Глава I. Игры в обучении английскому язык

Глава I. Игры в обучении английскому язык. у 1. Понятие игры, ее сущность и классификация Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра – многогранное понятие.

Она означает занятие, отдых, развлечение, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни, игровой деятельности. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.

Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения [20; 25-26]. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные. Классифицируют игры и по времени проведения (зимние, летние, весенние, осенние); по месту проведения (настольные, уличные, в лесу, на воде, в поле); по количеству участников, по составу и пр. Игра по сути своей – это досуговая, психофизическая и интеллектуальная деятельность [20;26]. Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами.

Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика. Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности различных типов игр по приведенной ниже классификации: 1. Подвижные игры — важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном и особенно в школьном возрасте.

Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников — их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях.

Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга. 2. Сюжетно-ролевые игры занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда.

В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры — тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль. Эти игры интересны тем, что в них ребенок не только реализует свои творческие способности, но и, принимая на себя ту или иную роль, он «проникает в смысл нравственных взаимоотношений между людьми, обогащает свой опыт совместными действиями и переживаниями, формирует определенное отношение к другим» [9; 200]. В настоящее время появились и все более активно используются в обучении компьютерные игры. 3. Компьютерные игры имеют преимущество перед другими видами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо.

Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни.

Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети усваивают практические средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций. Все компьютерные программы для детей должны быть положительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими. Любая игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами.

В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни. Реальность ее определяется основным условием игры – соревнованием. Таким образом, желание победить мобилизует мысль и энергию играющих, создает атмосферу эмоциональной напряженности [13;24]. Использование игры на уроке английского языка создает возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Таким образом, можно сделать вывод, что важность игры в обучении очевидна, потому что именно в игре развивается эмоциональная сторона учащихся, умение понимать других людей и общаться с ними. 1.2.