСИТЬ ИЛИ НЕ НОСИТЬ? Завершающий вопрос, заданный старшеклассниками в нашей беседе, звучал так: Что же делать, если ты принадлежишь к одной из рассмотренных субкультур и при этом хочешь сохранить мирные отношения с учителями и родителями? На первый взгляд ответ прост: вести себя так, как ваши сверстники, то есть носить в школе обычную одежду, вести себя спокойно, сдержанно, доброжелатель¬но, не «выпендриваться». В ответ на это сразу же слышится ряд возражений: «Но это же проявление трусости и слабости, предательство по отношению к друзьям и, в конце концов, — по отношению к самому себе!» Обсудим эти возражения по порядку.

Действительно ли подчинение школьным нормам является проявлением слабости? На первый взгляд — да. Ведь избегая таким образом неприятностей, ученик «на¬ступает на горло собственной песне» — подавляет свое желание носить то, что ему нравится, вести себя так, как хочется. Стоит задуматься, однако, один ли он такой и нет ли среди уважаемых им лю¬дей, в чьей внутренней силе не приходит¬ся сомневаться, тех, кто делает время от времени то же самое? Есть, более того, все они время от времени подавляют свои желания и не считают при этом, что вы¬ставляют себя слабаками.

Что касается друзей, то тут возникает вопрос: почему они могут воспринять как предательство отказ товарища от ноше¬ния спорных атрибутов в школе, если бла¬годаря этому он избегает лишних неприятностей? Либо друзья не понимают, на¬сколько своими требованиями осложняют жизнь своему товарищу, либо им это без¬различно.

Во втором случае стоит заду¬маться, а нужны ли такие друзья в прин¬ципе? Мало того — нужна ли ему вооб¬ще эта субкультура, не относится ли она к тем разрушительным, деструктивным, о которых говорилось выше? Ведь кто зна¬ет, если сегодня эти люди умышленно подталкивают своего друга к конфликту с учителями, родителями, не вложат ли они завтра в его руку шприц с наркотиком со словами: «Пробуй, или ты нам не друг и вообще — слабак, лох!»? В этом случае вполне можно попытать¬ся что-то сделать: поговорить с друзья¬ми, объяснить свою ситуацию.

Если они умные люди, то поймут все правильно и снимут свои требования, если же нет На этот случай есть древняя индийская мудрость: «Дружба дурака хуже дружбы врага». Последнее возражение гласит: подчи¬нение чужим требованиям и отказ от соб¬ственных желаний в любой ситуации есть предательство, измена самому себе. Что¬бы оценить правильность данного утвер¬ждения, необходимо задаться вопросом: каких людей принято считать изменника¬ми самим себе? Как правило, тех, кто отказался от своего главного призвания, дела всей жизни ради достижения каких-то сравнительно мелких, суетных, прими¬тивных целей.

Демонстрация своей неповторимой ин¬дивидуальности через яркие внешние ат¬рибуты — личное дело и право каждого.

Однако, как нам кажется, любой уважа¬ющий себя человек на вопрос: «А мо¬жешь ли ты еще чем-нибудь, кроме одеж¬ды, продемонстрировать свою уникаль¬ность?» — должен суметь дать уверен¬ный положительный ответ. Это возмож¬но только при наличии у данного челове¬ка каких-либо ярких положительных качеств, таланта, достижений, душевных свойств. Если же таких качеств нет. то яркие внешние атрибуты могут сослужить человеку плохую службу: например, от¬влекая на себя все его внимание и силы и не давая возможности развивать свои физические, интеллектуальные и духовные задатки.

В результате этого юноша или подросток может превратиться в подобие красивой безделушки, чья внутренняя убо¬гость и пустота будут хорошо видны всем, кроме него самого. Однако, наверное, есть молодые люди, которым все-таки не хочется полностью отказываться от ношения в школе и око¬ло нее любимой атрибутики. Им можно дать несколько полезных советов. Во-первых, поскольку современные по¬рядки в большинстве школ более демо¬кратичны, чем в прежние времена, можно воспользоваться этим и носить те атрибу¬ты своей субкультуры, которые не «бьют в глаза», — фенечки, элементы одежды, например черные куртки металлистов, но без шипов, заклепок, цепей, кричащей сим¬волики.

Во-вторых, из набора всех атрибутов, предоставляемых любой молодежной суб¬культурой, можно выбрать те, что легко убираются и легко надеваются около две¬рей школы (банданы, браслеты, цепи, украшения). В-третьих, людям, склонным к приня¬тию творческих решений, можно пореко¬мендовать освоение методов быстрого из¬менения внешности (например, научиться делать панковский гребень не крася и не брея волос, благодаря чему его будет лег¬ко превратить в традиционную прическу). В-четвертых, если какой-то спорный атрибут нельзя легко убрать или замаски¬ровать, то необходимо сгладить произво¬димое им неприятное впечатление мирной традиционной одеждой, спокойным доб¬рожелательным поведением. В-пятых, необходимо помнить, что лю¬бая одежда должна элементарно подхо¬дить конкретному человеку, быть свежей и опрятной, не оскорблять своим видом чувств окружающих.

Эти требования об¬щеизвестны, почти банальны, однако о них нередко забывают и начинают искать при¬чины конфликтов с окружающими совсем в другой области.

ОПАСНЫЕ ПРИКОЛЫ Однако существуют и такие атрибуты молодежной моды, от которых мы сове¬товали бы отказаться любому молодому человеку, если только он не решил твердо и надолго связать свою жизнь с опреде¬ленной субкультурой.

Эти атрибуты час¬то нельзя скрыть или сделать менее бро¬сающимися в глаза. Это — ярко раскра¬шенные, не поддающиеся переделке при¬чески, проколотые губы, щеки, нос, язык, брови, специфические татуировки. Укра¬шенный подобным образом молодой че¬ловек неизбежно обрекает себя на непо¬нимание большинства окружающих. И с психологической точки зрения такое от¬ношение окружающих отчасти оправдан¬но. Ведь за редким исключением, подоб¬ное отношение человека к собственному телу свидетельствует о его несерьезности, легкомыслии и неспособности думать о бу¬дущем.

Почему это так, я объясню на примере татуировок. Часто они делаются молодыми людьми ради прикола, без осознания их смысла. Между тем искусство татуировки — это целый мир сложной многоликой символи¬ки, в котором глубоко разбираются лишь немногие специалисты. В силу этого ди¬летантское разрисовывание себя чревато самыми разнообразными проблемами.

Так, нередко татуировка выходит из моды, перестает нравиться своему хозяину, или же он внезапно узнает, что она имеет со¬вершенно неприемлемый для него смысл. В этом случае любитель украшений мо¬жет оказаться перед мучительным выбо¬ром — терпеть надоевший рисунок до конца дней или проходить через болез¬ненную процедуру вытравливания, остав¬ляющую на теле уродливый след. Однако это еще не самая худшая из возможных неприятностей, ведь попав в КПЗ или тюрьму (а кто от этого застра¬хован?), любитель татуировок может слишком поздно узнать, что в уголовной среде его рисунок имеет опасное для его здоровья и жизни значение.

Например, свидетельствует о принадлежности к пас¬сивным гомосексуалистам, с которыми в тюрьме не церемонятся, или к членам эли¬ты уголовного мира, к которой он, чужак, явно не относится, а значит, является са¬мозванцем. Сказанное еще раз указывает на тот факт, что не всякое жизненное явление, кажущееся молодым людям забавным и безобидным, является таковым в действи¬тельности.

Следовательно, не всегда пре¬достережения взрослых об опасностях, даже сильно преувеличенные и навязчи¬вые, лишены объективного смысла.