Задача 6

Студентам после посещения уроков в школе было предложе-
но написать, какой урок им запомнился больше всего и поче-
му. Приводим одно из описаний.

«Посещенные мною уроки были проведены по одной схеме:

проверка домашнего задания, новая тема, вопросы и задачи по
новому материалу и задания на дом. Хотя у нас в школе на уро-
ках математики было почти так же, но было интересно. После
объяснения материала учительница писала на одной стороне дос-
ки 7—8 номеров задач и говорила: «Кто первый решит задачи—
первым трем — я ставлю 5, следующим трем — 4, следующим —
3»). Времени было мало, и мало кто верил, что успеет решить
хотя бы половину номеров. Но начинали решать и часто решали
все эти номера и еще дополнительно задачи повышенной слож-
ности, которые у учительницы были на карточках. С этим справ-
лялись, конечно, сильные ученики. У нас в классе было несколько
сильных учеников, и тут большую роль играло стремление быть
впереди, тщеславие. Учительница ходила по классу, проверяла от-
веты, помогала отстающим. Затем сильных учеников она опреде-
ляла к слабым. Они подсаживались к ним и начинали помогать.
На уроках было оживленно, но это был шум работающих ребят.
Весь класс сидел и решал».

Вопросы

1. Какие методы активизации обучения использовала учитель-
ница?

2. Оцените организацию обучения.

Задача 7

Примером когнитивной обратной связи может служить понима-
ние текста при чтении. В контексте уточняется смысл слов, кото-
рые не понимаются адекватно при первом прочтении.

Прочтите отрывок фразы из книги «Культура Древнего Рима»:

«Героиня романа Ахилла Татия Левкиппа, в которую влюблен
Клитофонт, убегает с ним из родительского дома»1,

Культура Древнего Рима.-М., 1985.-Т. 2.-С. 83,

14*


Ситуация, описанная во фразе, понятна, однако трудно устано-
вить, кто автор романа, а кто героиня. Двусмысленность возника-
ет из-за непонимания, какое имя принадлежит автору романа, ка-
кое героине. Уточнение этого обстоятельства становится возмож-
ным, когда будет прочитан конец фразы: «...по пути они попадают
к разбойникам, освобождаются из плена, однако в Александрии
Левкиппу похищает влюбившийся в нее разбойник Херей».

На основе обратной когнитивной связи читатель устанавлива-
ет, что героиня, очевидно, Левкиппа, а автор —Ахилл Татий. Пред-
положение, что Татия Левкиппа—имя и фамилия героини отбра-
сывается, так как другие герои имеют одно имя, хотя из пост-
роения фразы вывод этот остается вероятным.

Вопрос

Как построить фразу так, чтобы избежать двусмысленного
прочтения?

Темы курсовых исследований

1. Достоинства и недостатки традиционной формы обучения
в общеобразовательной и профессиональной школе.

2. Возможности психического развития учащихся при проблем-
ном изложении знаний в процессе обучения.

3. Психологические особенности усвоения знаний при про-
граммированном обучении.

4. Особенности формирования предметных понятий и представ-
лений в условиях применения разных форм обучения.

5. Развитие мотивов учебной деятельности школьников в про-
цессе обучения.

6. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплини-
рованным школьникам как условие оптимизации процесса обуче-
ния.

7. Психологические особенности усвоения знаний учащимися
в условиях соединения обучения с производительным трудом.

8. Самостоятельная работа учащихся по учебному предмету
как средство развития познавательной активности и творческого
мышления.

9. Внутрипредметные и межпредметные связи в преподавании
учебного предмета как средство формирования у учащихся сис-
темных знаний.

10. Внедрение достижений науки в практику преподавания
учебного предмета как средство повышения эффективности учеб-
но-воспитательного процесса.

11. Психологические условия обеспечения единства нравствен-
ного, трудового и эстетического воспитания учащихся в процессе
их обучения.

12. Психологические предпосылки оптимизации трудового обу-
чения и профориентации учащихся в условиях соединения обуче-
ния с производительным трудом.

Тема 11. Психологические основы использования

технических средств в учебной деятельности

Методические указания

При изучении темы полезно кратко охарактеризовать этапы ис-
торического возникновения технических средств в обучении и тео-
ретическое понимание их возможностей. Передача опыта, зна-
ний—основа существования и поступательного развития челове-
ческого общества. Поэтому с первых шагов развития человечества
возникает целенаправленная передача общественного опыта от
поколения к поколению, обучение и воспитание. Оно осуществля-
ется в игровом подражании действиям и поступкам взрослых,
практическом овладении орудием под руководством мастера, в ре-
чевом общении, несущем инструктивные указания, выражающем
эмоциональные отношения и передающем знания. Устная речь,
действия с реальным предметом, демонстрация движений—все это
естественные средства обучения.

Первое техническое опосредование обучения — письменная
речь—знания, воспринимаемые в визуально представленном зна-
ке. Использование письменной речи позволило ученику фиксиро-
вать ход своих мыслей, промежуточные, побочные и конечные ре-
зультаты в рассуждении и упражнении. Письменная речь, рукопис-
ная книга стали хранителем информации наряду с памятью учи-
теля. Техника рукописного размножения книги охватывает более
чем тысячелетний период истории. Однако лишь книгопечатание
создало условия, при которых письменная речь оказала значи-
тельное влияние на процесс обучения. «Порох, компас, книгопе-
чатание—три великих изобретения, предваряющих буржуазную
эпоху»1.

После изобретения книгопечатания возросший интерес к обу-
чению объяснялся установлением все более непосредственной свя-
зи научных, «книжных» знаний с практической, ремесленной дея-
тельностью людей. Позднее начинает вырабатываться принцип на-
глядности обучения, наиболее четко сформулированный в педаго-
гике Коменским. Говоря упрощенно, суть этого принципа в том,
что слово должно вызывать в сознании ученика адекватный образ.

Печатная картинка—средство наглядности—важное техниче-
ское опосредование процесса обучения. Изображение предметов
или явлений, сделанное в целях обучения, получило название ди-
дактической картинки. Рассказывая, преподаватель показывает,
и эта связь слова с образом выступает как один из основопола-
гающих механизмов развития мышления. Не следует путать дидак-
тическую картинку с картиной как произведением искусства. Пос-
леднее представляет собой объект эстетического потребления и не
является средством обучения. Дидактическая картина — носитель
учебной информации и интересна лишь как средство обучения.

' Маркс К; Энгельс Ф. Соч.— 2-е изд. — Т. 47.—С. 418.


Принципиально новое в техническом опосредовании обучения
связано с появлением кино, грамзаписи, телевидения, радио. Фик-
сация событий, процессов, образов людей на киноленту, видео-
пленку, грампластинку, магнитофонную ленту—это принципиаль-
но новые способы хранения общественно и лично-значимой инфор-
мации.

На семинарских занятиях необходимо рассмотреть вопрос о
том, какое влияние на развитие личности оказывает распростране-
ние в обществе средств массовой информации, прежде всего теле-
видения. До массового распространения телевидения окружающая
среда (природная и предметная, общественная) была единствен-
ным источником представлений ребенка. Кое-что к образам добав-
лялось из чтения (вторичные представления на словесной основе),
но до овладения чтением ребенок был в полной зависимости от
взрослого. Телевидение расширило воспринимаемый ребенком мир,
выведя его далеко за пределы непосредственного окружения. К
моменту поступления в школу ребята много знают о человеке и
природе из фильмов, учебных передач. Происходит так называе-
мое латентное (скрытое) научение.

Одной из особенностей латентного научения является отсутст-
вие осознания имеющихся знаний во время приобретения и про-
явление их через некоторый период времени. Можно предполо-
жить, что латентное научение является одним из необходимых ус-
ловий умственной акселерации. Это воздействие телевидения на
психическое развитие детей является средовым и не входит не-
посредственно в круг забот учителя, но в то же время учитель не
может остаться в стороне от потребления телевидения в семье,
шире — вне школы. Полезно беседовать с родителями и с учени-
ками старшего возраста на темы, что и как смотреть по телеви-
дению, обсуждать внеурочные передачи на соответствующих уро-
ках в классе.

На занятиях по теме студенты должны правильно понять мес-
то учителя в системе современных средств обучения. Диафильмы,
слайды, транспаранты кодоскопа—словом, вся статическая проек-
ция и звукозапись — являются в руках учителя средством нагляд-
ности. Готовя урок, учитель продумывает, какое средство он ис-
пользует, какие мысли своей устной речи он подтвердит нагляд-
ностью. Кинофильм, демонстрируемый по фрагментам, также сред-
ство наглядности. Телепередача или часть звукового фильма —
аудиовизуальное средство изложения знаний. Отношение к этим
техническим помощникам может быть сформулировано так: на
определенной части урока учитель уступает свою информацион-
ную функцию техническому средству. При включении в обучение
компьютерной техники учитель передает этому средству функции
обобщения, контроля и упражнения.

Предъявление учебного материала при использовании экранных
средств создает ряд преимуществ по сравнению с непосредствен-
ным общением учителя и ученика в классе . В киносъемке объект
может быть показан общим, средним, крупным планом, может

2!4

быть выделена его деталь, а также сверхкрупный план. Обект на
экране может быть рассмотрен с разных сторон—с выделением
и подчеркиванием главного в нем на уровне восприятия. Одновре-
менно или сразу за демонстрацией объекта на его изображение
может быть наложен схематический рисунок, мультипликация,
раскрывающие особенности невидимых процессов, взаимодействий
объектов или их частей.

Кроме перестройки пространственного видения с помощью ки-
носъемки перестраивается восприятие времени. Во-первых, су-
ществует в отличие от реального так называемое «экранное» или
«киновремя». Опыт, демонстрация, которые занимают длительное
время, снимаются на пленку в момент их организации, в начале
и конце. Это значительно сокращает время демонстрации явления.
Во-вторых, возможен замедленный и ускоренный показ (съемка),
что позволяет наблюдать явления, недоступные глазу человека.
На экране на глазах зрителя распускается и закрывается бутон
цветка. Фиксировать эти движения глаз человека в обычных усло-
виях не может: мы видим в реальных условиях лишь результаты
этих медленных движений. Технику движений бега, толчка и дру-
гих быстрых движений человек не замечает. Заснятые на пленку,
они могут быть показаны замедленно и восприняты во всех под-
робностях.

Общение людей с кинопространством и киновременем привело
к тому, что человечество научилось до известной степени видеть
реальный мир в разных планах и подмечать быстро и медленно
текущие движения. Механизм этого обучения аналогичен тому,
как человек, рассмотрев предмет через увеличительное стекло, на-
чинает видеть в нем такие детали, которые он до этого не замечал
невооруженным глазом.

Запись речи ученика на магнитофон дополняет возможности
воздействия техники на ученика в процессе обучения. Ученик ред-
ко слышит свой голос записанным на пленку. Произношение на
уроках русского и иностранного языка, логическая структура от-
вета, выразительность речи на всех других предметах становят-
ся доступными для анализа и учителя и ученика. К сожалению,
учителя редко прибегают к использованию звукозаписи.
^ Не может не оказать влияние на развитие личности и компью-
теризация обучения. Несмотря на то что к настоящему времени
характер этого влияния еще не изучен полностью, студентам нуж-
но раскрыть те направления, в которых оно может осуществлять-
ся в зависимости от возможностей компьютера, целей его исполь-
зования в учебном процессе, В связи с этим целесообразно про-
анализировать характеристики различных типов компьютеров, ис-
пользуемых в обучении, и те требования, которые учителя предъ-
являют этой технике. Кроме того, полезным будет рассмотрение
вопроса о том, как изменяется характер деятельности учителя
при использовании компьютеров с различными целями. Важно
также выяснить, какое влияние может оказывать на развитие по-

21&


знавательной деятельности и свойств личности систематическая
реализация компьютерами этих функций в учебном процессе.

Компьютер как средство обучения открывает новые возможнос-
ти управления умственной деятельностью по сравнению с други-
ми техническими средствами. Реципиент «потребляет» в непрерыв-
ном потоке информации телевидение при отсутствии обратной
связи. Компьютер позволяет извлекать только ту информацию,
которая нужна в данный момент, данной аудитории или отдельно-
му человеку.у

Однонаправленный поток информации в учебном кино и теле-
передаче при компьютерном обучении ликвидируется за счет уста-
новления пошаговой обратной связи, осуществляемой не только по
результатам усвоения, но и более жестко в самом процессе усвое-
ния отрезка материала. Компьютерная техника открывает воз-
можности введения новых методов управления процессом усвое-
ния, прежде всего за счет исследования изучаемых явлений или
процессов, проверки всех возникающих в ходе усвоения гипотез
и обоснования верных.

Для обсуждения этих вопросов студентам уже сегодня можно
рекомендовать если не результаты проведенных специальных ис-
следований, то статьи, рассказывающие об опыте использования
компьютеров в обучении различным дисциплинам, об отношении
учащихся к введению этого технического средства в учебный про-
цесс, о предполагаемых изменениях в стиле мышления, организо-
ванности умственной деятельности, скорости ее протекания у тех,
кто систематически работает с ЭВМ.

По данной теме можно провести как семинарские, так и прак-
тические занятия. На семинарских занятиях следует обсудить
теоретические вопросы применения технических средств обучения.
Студенты должны понять, что применение в обучении технических
средств закономерно, что новые технические приемники хранения
и переработки информации, возникшие в обществе, становятся
неотъемлемой частью школьного обучения — подготовки ученика к
извлечению информации за стенами школы. Так было с книгой, с
звукозаписью, кино, телевидением. Так возник вопрос об обуче-
нии школьников общению с ЭВМ. Учить школьников на уроках
нужно не только языку общения с ЭВМ, но и пониманию языка
кино и телевидения, умению извлечь полезную информацию из
средств массовых коммуникаций.

Не менее важным является положение о влиянии воздействия
технических средств на развитие психики. Возможность телеви-
дения моментально преобразовывать объект в изображение, пе-
редавать его и им оперировать изменила в структуре сознания сов-
ременных людей соотношение слова и образа. Образ, схема разной
степени абстракции, модель, график, чертеж — все это средства,
широко вошедшие в обиход благодаря аудиовизуальным средст-
вам. Возможность общения с компьютером создала условия для
оптимального соотношения алгоритмических и творческих процес-
сов, для исследований и открытий в процессе учения.

Третье, на что следует обратить внимание студентов при изу-
чении темы,—место и роль учителя при широком распространении
в обучении технических средств. Сейчас общепризнано, что учи-
тель остается главной фигурой в обучении и воспитании, какбы
ни усовершенствовались средства подачи учебной информации.
Однако распространение в обществе массовых средств информа-
ции и их проникновение в школу изменили функции учителя. На
ряде уроков его информационная функция может быть передана
техническому средству. Становится из-за большой осведомленнос-
ти учеников все более важной обобщающая функция в изложении
знаний. Изменения претерпевают и другие функции учителя. Этот
вопрос также полезно рассмотреть на семинарском занятии.

Поставленные и рассмотренные на семинарских занятиях во-
просы следует конкретизировать и углубить на практических за-
нятиях. При проведении этих занятий важно убедить студентов
в тех положениях, которые были выделены как ведущие по дан-
ной теме. Именно убежденность может стать основой положитель-
ного отношения будущих учителей к овладению техническими
средствами и желанием активно их использовать в своей работе.
Поэтому самый целесообразный путь организации практических
занятий—просмотр и анализ уроков с использованием различных
технических средств.