рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Кто ты есть, Адемей?

Кто ты есть, Адемей? - раздел Педагогика, Этнопедагогика   Песня Отвечает:   И Пастух, И Дровосек...

 

Песня отвечает:

 

И пастух, и дровосек,

Я и пахарь, и ловец,

И на скачках удалец!

 

У всех народов немало песен, сопровождаемых притопываньем, плясками или постепенно переходящих к пляске. Например, в песне чувашских детей «На краю холма» в самом начале девочка, напевая, изображает, как она идет по краю холма, хворостиной погоняя уток, ее легкая походка напоминает танцевальные движения, во второй части песни есть слова, торопящие уток, девочка говорит, что продаст их купцу за семьдесят копеек и за десять наймет гармониста (вариант: гусляра), в третьей части песенного представления девочка и поющие вместе с ней сверстники дружно обращаются к гармонисту, воодушевляя его на исполнение танцевальной музыки: гармониста представляют мальчики и девочки, поющие и хлопающие в ладоши (иногда действительно использовались музыкальные инструменты); девочка, гонявшая уток, пускается в пляс, воспроизводя движения девичьего танца; представление завершается коллективным танцем. Такие песни, оживляемые танцевальными движениями и плясками, любимы детьми всех народов.

Среди подобных песен много шуточных, где наряду с показом действия характеризуются забавные качества предметов и явлений.

Народная педагогика эмпирическим путем приходила к выяснению воспитательно-образовательных функций песен. Воспитатели из народа интуитивно понимали педагогическую ценность тех или иных музыкально-поэтических произведений и, не ставя конкретных целей, стихийно культивировали наиболее эффективные в воспитательном отношении произведения устного народного творчества, в том числе и детского. Происходил, с одной стороны, естественный отбор песен в самой детской среде, а с другой стороны, - педагогический отбор, осуществляемый воспитателями.

Среди детей подросткового возраста были более всего распространены веселые, задорные, шуточные песни: народ даже в тяжелых условиях жизни оберегал детей от горестных раздумий, старался держать их подальше от общественных бедствий и социального зла, все равно непонятных и недоступных детскому сознанию. Однако это отнюдь не означает, что в репертуаре подростков отсутствовали песни с серьезным содержанием, прививающие детям моральные убеждения, вызывающие у них чувство жалости и сочувствия, искреннее желание помочь человеку в беде, призывающие к борьбе за свободу и человеческое достоинство. Немало песен, прочно вошедших в детский репертуар, которые прямо ставят морально-педагогические проблемы. Такой, например, является старинная песня «Запрягай лошадь, выбирая». Она советует детям запрягать лошадь серую в яблоках, с закинутой назад головой: если выехать на такой лошади, то встречные люди уступят дорогу. Далее речь уже идет о дороге жизни, которая может быть доверена только тому молодому человеку, который дорожит добрым именем родителей и верен заветам предков.

Педагогическая идея в песенном репертуаре подростков проступает несравненно более явно, нежели в репертуаре самых маленьких и старших. По-видимому, здесь сказалось понимание народными педагогами особенностей и трудностей подросткового возраста как переходного периода от детства к юности.

Юношеские песни и песни зрелого возраста

 

Самый богатый репертуар - у юношества. Девушки всех народов поют лучшие песни народа, и сами являются их создателями. В лирических песнях девушек - их автобиография, раздумья и мечты, их благодарность матери, отцу, односельчанам. Изумительными творениями поэтического гения народа являются свадебные плачиневесты. В плачах - порывы души, чаяния, ожидания, надежды. Их слышат дети, для которых свадьба - самое интересное представление. Прощанье с родным домом, позже - прощанье с малой родиной - селом, деревней, аулом. Ни одна песнь в мире не содержит столько любви к родному дому, сколько плач невесты.

Еще более многообразны по жанру песни взрослых мужчин и женщин, песни родителей. Эти песни тесно связаны с жизнью народа. Среди них преобладаютобрядовые, ритуальные. Еще больше песен о труде и борьбе, песен социального протеста. Они прямо не ставят проблем воспитания, но воспитывают мелодией, мыслью, чувствами, примером воспеваемых героев, событиями из народной жизни.

Естьпесни-гимны, призывающие молодежь к верности заветам предков. В мелодии чувашской песни «Алран кайми» слышится голос вечности. Этот величественный гимн, исполнявшийся в древности на народных собраниях, до сих пор продолжает волновать глубиной содержания, безупречной музыкальностью. Когда чувашами была полностью утеряна государственность, общественная жизнь, в основном, оказалась загнанной в семейно-родовую сферу, пиры выполняли функции народных собраний. Песня «Алран кайми» до сих пор исполняется как зачин перед началом пира. Песню поют до начала угощения старики - особо почетная часть народа. Во время исполнения зачина на карниз печки, около очага, в честь гостей вешается богато вышитое полотенце, которое передается из поколения в поколение и выполняет функцию своеобразного «флага над очагом». Гимн поется сидя, а все остальные, в том числе и дети, не участвующие в исполнении этой песни, должны в это время стоять.

В песне-гимне воспевается вечный и священный труд земледельца, исполнители дают клятву не выпустить из рук плуг да соху. Параллельно с этой клятвой произносится клятва не забыть отца и мать, их поучений и заветов. Далее произносится клятва верности и любви к родным, родственникам, знакомым; лучшими, самыми дорогими в мире называются соседи и односельчане. В заключительной строке песни дается клятва - до самой смерти жить вместе, дружно, в единстве.

Этот гимн с самого раннего детства сопутствовал человеку. Вот почему его слова и заложенные в них идеи усваивались накрепко.

Такие песни-гимны есть почти у каждого народа, их немного, но они выражают идеалы, в них - живая душа народа, поэтому воспитательное значение этих песен огромно, они несут большую идейную и педагогическую нагрузку, их особенно ценили народные педагоги. Благоговейное отношение к ним воспитывалось и у детей.

Во многих песнях повторяется мысль о преемственности поколений, главное в этой преемственности - трудовая деятельность: «Наш отец хороший мастер, на столбах ворот красиво вырезает он узоры. Я и сам способный очень...» Духовная связь между отцом и сыном - в преемственности трудовых традиций. Особое уважение к уходящим поколениям демонстрируется желанием молодых людей понравиться старым людям умными беседами, мудрыми мыслями. Для молодого человека отзыв «как старик» - высшая награда.

Народные песни отличаются необыкновенной образностью. В них высшая поэзия. И блеск звезд, и лунный свет, и животворящая сила земли, и дуб в логу глубоком, и утренняя роса, от которой братья рослыми стали, и молва людская, что людям голову кружит, и дом отцовский - белый дом, шелком белым конопачен, и печь у матери - печь белая, молоком да мелом побелена, и труд - святой, в нем - горе и радость, и спасение; все это: и картины родной природы, тонкие и нравственные движения души, и вековые традиции, сберегающие народ, - находит в народной песне поэтическую, высокохудожественную форму. Народные песни - это целый поэтический и философский мир. В них - душа народа. Без песни не жил ни один человек, он рождался и умирал, окруженный родными напевами.

 

Педагогический оптимизм причитаний

 

Плачи и причитания во время похорон распространены у многих народов. Изумительными памятниками народной духовной культуры представляются русские плачи.

Похоронные причитания возникли, несомненно, в древнейшие эпохи существования человечества. Как свидетельствуют многие плачи, смерть первобытному человеку не представлялась прекращением жизни, он воспринимал ее как перемену формы существования. После смерти человек переходит в иной мир, но на земле он остается жить в потомках: детях, внуках, правнуках. В этом его бессмертие. Мысль о смерти в народном сознании всегда сопрягалась с идеей вечности - природы, человеческой души, воспитания.

Во всех плачах тема воспитания звучит и прямо (остаются дети - предмет заботы родных и близких), и косвенно (ушедший из жизни был очень хорошим человеком, надо быть на него похожим; хранить память о нем - значит, следовать его примеру, советам, заветам). Народ в плачах призывал, не забывая мертвых, постоянно помнить о живых - о детях, о будущем. Заключительные слова чувашской «Благодарственной песни» напоминают: «Пригласили на поминки, пьяных слез не лей, укачивай сирот и пой им колыбельную».

Рассмотрим несколько русских плачей.

В «Плаче вдовы по муже» муж именуется красным солнышком, покинувшем жену «со стадушком оно да со детиною». Основной предмет забот, внимания и горя не человек, ушедший из жизни, а оставшиеся в сиротах дети. Дела мужа, главным образом, оцениваются с точки зрения выполнения им при жизни функций отца-наставника, отца-воспитателя. Дети будут спрашивать об отце в поле во время пахоты, на лугах во время сенокоса, на озере во время рыбной ловли. Всюду нужен отец: он учит труду, он защитник и опора, он воспитывает в сыновьях храбрость и мужество, его доброе имя укрепляет доброе мнение о детях в народе.

 

Не храбры да сыновья растут без отнии,

Не красны да слывут дочери у матушки.

 

Мать, оставшись одна, более всего беспокоится о судьбе своих детей:

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Этнопедагогика

На сайте allrefs.net читайте: "Этнопедагогика"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Кто ты есть, Адемей?

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Волков Г.Н.
В67 Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с. ISBN 5-7695-0413-7     Эта

Предмет этнопедагогики
  Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедаго

Народное воспитание в наследии классиков педагогики
  Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов. Особенно поучительными и значимыми в этом отношении

Педагогическая культура и духовный прогресс народа
§ 1. Педагогическая культура, ее сущность и содержание   Педагогическая культура народа - это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с

Народный идеал человека
  § 1. Совершенный человек как цель народного воспитания   Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление

Средства народной педагогики
§1. Пословицы   В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, т

Да как ростить-то сиротных малых детушек?
  В «Плаче по сыне» матери «жаль тошнешенько сердечного дитятка», и она плачет не только о том, что «о сыру землю рожденье укрывается», «во глубок погреб рожденье опущается», но и о т

Мой крестовый сын, мой дите родной!
  В этих словах - дополнительное подтверждение того, что родных делает не только и не столько физическое родство - рождение, сколько духовное - воспитание. Во всех плачах тру

Комплексное воздействие песни
Песня - сложная форма народного поэтического творчества. Главное назначение песен - эстетическое воспитание. Но они имеют целью осуществление и других сторон формирования личности, т.е. являются ко

Факторы народного воспитания
§ 1. Природа   Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия

Встреча праздника Рождества
  Во-первых, к Рождественскому сочельнику (6 января) следует разучить колядки, которыми можно поздравить детей из других групп или классов, родителей, воспитателей. Прославление может

Народной педагогики
§ 1. Этнопедагогическая пансофия народов   В народных культурах нет материала для межнациональной розни. Войны - это сфера политики. Традиционная культура народов враждебна э

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги