Проблемы развития творческих способностей в процессе обучения

Проблемы развития творческих способностей в процессе обучения. В организации процесса обучения учащихся в современных общеобразовательных средних школах и учреждениях подобного типа четко проявляются такие, в частности, тенденции, как углубление изучения предметов школьного и вузовского цикла за счет увеличения количества времени, отводимого на изучение этих предметов, или же декларируемое направленное специализированное развитие школьников за счет более полного усвоения отдельных предметов, соответствующих определенным отраслям научного знания и искусства.

В то же время почти не уделяется внимания рефлексивной стороне деятельности школьников, развитию их творческого потенциала.

Это приводит к тому, что, с одной стороны, большинство школьников не до конца осознают себя реальными субъектами процесса обучения, а с другой стороны, школа все более и более утрачивает свои позиции в плане воспитания и развития учащихся.

Происходит отчуждение личности и деперсонализация участников взаимодействия в процессе обучения, что закономерно приводит к снижению продуктивности деятельности как школьников, так и учителей, репродуктивному характеру их труда, а кроме того - к внутриличностным, межличностным и групповым конфликтам.

Решение задачи формирования у школьников творческого отношения как к своей учебной деятельности, так и к любой другой полагает, в свою очередь, профессиональную компетентность педагогов, их потребность в достижении высокого уровня профессионального мастерства, углубление опыта и совершенствование профессиональных умений, личностно-деловых профессионально важных качеств, достижение высокого уровня мотивации деятельности, что предполагает наличие соответствующих педагогико-психолого-акмеологических детерминант профессионализма последних.

Между тем традиционно сложившаяся система вузовского и поствузовского образования не дает внешних и внутренних стимулов к формированию у учителя как закрепленной потребности в творчестве, творческого отношения к педагогической деятельности, так и педагогических активно-действенных технологий развития творческого потенциала учащихся. В результате выявляются противоречия в реальной организации учебно- воспитательного процесса между необходимостью повышения уровня развития творческого потенциала личности школьника и существующей системой среднего образования социальным заказом в области развития учащихся и инертностью традиционной системы подготовки как педагогов, так и учеников уникальностью личностно-профессионального пути развития педагогов и недостаточным его учетом в моделировании и проектировании новых, развивающих творческий потенциал личности школьника технологий необходимостью формирования творческого потенциала личности школьника и неразработанностью целостной концепции его развития.

Представляется, что достижение высокого личностного уровня развития школьников и личностно-профессионального развития учителей возможно при создании соответствующей акмеологической системы развития творческого потенциала учащихся в рамках среднего общего образования.

И в этом плане становится актуальным выявление закономерностей и механизмов, условий и факторов оптимизации процесса формирования творческого потенциала учащихся в условиях средней общеобразовательной школы - процесса, ориентированного на акмеологически задаваемые принципы и нормы развития.

Творческий потенциал раскрывается как личностное образование, принадлежащее субъекту, полагающее комплекс внутренних потенций и ресурсов, проявляющихся в деятельности, направленной на получение новых как для личности, так и для общества в целом результатов, обеспечивающих возможности творческого роста-развития субъекта на протяжении его жизни.

Целенаправленное развитие-формирование творческого потенциала учащихся закладывает такие цели, как осознание школьником своих способностей и своих возможностей к творческому решению задач различного характера знание степени соответствия своих возможностей требованиям со стороны педагогов, родителей и общества в целом знание степени своего признания в мини-сообществе класс, группа, компания и др. оценка предпосылок последующего развития способностей и самореализации знание слабых и сильных сторон и путей самосовершенствования, знание своих индивидуальных способов творчески успешного действия, поиск индивидуального стиля творчества отношение к себе как к личности, субъекту жизнедеятельности представление о своем будущем в перспективе избранной профессии контроль за собственными интеллектуальными, эмоциональными и поведенческими реакциями, управление ими. Решение таких задач и достижение соответствующих целей требует определения субъективных и объективных условий организации процесса воспитания учащихся и построения стратегий, обеспечивающих потребность и возможность достижения соответствующего уровня творческого потенциала учащихся, их дальнейшее творческое развитие и высокую конкурентоспособность как будущих профессионалов.

Целенаправленная организация воспитательного процесса в условиях средней общеобразовательной школы по эффективному формированию и повышению творческого потенциала учащихся может быть продуктивной при соответствии его акмеологической концепции развития основной целью образования в условиях средней общеобразовательной школы становится актуализация личностного роста учащихся и педагогов как субъектов саморазвития организация и методы развития творческого потенциала учащихся в условиях средней общеобразовательной школы основываются на различных видах диалога и направлены на ломку личностных стереотипов, разработку стратегии и формирование технологий личностных изменений планирование и реализация проекта развития творческого потенциала учащихся проходят при постоянном акмеологическом сопровождении с соблюдением акмеологических условий и факторов оптимизации развития творческого потенциала учащихся.

Создание в соответствии с акмеологической концепцией развития творческого потенциала учащихся комплексного, акмеологически ориентированного образовательного и развивающего процесса обеспечивает формирование наиболее высокого уровня такого творческого потенциала при наименьших психических, физических и временных затратах.

Характеристики развития творческого потенциала учащихся самотождественность и высокий уровень продуктивности учебной деятельности при этом могут выступать показателями оценки эффективности учебной деятельности учащихся.

Исходя из вышеуказанных позиций и учета главной цели - разработки акмеологической концепции творческого потенциала учащихся, автор поставил задачу - выявить некоторые общие закономерности, зависимости и связи в развертывании целенаправленно организованного учебно-воспитательного процесса по формированию творческого потенциала учащихся.

Развивающие творческий потенциал учащихся технологии предполагают наличие программы самосовершенствования школьника, формирования потребности к самореализации, оптимальной деятельности и продуктивной коммуникации, развития творческого субъективного потенциала, необходимого для эффективного учебного труда, оказания психологической поддержки и обучения навыкам саморегуляции с использованием психолого-акмеологических технологий для развития и восстановления психологического ресурса школьника 16 174-180 . Дружинин В.Н. говорит о том, что существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. 1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности.

Главную роль в творчестве играют мотивации, ценности, личностные черты.

К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

Такой точки зрения придерживались А. Маслоу и А. Адлер, Р. Кеттелл и Г. Олпорт. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям. 2. Творческая способность является самостоятельной способностью, независимой от интеллекта. В более мягком варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.

Наиболее развитой концепцией является теория интеллектуального порога Э. Торренса если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью. 3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области психологии интеллекта, в частности, Г. Айзенк.

Однако высокий и даже сверхвысокий уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуалом и не стать творцом 6 101-109 . IV.