рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История развития вопроса в работах педагогов

История развития вопроса в работах педагогов - раздел Педагогика, История развития вопроса в работах педагогов. История Развития Вопроса В Работах Педагогов. Взгляды Зарубежных Представител...

История развития вопроса в работах педагогов. Взгляды зарубежных представителей педагогики.

История педагогики изучает и освещает развитие педагогической теории в той общественно-политической обстановке, в которой она развивается. Наряду с вопросами о всестороннем развитии ребёнка, важное внимание уделяется проблеме развития индивидуально-творческих возможностей. «Впервые этот вопрос рассматривался Джоном Локком – представителем новой буржуазии. В XVII веке в Англии произошла буржуазная революция, которая подготовила почву для преобразования общеобразовательных учреждений.

Обобщив передовой для той эпохи опыт воспитания обучения, опираясь на последние научные данные, Локк научно разработал единую систему народного образования, которая отражала стремление масс к знаниям и была проникнута демократизмом. Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Некоторые мысли о воспитании» (1693), оказавшей огромное влияние на европейскую педагогическую мысль XVII века. Джон Локк считал, что для достижения положительных результатов в воспитании следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребёнка, надо выявлять у детей различные качества, «сообразно различиям этих качеств должны различаться методы», писал Джон Локк. По его мнению «в зависимости от преобладающей страсти и господствующих наклонностей» ребёнку следует заниматься любимым видом творчества.

Целью воспитателя является помочь детям развивать способности в этой сфере».2 «Французский материалист XVIII века Иоганн Генрих Песталоцци хотел «для самого последнего бедняка сделать возможным правильное развитие физических, умственных и нравственных особенностей». Он считал, что общая цель воспитания – проявление в детях «истинной человечности», которая достигается путем гармонического развития у каждого ребёнка всех его природных способностей, стремлений, индивидуальных возможностей.

Большой заслугой Песталоцци в области педагогики явилась его идея о развитии в процессе обучения индивидуальных способностей детей и подготовки их к деятельности.

Мария Монтессори (1870-1952) – итальянский педагог, теоретик дошкольного образования. Свою деятельность она разворачивала в конце XIX века, когда капитализм вступил в высшую фазу своего развития – империализм. Основной формой воспитания и обучения детей Монтессори считала их самостоятельные занятия притом, что воспитатель наблюдает за проявлениями детей и фиксирует их. Но наряду с этим она разработала и другую форму – индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность). Объективность урока предполагает максимальное сосредоточение ребёнка на предмете и исключение всякого отвлекающего влияния личности воспитателя.

Она считала, что учитель имеет право настаивать, чтобы ребёнок усвоил то, чего не знает. Педагогика Монтессори и сегодня применяется в детских садах многих капиталистических государств».3 1.2.Развитие вопроса в России. «В начале XVIII века происходило быстрое развития Русского государства. По инициативе Петра I открываются школы, университеты.

Важную роль в развитии этой эпохи внесли Ломоносов, Бецкой, Новиков. Касаясь вопросов умственного воспитания, Бецкой указывал на то, что процесс учения должен быть приятым для детей, проводиться без принуждения, опираясь на индивидуальные особенности детей».4 «Других взглядов на воспитание придерживался А.Н. Радищев. Критикуя русских (И.И. Бецкой) и западноевропейских педагогов (Жан-Жак Руссо и др.), которые выступали с требованием индивидуального воспитания детей, Радищев подчёркивал: «Человек рождён для общежития …». Он говорил, что удаление детей от реальной жизни способствует воспитанию индивидуалистов.

Радищев утверждал, что характер человека формируется его деятельностью на общее благо. Воспитание должно способствовать развитию в ребёнке интересов, присущих обществу. Среди советских педагогов принадлежит В.А. Сухомлинскому. Активный последователь идеи Макаренко он внёс много нового в методику работы с отдельным учеником.

В своей книге «Сердце отдаю детям» он ярко показал, что успех воспитания возможен только при глубоком знании индивидуальных особенностей каждого ребёнка».5 «В 60-70-х годах началась работа по совершенствованию воспитания учащихся. Духовное становление личности не может происходить без художественного воспитания детей. В школах вводится новая программа по музыке, трудовому воспитанию, рисованию. Через единство этих видов деятельности в процессе познания осмысливается основная функция искусства.

В 70-80-е годы проводилась экспериментальная работа советских педагогов-новаторов. Педагогический поиск И.П. Волкова ориентировался на развитие индивидуальных творческих возможностей ученика; М.П. Щетинина – на создание школы – комплекса как центра гармоничного развития детей, школы, где учебная деятельность сливается с индивидуально – художественной».6 В курсе лекций по педагогике Б.Т. Лихачёв полно раскрыл проблему индивидуально – личностного воспитательного взаимодействия педагога и воспитанника.

Теория индивидуального творческого развития находит применение на практике и в наше время, постоянно совершенствуясь в методиках различных видов творчества. 1.3.Сущность индивидуально-личностного взаимодействия. «Здоровое увлечение педагогикой детского воспитательного коллектива привело в теории и на практике к ослаблению внимания к проблемам индивидуального становления детской личности. В педагогике произошло противопоставление понятий коллективизма и индивидуализма, при однозначном поощрении воспитания коллективиста в коллективе и осуждении воспитания индивидуальности средствами парно – индивидуального взаимодействия.

Ортодоксально – коллективное воспитание, хотя и имеет в виде формирование каждой личности, всё же проходит мимо тончайших сфер психической жизни и свойств индивидуальности ребёнка. Общим характером воздействия и взаимодействия оно усредняет личность не только с точки зрения общих нравственных свойств, но и ограничивая возможности творчески – индивидуальных проявлений.

На общем фоне одних только коллективных отношений блекнет интимный мир каждого отдельного ребёнка, его натура не находит выхода общению, самоутверждению, обогащению. Как не парадоксально, но такое состояние воспитания обедняет ребёнка, противостоит действительности коллективности, суть которой во взаимообогащающих взаимодействиях здоровых индивидуальностей, личностей сильного и творческого духа. В свою очередь, ортодоксально – парное воспитание, игнорирующее общественное начало, подавляет коллективистические устремления ребят, ведёт к укреплению в сознании и привычках ребёнка эгоистического индивидуализма.

В реальной практике повседневного воспитания коллективное и парно – индивидуальное взаимодействие детей и взрослых органически и неразрывно переплетаются между собой. Они взаимодополняют и взаимообогащают друг друга. В преодолении противоречий между собой комплексное и парное взаимодействие делают воспитательную среду богаче, ярче, многообразнее, эмоциональнее, духовно – нравственнее и одновременно мягче, эстетичнее, светлее, человечнее.

Подлинный мастер, педагог – воспитатель, организуя жизнь детского коллектива, одновременно выходит на обустройство личной жизни, стабилизацию духа каждого ребёнка с помощью индивидуально личностного, парного взаимодействия детей. Успех парного взаимодействия не может быть достигнут за счет усилий только одного воспитателя. Его задача в том, чтобы войти в контакт с каждым своим воспитанником, но она и в том, чтобы обеспечить каждого ребёнка возможностью педагогически целесообразного, многостороннего, удовлетворяющего его, индивидуально – личностного общения.

Необходимо создать систему подвижного, творческого, взаимообогащающего взаимодействия. Система парного общения помогает завоевать доверие ребёнка, проникнуть в его внутренний мир, помочь ему в сложном деле самостановления. Цель индивидуально – личностного взаимодействия взрослых и детей расслаивается на деловую и духовно – нравственную.

Деловая цель состоит в том, что воспитатель делится с ребёнком своим жизненным опытом. Он учит работать с иглой, рисовать, петь, вязать и др. Это своеобразная форма шефства. Реальный критерий успешности такого взаимодействия – овладение детьми знаниями, умениями, навыками, отношения доверительности и товарищества с воспитателем в совместном труде. Духовно – нравственная цель состоит в том, чтобы на основе взаимной симпатии наладить человеческий доверительный контакт, желание и стремление обмениваться в процессе взаимодействия опытом духовной жизни.

Рождающиеся в индивидуально – личностном сотрудничестве товарищеские отношения детей и взрослых, требуют специальных форм взаимодействия и общения. Среди них – обсуждение общих и личных проблем, дача советов, дружеские дискуссии и др. Парное воспитательное взаимодействие детей и взрослых имеет большое значение в становлении детской индивидуальности. Оно не противоречит воспитанию в коллективе, а, наоборот, обогащает его. Индивидуально – личностное взаимодействие обеспечивает индивидуализацию воспитания в целостном педагогическом процессе».7

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История развития вопроса в работах педагогов.

Конспекты занятий. Рекомендации. IV Заключение. V Список литературы. VI Приложение. Введение. Задача развития индивидуальных художественных… Поэтому задачей руководителя кружка является заложить основы творческого… Необходимо позволять детям самим предлагать вид изделия, способы работы, экспериментировать, вносить новшества.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История развития вопроса в работах педагогов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства
Вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства. История развития народного промысла. Вязание на спицах – одна из областей традиционного народного искусства, которая исторически приобр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги